Krass(n), odar? Трэвелог о поездке редакции блога на «Краснодар» - «Байер»
Krass(n), odar? Именно так обозвали немецкие болельщики «Байера» итоги декабрьской жеребьевки. Забавная игра чуть измененного слова «oder», которое вкупе с вопросительным знаком означает «не так ли?», и слова «krass», лучше всего переводящегося как «безумие».
Да, именно в его непонятном значении, не то негативном, не то позитивном – немцы сами толком не знали, как им реагировать на соперника. Те, кто постарше, радовались: новый город, да еще такой, куда явно не поедешь больше никогда в жизни, что может быть прикольнее для любителей путешествий? А ребята помоложе ворчали: снова приличные траты, снова делать визу. Немцам она обходится, кстати, дороже, чем россиянам. Ведь все европейские страны давно обзавелись официальными визовыми центрами на территории РФ, чтобы максимально упростить жизнь русским путешественникам. А вот европейцы в Россию ездят далеко не так часто, поэтому надобности в них нет. В итоге немцы перед поездками в Восточную Европу стоят перед выбором: или проходить девять кругов ада и подавать документы напрямую в посольство, откуда тебя отошлют домой из-за малейшей ошибки, или заказывать визу в турагенстве за двойную цену. Трезво оценивая свои возможности, все, само собой, выбирают второй вариант, и потому немецкая молодежь, среди которой много небогатых студентов, российским соперникам, как правило, не сильно радуется.
А вот моя радость, напротив, превышала все допустимые пределы. Даже несмотря на то, что в то время еще было неясно, останется ли у руля команды Херрлих, а я прекрасно понимала, что если в игре команды ничего не изменится, хоть мало-мальки сильного соперника мы точно не пройдем. Дело же не в факте прохода – вылететь раундом раньше или раундом позже, разницы нет, когда не борешься за трофеи. А я просто еще осенью поняла, что очень соскучилась по массовым выездам, которые наш фанклуб «Russische Pillendreher» всегда организовывает, если «Байер» приезжает в Россию, Украину или Беларусь. Последний раз был два года назад – поздней осенью 2016-го «аспиринщики» приехали играть с ЦСКА, и по степени масштабности организации это однозначно был самый мощный и крутой наш общий матч. Немцев до Москвы доехало не меньше сотни, а от нашего фанклуба на секторе оказалось аж пятьдесят человек. Не все были болельщиками именно «Байера», кто-то взял друзей и подруг, но сорганизовать такую толпу, обеспечить ее билетами на гостевой сектор, вовремя их всем отдать, да еще и организовать встречу старожилов фанклуба с Брандтом, Камплем и Шмидтом, на которую нам дал добро «Байер» – все это требовало массы сил и концентрации внимания на мелочах.
Однако организаторскую работу (тем более, связанную с любимой командой) я люблю, и в итоге тот день стал для меня однозначно лучшим за весь календарный год. Поэтому поездку в Краснодар я предвкушала с самого дня жеребьевки. Да и давно отработанная система покупки билетов на гостевой сектор давала возможность заниматься приятным делом, но без стресса, так что в последние дни я уже едва могла заниматься привычными вещами и работать. И началась поездка просто замечательно: моя любимая авиакомпания «Победа» (здесь могла быть ваша реклама) вновь выдала мне бесплатно одно из самых удобных мест в середине самолета, а вот Аннушка сидела чуть подальше и потому имела возможность вдоволь похохотать, заметив прекрасное от авиатехников питерского аэропорта на крыле.
Прилетали мы за день до матча, чтобы осмотреться, погулять, потусить с рано приезжающими немцами и иметь возможность выйти на связь с фанподдержкой, которая привозила нам билеты, и заранее их забрать. Сделать последнее, разумеется, не удалось, но с остальным проблем не возникло. Заплатив на троих за такси из аэропорта до центра города фантастически крошечную по московским меркам сумму в триста рублей, мы заселились в свой отель и отправились поесть раков в обнаружившуюся рядом раковарню.
