Почему Россия проиграла Бельгии? Потому что у них есть совесть, а у нас – кооператив «Озеро»
- У них есть Азар, а у нас – нет. Такие игроки делают результат, - объяснил наше поражение от бельгийцев (1:3) в первом матче квалификации Евро-2020 народный футболист Российской Федерации, капитан национальной сборной Дзюба.
Прав на тысячу процентов: нет у нас таких Азаров. И не предвидится пока. Надежда русского футбола Головин, которому скорее по инерции, чем по делу, раздали авансов на годы вперед, - ученик начальной школы на фоне Азара и его партнеров.
Это констатация. А вот вопрос: почему? Почему в Бельгии вдруг объявилась великолепная, лучшая за всю историю сборная страны , одна из лучших в мире?
В том-то и дело, что не вдруг. Причин масса, они взаимосвязаны. Совсем не удивлен успехами: в свое время мне удалось плотно ознакомиться с бельгийской системой организации и управления, я имею представление об истоках «чуда».
В маленькой Бельгии созданы условия для развития эффективной системы подготовки талантов: детско-юношеский футбол продвигается на всех уровнях, усиленно и планомерно. Работа футбольной ассоциации основана на принципах демократии. Главные действующие лица, сами себе адвокаты и прокуроры, – субъекты футбола, а не сторонние фигуры. Клубы вкладываются в инфраструктуру, развитие скаутской сети и академий, а не в легионеров. Как грибы после дождя растут грамотные специалисты, на которых существует устойчивый спрос.
У них есть совесть и мера ответственности. У них, наконец, есть лидеры – Франсуа де Керсмакер и Жерар Линар, бывший и нынешний президенты Королевской футбольной ассоциация, способные не только объединять, но и защищать футбольное сообщество от произвола.
У нас тоже много чего есть. Например, кооператив «Озеро», Газпром, ВТБ, РЖД и тэдэ. Кулуарная система принятия решений. Расходный чек на 15 миллиардов евро, чтобы грамотно обслуживать толпы миллионеров и легионеров. Годовой доход в 25 миллионов евро на все клубы РПЛ. Спортивная журналистика, ставшая символом халтуры и беспринципности. Замороченные «аналитики», рассуждающие после неудач о схемах, тактических просчетах, заменах, травмах и невезении, а не о корневых причинах.
Вот вам и контраст. Соответственно, и вопросы по существу совсем другие.
У нас Аркадий Дворкович, долгое время курировавший в Кремле спортивную отрасль, недавно заявил: «Путин – скептик по части нашего футбола».
Жаль, что некому было спросить: работая в статусе помощника президента, вице-премьера правительства, члена исполкома РФС, руководителя Комитета по развитию футбола – что сделали вы, товарищ Дворкович, для того, чтобы всемогущий президент относился к отечественному футболу иначе?
У нас сборной долгое время рулили забугорные гусы, дики и фабио, которым развитие российского футбола – вообще до лампочки, так что какие к ним претензии? Но чем, если внимательно присмотреться, отличается от них Черчесов?
Или Семин, или Бердыев, или Газзаев, или Кобелев и далее по списку – «люди футбола», работающие в нем строго во имя исполнения личных контрактов и ни для чего больше?
Или Слуцкий, который понимает проблематику глубже многих, но вместо того, чтобы поднимать системные вопросы, раздает пустые интервью о превратностях футбольных судеб и трудностях жизни на чужбине?
Или Галицкий, которому честь и хвала за создание клуба со всей его чудесной инфраструктурой, но который не в силах бороться не то что с системой – с маленькой, но хорошо организованной группой влиятельных агентов, напрямую связанных с «большими людьми»?
А еще у нас так: футболисты – понятное дело, стяжатели, бездельники, бездари, зато те, благодаря кому они такими стали – Мутко, Фурсенко, Миллер, Смородская и их подельники, - вообще не при делах.
Нынешний депутат Газзаев с клубным бюджетом в 40 миллионов долларов в депрессивном регионе, руководители лиг Прядкин и Ефремов, погрязшие в коррупционных скандалах, - они в сторонке. Им плевать, откуда бабки, - от Ротенберга, Керимова, РЖД, Газпрома, регионального князька или из кармана налогоплательщика, - лишь бы было, с чем управиться.
Как трогательно в свое время рассказывал Фурсенко про одного голландского тренера: «Россия – страна, не похожая ни на кого. Здесь столько души, сколько нет нигде, что чувствует любой человек, столкнувшийся с нами. Послы других держав не хотят отсюда уезжать. Получив в России огромный заряд позитивной энергии, он неимоверно тосковал по этой атмосфере. Ему казалось, что в тихой Бельгии он найдет успокоение, но этого, видимо, не произошло. Он соскучился по энергетике, которая была в России и, несмотря на то, что семья не очень хотела такого поворота событий, через это переступил».
Как подумаешь о неизбывной тоске и муках, которые пережил несчастный иностранец, покинув Россию, - слезы душат, комок в горле встает, Хорошо, что вернулся. Заодно и еще пяток «лимонов» поднял.
