Метро... как много в этом звуке
Вне сомнения, метро - это не просто транспорт, а одна из достопримечательностей мегаполисов. В 2011 году «Зенит» разместил 40-метровую брендовую рекламу в переходе между станциями «Невский проспект» и «Гостиный двор». На ней было изображено празднование гола Данни, скомпилированное из нескольких тысяч фотографий. Футбольное поле совмещено с уровнем пола; этот эффект позволяет изображению казаться объемным. Между прочим, тогда команде впервые удалось выйти в плей-офф Лиги чемпионов.
Станция «Новокрестовская» расположена рядом со стадионом «Зенита» на Крестовском острове. Стены выкрашены в сине-бело-голубые цвета, изображая пенящиеся волны Финского залива, хотя объект открылся к чемпионату мира 2018 года, когда еще не было пресловутого слогана «идет волна». Дело в том, что «Новокрестовская» создана на искусственно созданной намывной территории, отвоеванной у моря. Гендиректор клуба Александр Медведев заявил, что если станцию удастся переименовать в «Зенит», то в ее отделке будет использована соответствующая символика. Согласно данным «Агенства социальной информации», новое название поддержали 44%, 26% проголосовали против и еще 30% воздержались. Однако в результате опроса, проведенного городской администрацией, голоса разделились примерно поровну, поэтому к данной теме было решено вернуться после более широкого обсуждения.
Хотя объект совсем новый, на нем сразу же начала обваливаться плитка и перестали работать эскалаторы. Такая же ситуация на соседней станции «Беговая», которая еще и протекает, поскольку располагается в водонасыщенных грунтах. Кстати, в ходе работ строители наткнулись на подземную реку, которая стала причиной затопления тоннелей в девяностые годы. «Это ад, мы черпаем воду ведрами, вагонами... Это полный провал» - заявил директор «Метростроя». Также могли сказаться и ускоренные темпы в связи с чемпионатом мира. «По нормативу у нас 4,5 года, а мы должны построить за 2,5. Кому ни расскажу из специалистов, мне все говорят: «ты что - «ку-ку»?!» - сообщил глава компании. Прокладка станций обошлась в 37 млрд рублей (для сравнения, затраты на стадион составили 43 млрд). В преддверии чемпионата Европы «Газпром» снова поднял вопрос о благоустройстве и переименовании «Новокрестовской».
В годы войны «Спартаковская» станция московского метро была переименована в «Бауманскую», а вместо гладиаторов со спортсменами установили представителей фронта и тыла.
Станция «Спартак» открылась в 2014 году вместе со стадионом. В первую очередь на ней следует отметить витраж с эмблемой клуба, а также факелы.
На стенах изображены различные игровые ситуации. Оформление сделано максимально нейтральным, чтобы не провоцировать болельщиков других команд.
В итоге красно-синий терминал был более заметен, чем спартаковские цвета. Правда, после изменения логотипа метрополитена инфостолбы стали красно-белыми.
Станция «ЦСКА», открытая в 2018 году, и вовсе стала объектом для троллинга. «А с какой заботой выбрана цветовая гамма! Белое на красном, благородно» - иронизировал Василий Уткин в своем «Твиттере». На самом деле, по бокам у букв имеется синяя подсветка, хотя это не очень заметно. На станции установлены фигуры футболиста Всеволода Боброва, хоккеиста Дениса Денисова, баскетболиста Виктора Хряпы и лыжника Николая Панкратова (в память об Обществе любителей лыжного спорта, от которого армейцы ведут свою историю). На постаментах изображена эмблема клуба. Проектное название - «Ходынское поле»; было собрано 8 тысяч подписей за переименование и 5 тысяч против.
Под сводами также изображены другие виды спорта, включая конный. В общей сложности представлены 12 видов соревнований.
В том же 2018 году был запущен юбилейный поезд, в котором каждый вагон посвящался тому или иному спорту.
Станция «Динамо» была открыта в 1938 году. Купол состоит из ромбических орнаментов, вероятно, отсылающих к эмблеме спортивного общества.
У динамовского стадиона, расположенного рядом, похожее оформление.
На станции более двух десятков барельефов с различными видами спорта, в числе которых есть изображение Григория Федотова.
А это еще один динамовец - Сергей Ильин.
Аналогичный барельеф на станции «Парк культуры».
Станция «Черкизовская» открылась в 1990 году. Министр путей сообщения Борис Бещев связывал с ней большие надежды. Он говорил тренеру следующее: «Игорь Семенович, знаешь, когда «Локомотив» поднимется? Смотри: метро сейчас только до «Преображенской площади» ходит, до нашего стадиона в Черкизово народ вынужден ехать с пересадкой на автобусе. А вот когда ветку проведут до «Черкизовской», тогда мы пойдем в гору.»
С обеих сторон расположены витражи на спортивную тематику, правда, клубная индивидуальность в них не отражена. В 2015 году инициативная группа болельщиков предлагала дать станции название «Локомотив», но получила отказ, поскольку переименованию подлежат лишь те объекты, которые находятся на стадии строительства.
Зато станцию московского центрального кольца, расположенную по соседству, удалось переименовать из «Черкизово» в «Локомотив». Это решение было принято за месяц до ее открытия в 2016 году; образно выражаясь, «железнодорожникам» удалось вскочить на подножку уходящего поезда. Илья Геркус говорил о планах по оформлению обоих объектов в соответствующей стилистике: «будет сногсшибающе красивый проект, прославляющий наш клуб, ценности и традиции». Василий Кикнадзе, напротив, назвал этот вопрос второстепенным.
Станция «Автозаводская» рядом с торпедовской ареной была открыта в 1943 году. Современное название, которое удачно совмещается с прозвищем «автозаводцы», получено ею в 1956. В шестидесятые годы на вестибюля был помещен коллаж, включающий футболистов и стадион. На груди игрока в темной майке изображена буква «T», позволяющая идентифицировать его как торпедовца. В свою очередь, горизонтальная полоса, размещенная на светлой футболке, является атрибутом «Спартака» - дружественного клуба.
Скульптура футболиста на станции «Площадь революции».
Проект оформления вестибюля на станции «Спортивная» рядом с «Лужниками».
Казанское метро открыто в 2005 году - к тысячелетию города. На входе установлен змей Зилант - символ Казани и «Рубина». Спустя несколько лет он был испорчен фанатами «Спартака».
Новая статуя существенно отличается от прежней. Именно она была взята за основу при создании логотипа 2013-16 годов.
«Мне очень нравится казанское метро, потому что, чувствуя гул приближающегося поезда, можно представить себе, как там ползает Зилант и какие-то его родственники» (литератор Денис Осокин).
В 2012 году финал кубка России проходил в Екатеринбурге, в нем встречались "Рубин" и "Динамо". Ночью казанские болельщики "переименовали" станцию метро. Интересно, что спустя несколько часов участники акции самостоятельно восстановили название.