Идея принадлежала Аннушке, я была не против, как и присоеденившийся к нам Саня. Поедание раков, как выяснилось, почти искусство и больше процесс, чем результат. Я, впрочем, однозначного мнения о нем составить так и не смогла. С одной стороны, было забавно, а хвост и спинка были вкусными. С другой, ярко-красные раки грустно смотрели на меня своими черными глазами-бусинками, а когда подошедший чуть позже Леша заявил, что он рак по гороскопу и своих не ест, и я, родившаяся в том же месяце, почувствовала муки совести.
Позже мы пошли прогуляться по центру городу. Впрочем, как такового центра в Краснодаре толком-то и нет – есть длинная улица Красная, на которой сосредоточена вся общественная жизнь. Тут базируется основная часть баров и ресторанов, все хоть сколько-нибудь интересные памятники и мемориалы, Вечный огонь, Театр драмы (где, как мы не могли не поострить, надо было выступать Ули Хеннесу с той самой декабрьской пресс-конференцией), Доска почета лучших работников города в самых разных сферах и два самых фешенебельных отеля.
Забавно, кстати, то, что мы, хотя и не собирались встречать команду, почти точно знали, где она остановится – фанподдержка уже сказала нам, что они и пресса будут жить в «Ибисе», который находится рядом с «Рэддисоном». А вот болельщики дортмундской «Боруссии», которая играла здесь весной 2015-го, сперва пришли ко входу в «Мэрриотт», который, разумеется, стоит в самом противоположном конце улицы. С учетом того, что на Красной примерно три сотни домов, было удивительно, что добежать до «Рэдиссона» и встретить «шмелей» российские дортмундцы тогда все же успели.
Я в тот раз в Краснодаре тоже была, но в качестве стажера прессы, поэтому в основном шаталась повсюду с Ромой Нагучевым, Кирой Дементьевым, Машей Макаровой и посмотреть город толком не успела. Сейчас же мы с удовольствием прогулялись по всем интересным местам.
Нашли мы даже некую инсталляцию, посвященную, почему-то, разным Олимпийским играм – видимо, Краснодарский край всё ещё находится под впечатлением от Сочи-2014.
А чудесный памятник просто не могли не завербовать в свои сторонники.
Мы же, дойдя до конца улицы, засели в барчик «Krasnodar Urban Pub» (здесь снова могла быть ваша реклама, смелее, налетайте), понравившийся нам по оценкам на Гугл-картах. Бар и правда оказался отличным – вполне приемлемые цены, хорошее меню, настольный футбол, в который наши ребята с удовольствием поиграли, когда к нам присоединились еще и Саша с Лешей – администраторы паблика «Байера» Вконтакте, наши давние друзья. А самое главное – у бара было большое помещение, поэтому, когда к нам подошли еще и несколько прилетевших чуть позже немцев, мы выбрали его местом неофициального сбора наших болельщиков на завтра.
Как правило, когда на выезд съезжается много фанатов, такое место назначает фанподдержка, оповещая всех о нем в официальной группе на Фейсбуке, и оттуда к стадиону фанаты добираются все вместе. Это и удобно, поскольку не надо платить за городской транспорт (болельщиков гостей почему-то катают на нем бесплатно), и безопасно, поскольку всю толпу сопровождает полиция, так что можно по уши увешаться атрибутикой и быть уверенным, что местные тебя не тронут. Ну и, в конце концов, это просто красиво – ведь проход по городу всегда сопровождается мощными зарядами. До сих пор самым запомнившимся мне остается наше шествие по Мадриду. Туда, несмотря на не обнадеживающие 2:4 в первом матче с «Атлетико», приехало несколько тысяч «аспиринщиков», и до «Винсенте Кальдерона» все шли от центра города пешком. По всему нашему пути тогда выстраивались ряды испанцев и снимали нас на мобильные телефоны.
