10 мин.

Три столицы

«От Москвы до Ленинграда и обратно до Москвы пляшут линии, ограды и мосты» - пел ансамбль «Браво». О том, как привычные образы оживают и наполняются новым значением, и идет речь дальше. После кубковой победы «Локомотива» Останкинская башня окрасилась в клубные цвета, как и Лахта-центр в связи с чемпионством «Зенита».

«Царь зверей» был выбран в качестве талисмана «Зенита» потому, что «в этом городе львов больше, чем жителей», как говорил герой известного фильма. В связи с чемпионством 2007 года болельщики повязали шарф ЦСКА на скульптуру «Укрощение коня», а в 2011 сине-бело-голубые шарфики были надеты на петербургских львов.

В девяностые годы был основан фан-клуб, на членских билетах которого изображен лев Дворцовой пристани с мячом вместо шара. 

Царскосельская скульптура гладиатора неоднократно подвергалась членовредительству.

Эмблема «Сталинца» (предшественника «Зенита») представляла из себя флаг с белой полосой в окружении двух голубых или зеленых. Ленинградский парад физкультурников: Сталин, давший название спортивному обществу, и Спас на Крови на заднем плане.

При затенении возникает синий цвет, под куполом зигзагообразные узоры, применяемые в экипировке.

С собором связан ряд мистических легенд, так почему бы не добавить к ним еще одну? Купол со стрелкообразным орнаментом можно соотнести с фарм-клубом  «Зенита», а близлежащее крыльцо - с Малой спортивной ареной. Соответственно, глава с ромбическими узорами - «Динамо» СПБ, при этом крыльцо напротив - одноименный стадион. Купол, совмещающий стрелки с ромбиками - стадион  «Петровский», где играли как зенитовцы, так и динамовцы, а глава с крестообразным орнаментом - «Крестовский». Позолоченные купола - кубки разного калибра.

Позолоченный купол Василия Блаженного опять же ассоциируется с трофеем; в свое время Михаил Лермонтов неслучайно сравнил его с графином. Большая желто-зеленая глава соотносится с полем в «Лужниках», соответственно, меньшие купола - стадионы клубов, тем более, что их крыши включают крестообразные конструкции. Означает ли это, что собор в самом деле иллюстрирует московский футбол? Если допустить существование мистики из легенд о юродивом, в честь которого храм назван, то почему бы и нет.

В 1940 году на Красной площади состоялась игра между динамовцами и торпедовцами, завершившаяся нулевой ничьей. На этом значке эмблема «автозаводцев» помещена напротив колокольни, орнамент которой соответствует торпедовской шестеренке. Логотип «Локомотива» отсутствует в силу клубной вражды.

Презентация хоккейного «Динамо» на фоне бело-голубого купола.

У стен собора установлена памятная доска, посвященная многолетнему участию РЖД в реставрации объекта. Открытие детского турнира «Локобол» происходило на Красной площади в течение трех лет. В 2011 году железнодорожники взяли верх над армейцами со счетом 7-5; на заднем плане виднеются как красно-зеленая, так и красно-синяя главы. Спустя год ЦСКА снова уступил на том же самом месте (1-0). В XVII веке на Красной площади отмечался праздник Входа в Иерусалим, цвета которого были красно-зелеными, при этом коню приделывались уши, как у осла.

В 1936 году красно-белые сыграли двусторонку на Красной площади, в которой основа взяла верх со счетом 4-3. После чемпионства 2001 года в игре с «Зенитом» табло показало салют на фоне собора. Гандбольный «Спартак» презентовал форму напротив придела Николы Великорецкого, имеющего красно-белую главу. Под куполом расположен ромбический орнамент, соответствующий клубной эмблеме.

Ромбики можно увидеть и на храме Варвары Великомученицы, расположенном поблизости. В данном случае торговые ряды скрывают лишние главы собора.

Оформление Никольской башни, название которой "рифмуется" с вышеупомянутым приделом, включает белую полосу, как и дизайн спартаковских футболок. На ней опять же размещен ромбический узор.

Над воротами башни помещен образ «Никола Можайский», которому меч придает сходство с гладиатором.

Памятник Минину и Пожарскому создан в античном стиле, в связи с чем они тоже похожи на гладиаторов. Один из них указывает в направлении Манежной площади, где, в свою очередь, четверка коней устремляется в сторону Красной, очерчивая главное московское дерби. Мавзолей соответствует красно-черным цветам «Казанки» - локомотивского фарм-клуба; его проектировал тот же архитектор, что и Казанский вокзал.

После создания спортивного общества «Локомотив» железнодорожники стали играть в красных майках с вертикальной белой полосой. До этого клуб назывался «Казанкой» - командой Московско-Казанской железной дороги. На Доме культуры железнодорожников, входящем в комплекс Казанского вокзала, 10 полос (вратарь обходился без полосы). 

Орнамент Арсенальной башни включает треугольники с зеленой каймой, как и эмблема семидесятых годов, введение которой совпало с возвращением «арсеналки».

На Спасской башне установлены фигурки львов и медведей с "мячиками" в лапах, как бы иллюстрирующие связь АПЛ и РПЛ. Львы обязаны своим появлением английскому архитектору, а медведей впоследствии добавили отечественные реставраторы.

Юношеская сборная России на фоне Исторического музея и Воскресенских ворот, на шпилях которых находятся двуглавые орлы, как и на логотипе РФС.

На дверях изображены львы, такие же, как на Стрелке Васильевского острова в Петербурге.

Казанский Зилант.

Форма «Искры» (предшественницы «Рубина») была белой, как и казанский Кремль, который виден с Центрального стадиона как на ладони. Советская эмблема напоминает "падающую" башню Сююмбике, известную своим наклоном.

Более поздний логотип похож на ее перевернутую арку. Интерес к сооружению, с которым связана легенда о свободолюбивой царице, мог быть вызван подъемом татарского самосознания в девяностые годы. 

В архитектуре Спасской башни совмещены три основных варианта: круг в виде циферблата, а также полукруглая и стрельчатая арки. Новая эмблема появилась в 2016 году, при этом форма включала изображения обеих башен. 

Почему же мы упорно не замечаем связь спорта с искусством? Возможно, из-за того, что не умеем заново открывать привычное, о чем напоминает стихотворение Маяковского «А вы могли бы?»