Но прочь лирику, продолжим.
У нас Черчесов получает в РФС 2,5 миллиона евро, Семин в убыточном «Локомотиве» имеет 2 миллиона. Много это или мало? На чьи деньги Мутко привез в Россию проходимца Капелло (8 миллионов в год мы с вами ему платили, если кто не знает)? Сколько игроков за 15 лет работы в «Рубине» продал через своих агентов Бердыев? Чем кормит семью в провинции детский тренер с зарплатой 12 тысяч рублей?
Еще вопросов хотите? Да их тысячи! В братских республиках – та же картина маслом, мы ведь все из одного инкубатора.
Сколько, например, получает в Узбекистане аргентинец Купер – 1 миллион или все-таки 2? Кто из членов Ассоциации футбола интересовался, по каким счетам проходят эти деньги? Кто присутствовал на переговорах? Что именно мешает обнародовать условия куперовского контракта?
И почему, кстати говоря, тренеры молодежных и юношеских команд Узбекистана имеют несколько меньшие зарплаты – максимум по 300-400 долларов? А о детских, работающих за 50-70, лучше и вовсе не вспоминать…
У нас менеджер Ткаченко, журналист Уткин, тренер Черчесов, агент Агузаров – питомцы одного серпентария. Заявление главного тренера Оренбурга Федотова о том, что его семье поступают угрозы, а также вскрытая переписка между агентами о намерении снять тренера – явные признаки коррупции и криминала. Как только они возникают, в дело должны мгновенно включаться Комитет РФС по этике и правоохранительные органы.
Но по зубам ли им, если откровенно, все эти высоко летающие персонажи: теневые дельцы, хозяева клубов, руководители лиг? Нет, конечно. Борьба с коррупцией в авторитарном государстве невозможна, это чистая метафизика. Максимум, чего можно добиться, - констатации самого факта коррупции, а о противодействии ей и речи быть не может.
Это объяснимо: они – люди одной системы. В России им можно все.
У нас руководство РЖД приглашает в совет директоров «Локомотива» Нагорных – одного из главных фигурантов дела об организации государственной системы применения допинга. Приглашает в очень сложный период, когда решается вопрос о допуске российских спортсменов к международным соревнованиям.
Неужели министр спорта Колобков, глава ОКР Поздняков и помощник президента Левитин не в состоянии держать в наморднике дураков из РЖД? Или эта фантастическая глупость делается с их ведома? Все ведь прекрасно знают, что дотошный профессор Макларен предоставил суду файлы с электронной перепиской от имени Нагорных. А Россия этот факт не оспорила, убрав чиновника с должности замминистра, чтобы ему не задавали неудобных вопросов.
Так ведь и вопросы у нас задавать особо некому. При тотальном контроле власти над прессой она, пресса, превратилась в унылую декорацию. Наши медиа давно перестали заморачиваться профессиональной аналитикой. Они не способны объяснить, по каким именно причинам гниет российский спорт.
Пропаганда отдана дешевым горлопанам вроде Губерниева, одного из любимцев власти. Их задача – вооружившись патриотическими лозунгами, включить агрессию по отношению к недругам.
У нас процветание футбола прочно связано с деятельностью управленцев уровня и психотипа Мутко/Фурсенко. Нет никаких сомнений в том, что ему, российскому футболу, нужен достойный продолжатель начатого.
Такой в Дом футбола и пришел. Правильно выбранный наследник Дюков будет сочетать неуемную энергию речника и глубокомыслие автора Кодекса чести. Верим, что не свернет с курса, который проложили братаны. Что готов тащить на своих плечах непосильную ношу. Что найдет очередные 400 миллионов рублей на покрытие долгов очередной «Томи», не забудет и «Амкар» с «Анжи», и «Кубань» с «Авангардом».
Ну а что такого? Отношения с общественными организациями видятся братанам бесхитростными: «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Причем ужинают не за свой счет, а за государственный. То есть – налогоплательщиков.
Сарказм – сильное оружие, но всему есть свой предел.
Если честно, если по-взрослому – не стоит всей этой публике рассчитывать на индульгенцию за несостоявшиеся спортивные судьбы детей, которые не получили качественного спортивного образования, не смогли реализоваться в профессиональном спорте. Не будет пощады от элитных спортсменов, которым перекрыли, перекрывают и будут перекрывать кислород на международной арене.
Подлее сегодняшних времен Россия не знала. По наглости, безнаказанности, коррумпированности и жажде наживы наши современники советских вождей прошлого делают в одну калитку.
Поэтому я с тоской и печалью смотрю в будущее нашего футбола – и спорта вообще – как минимум в ближайшие годы.
У нас лучший российский бомбардир 3-х последних лет - Фёдор Смолов - играл в эти годы в рамках чемпионата Росссии по 20-22 игры...
А в той же Испании только тех, кто проводит в чемпионате по 30 игр ()максимальное возможное у нас кол-во() набирается под полторы сотни!! И это каждый год...
Прикиньте разницу!
---
Ну хватит сказки рассказывать ...