Но конечно, в Краснодаре, куда приехало всего 116 человек, ничего подобного не ожидалось, так что организовывать место встречи пришлось самим. Обсуждали это мы за вкусным ужином, а потом, подгоняемые Маркусом, снова отправились играть в настольный футбол. Он в Германии, кстати, вообще очень популярен и любим. Потому и играют немцы в него – как и в обычный, впрочем – часто лучше россиян. Каким образом Маркус умудрялся, дергая всего два рычага, проворачивать целые комбинации, мне так и осталось неясно, но смотрелось здорово.
Надолго наших немецких друзей, правда, не хватило. Вылетали они этим утром очень рано, а потому не выспались и хотели пораньше лечь. Так что, попрощавшись с ними, мы в районе десяти вечера перебазировались из этого прекрасного заведения в другое, под названием «Mr. Drunke Bar» (и здесь тоже могла быть ваша реклама). Туда нас позвал Леша Андронов, и приглашение я приняла с радостью, поскольку уже сто лет с ним не виделась. В этом баре мы все вместе тусовались после матча Краснодара с Дортмундом, держат его Лешины хорошие друзья, и потому просмотр матч «Тоттенхэм» - «Боруссия» в этот вечер нам организовали в отдельном кабинете.
Порадовать игра нас отказалась, зато компания была прекрасная. А надо ли что еще для хорошего выезда! Разошлись мы все лишь в первом часу ночи и проспали в ту ночь почти до двенадцати, но после полудня из отеля пора было уже уходить. Нашим же рейсом из Москвы, только на день позже, прилетали Соня и Лера, которых Аннушка обещала отвести в раковарню, чтобы заодно потратить бонусную скидку, которой хозяева ее щедро наградили с первого же посещения. Я же хотела отловить двух знакомых немцев, которые прилетели ночью, так что во время завтрака в уютной кафешке «Хлебные истории» (очередное место для рекламы) мы решили разделиться.
По дороге к ресторану, куда засели Деннис и Грит, я отловила заодно Серегу (русского немца из нашего фанклуба, давно живущего в Германии и тоже прилетевшего на матч) и Саню, который несмотря на внушительное количество выпитого вчера пива, вскочил уже в семь утра и обошел полгорода, пока мы соизволили проснуться.
Поймала я их у Вечного огня, до которого мы вчера не дошли. Зато вовремя оказались там сегодня – попали ровнехонько на смену караула.
В ресторане мы просидели еще с пару часов, беседуя на смеси немецкого, русского и английского и с фейспалмом слушая рассказ Денниса о том, как они в полпервого ночи пытались добраться до своего отеля на такси. Найти друг друга у них не вышло аж с двумя водителями «Убера», а потому ребятам пришлось ехать частником, который запросил за дорогу полторы тысячи рублей. Немцы не говорили на русском, он не знал ни слова ни на немецком, ни на английском, так что сторговались они в итоге на восьмиста рублях, хотя это, конечно, все равно чистый грабеж. Деннис, впрочем, не сердился, хотя и немного недоумевал, как же можно работать в такси, не имея хотя бы базовых знаний интернационального языка.
Пока мы общались, до нас добрались Лера, Соня и Аннушка, почти одновременно с ними пришли Саша с Лешей, так что на улицу мы выбрались уже внушительной толпой. Не один краснодарец оказался в тот день завербован нами в фотографы, но не запечатлеть столь хорошую компанию было нельзя.
К пяти часам мы снова пришли в «Урбан Паб», где уже сидели за пивком и другие немцы, но в этот раз уйти оттуда нам пришлось побыстрее. Краснодар, увы, печально знаменит большими проблемами с трафиком, особенности в день матча – к стадиону из цента ведет, считай, всего одна дорога, а потому еще за два часа до игры Гугл-карты показывали, что дорога в пять километров на машине займет час. Поэтому в итоге было принято единогласное решение предупредить о пробках нескольких желающих брать такси, а самим идти пешком, организовав что-то вроде микро-фанмарша. Затея оказалась удачной, и не только потому что мы спокойно добрались до стадиона за час до начала игры. Шагали мы вдоль основной трассы, и поэтому, распознавая в нас по атрибутике болельщиков гостей, многие сигналили и махали нам руками или, показывая язык, краснодарскими розами. Подходили к нам и болельщики почившей «Кубани», чтобы пожелать удачи в матче и высказать все, что думают о футбольном гиганте «Магнита».
Стадион выглядел красиво еще издали.
Вход на наш сектор хоть и был с противоположной стороны от подхода к стадиону, но нашелся легко. Там уже привычно дежурил Паффи из фанподдержки и ждали остальные ребята из нашего фанклуба. Заодно рядом отыскался юноша с камерой и девчонка, которые лихорадочно искали среди приходящих немцев, чтобы попросить их ответить на вопросы о Краснодаре и вручить за это в подарок вкусный бургер. На предложение с удовольствием откликнулись Саша и Леша – даром, что не немцы, – а я для проформы остановила пробегавшего мимо Денниса и объяснила, что от него хотят. Брать бургер он отказался – не из нехороших чувств, а потому что уже спешил на сектор, куда с едой бы никто не пустил, но на вопросы легко ответил. В конце концов, проинструктировав интервьюеров о том, по каким цветам роз распознавать наших среди подходящих к сектору, я дождалась третьего Саню в нашей компании и двоих его друзей, и наконец прошла на стадион.
Эволюция эмблем Бундеслиги. «Байер 04» Леверкузен
То, что он совсем новехонький, было заметно сразу – чистые стены, еще не оклеенные стикерами, удобные и теплые уборные, где ничего не успели покорежить и сломать. Ну и с самого сектора, где наши уже развесили баннеры приехавших фангрупп, вид открывался впечатляющий.
Среди баннеров, кстати, был и наш, который Аннушка и Лера с помощью ребят из «West Side Boyz» все же приклеили к стеклянному заграждению. Дизайн продумала Лера, она же заказала распечатку и, забегая вперед, скажу, что, по словам немцев, их телеканал DAZN, который транслировал игру, часто выхватывал его крупным планом. Так что, пожалуй, если и оставались в Германии люди, уверенные, что за «Байер» болеют только работники фармкомпании, этот матч должен был развеять последние сомнения.
На секторе я сразу заметила двоих наших капо и в очередной раз порадовалась, что они наконец-таки доехали до матча, на котором будет наш фанклуб. Ни в Москве в 2016-м, ни в Питере в 2014-м их не было, поэтому атмосфера на секторе была довольно сонной. А в Борисове в 2015-м, куда был организован чартерный фанатский рейс, ребят из нашего фанклуба, как назло, было до обидного мало. Уже давно я мечтала, чтобы российские «аспиринщики» смогли поорать с сектора заряды вместе с немецкими, и вот мечта наконец-то сбылась. Впрочем, это было довольно ожидаемо с учетом того, как активно ультрас стали в этом сезоне ездить на выездные матчи. Наверняка сказался прошлый сезон, в котором мы пропускали еврокубки: потерянное и вновь обретенное всегда ценишь куда больше, чем раньше.
Внутренняя часть стен оказалась громадным круглым экраном, по которому бежали световые всполохи, когда краснодарский диктор представлял стартовый состав. Смотрелось потрясающе, хотя насладиться зрелищем в полной мере я не смогла. Мобильная связь начала глючить еще на подходе к нашему сектору, но за пару минут до стартового свистка мне в WhatsApp внезапно упало сообщение с вопросом, где я, ведь игра скоро начнется. Сообразив, что, похоже, каким-то образом забыла кого-то из фанклуба на входе, я в ужасе пыталась победить лагающую сеть, позвонить на номер и проверить – может, просто дошло сообщение, которое кто-то писал мне с полчаса назад. Лишь благодаря тому, что айфон Аннушки оказался лучше приспособлен к перегруженной сети, я таки смогла созвониться с двумя девочками, и в самом деле забытыми на входе, и, сбегав вниз, попросить стюардов забрать их. Билеты на них у меня действительно остались, но проблема оказалась в том, что у меня и так должно было остаться два лишних – двух ребят, которые не смогли приехать. А когда после часа на нуле градусов пальцы уже отказываются гнуться, обсчитаться и не заметить в конверте еще два лишних, оказалось очень просто. Как сама Юля с подругой умудрились не заметить всю нашу пришедшую компанию и не подойти ко мне все те двадцать минут, что я стояла рядом с Паффи у входа, так и осталось загадкой, но все хорошо, что хорошо кончается. На сектор мы вернулись быстро и пропустить ничего не успели. Ультрас, несмотря на то, что почему-то не привезли с собой ни мегафон, ни барабаны, вовсю заряжали любимые заряды.
Одно из главных достоинств краснодарского стадиона – обогрев верхнего яруса. Гостевой сектор тоже оказался им не обделен, и ожидавшие гораздо худшего в плане температуры на матче немцы впечатлились настолько, что уже к пятнадцатой минуте половина сектора осталась с голым торсом – в лучших традициях отечественных фан-секторов ЦСКА и «Зенита». Впрочем, даже с учетом обогревателей долго разгоряченные парни не продержались и уже минут через десять оделись обратно.
В перерыве матча сектор снова оживился: один из членов нашего фанклуба воспользовался обстановкой, чтобы сделать своей девушке предложение.
Разумеется, под дружные улюлюкания сотни свидетелей – и удивленные, но одобрительные взгляды с соседнего сектора.
О том, как прошёл сам матч, можно вспомнить в нашем традиционном обзоре:
Огненный мир. Обзор матчей «Байера» и «Айнтрахта» в Лиге Европы
Когда вышедший несколькими минутами ранее Лукас Аларио всё же занёс мяч в ворота под нами буквально с метра, сектор взорвался – лишь для того, чтобы сникнуть через пару секунд. Единственный гол во встрече остался не засчитанным из-за игры рукой. Пораженческим настроениям, впрочем, предавались лишь единицы: для остальных было важнее, что в довольно сложной игре удалось не пропустить. В ответном матче возможно все.
После матча части немцев все-таки пришлось пройти через особый ритуал под названием «такси на юге России». Найдя более безлюдный клочок земли напротив стадиона, мы разделили между собой наших товарищей по количеству человек, влезающих в одну машину и начали бессмысленную войну с покрытием сети, чтобы вызвать Убер или что-то подобное. Не всем удалось сделать это с одинаковым успехом, а тем, у кого всё же получилось, пришлось побегать по прилегающему к стадиону частному сектору, чтобы в глухой пробке в радиусе километра от нужной точки отыскать свою раздолбанную «девятку» с иконками на лобовом стекле и под гремящий из колонок кавер Егора Крида на легендарный «Миллион алых роз» (любимую, кстати, песню бывшего игрока «Байера» Владлена Юрченко) снова направиться к всё тому же бару «Урбан Паб».
Там прорвавшихся через забитые краснодарские улицы снова ждало пиво, настольный футбол, международные братания – а также бесплатный стенд-ап от одного из немцев, Бена, про трудности изучения русского языка. Героический Бен решился, по определенным личным причинам, пойти на курсы русского. С проблемами пришлось столкнуться уже на стадии алфавита: разницу между «ш» и «щ» уловить у него так и не получилось, несмотря на сотни приведённых нами примеров. В качестве экзамена мы предложили ему прочитать полный состав «Крыльев Советов» на кириллице – с чем Бен справился с относительным успехом и на радостях заказал на половину стола водки.
Мы же в России, в конце концов.
Автор текста: Ailin, при участии Anna Konovalova и Berennis
* * *
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер!
____________________________
Мэриотт построили в 2018 году. Рэдиссона в Краснодаре нет. Вы точно были в городе?