8 мин.

Скопинцев в «Краснодар» – главный русский трансфер зимы. Но игроку придется привыкать к новой роли

Александр Дорский – о том, что ждет игрока в новой команде.

«Краснодар» неожиданно провел самый крутой русский трансфер зимы – левый латераль Дмитрий Скопинцев подписал контракт на 4,5 года.

Почему это неожиданный переход

В старте «Ростова» Скопинцев провел очень яркий год – этого оказалось достаточно для интереса «Спартака» и «Зенита». Вариант со «Спартаком» отпал после переезда в Россию Аиртона, зато трансфер в «Зенит» был бы логичным даже сегодня.

Осенью Семак страдал от отсутствия качественного левого защитника, а зимой ушел Чернов (о его уходе главный тренер говорил только в контексте перехода более сильного игрока на эту позицию) и сорвался трансфер Акуньи. В заявку на плей-офф Лиги Европы у «Зенита» включен лишь один левый защитник – Набиуллин, которого уничтожили в Стамбуле, а заменить его в схеме с четырьмя игроками обороны может только правша Анюков.

Есть еще 35-летний Жирков, но он не играл с лета и остался вне состава на еврокубки. «Юра практически полгода не тренировался с командой. Непонятно, как он будет чувствовать себя после травмы, поэтому делали выбор при дозаявке в Лигу Европы и исходя из того, в каком случае риск потерять игрока ниже», – объяснял Семак.

В такой ситуации переезд Скопинцева в Петербург (где он провел сезон-2014/15 в молодежке) казался неизбежным, но Дмитрий перешел в «Краснодар».

Что смущает в этом трансфере

Тот же фактор, что и при потенциальном переходе в «Зенит» или «Спартак» – адаптация Скопинцева к расстановке с четырьмя защитниками. В этой формации Дмитрий пока провел слишком мало матчей – и вообще ни одного в РПЛ.

Очевидно, что 3 матчей в ФНЛ и 11 матчей за «Лиферинг» во второй австрийской бундеслиге явно недостаточно для объективной оценки Дмитрия как левого защитника на уровне РПЛ (хотя тот «Лиферинг» был очень крут: рядом со Скопинцевым играл нынешний защитник «Лейпцига» Упамекано, а в опорной зоне действовали Самассеку, порвавший прошлую Лигу Европы, и Шлагер, выходящий в старте «Зальцбурга» сейчас) – любой российский топ-клуб (кроме ЦСКА) при его покупке сильно рисковал.  

«Зенит» поздней осенью играл с тремя центральными – трансфер Скопинцева, вероятно, вообще сделал бы эту расстановку базовой. С «Краснодаром» все сложнее – и дело даже не в том, что клуб Галицкого никогда не действовал по такой схеме. В первой части сезона Мусаев показал свою гибкость и желание разнообразить атакующий стиль (поэтому и трех центральных защитников нельзя совсем исключать), но сейчас у «Краснодара» – всего три центральных защитника, один из которых – Фьолусон.

Сомнения в способности Скопинцева закрыть левый фланг при схеме с четырьмя защитниками не надуманны – на краю Дмитрия у «Ростова» возникали проблемы даже при пяти игроках обороны. Публично о слабости этой зоны говорил (пусть и косвенно) главный тренер «Динамо» Дмитрий Хохлов, который дал специальное задание для Федора Черных: «При обороне Черных четко играл по Гацкану, а опорниками был Соснин и Теттех. При перехвате мяча Черных должен был вскрывать фланговые зоны – в основном зону Скопинцева».

Другие тренеры не говорили об акценте на край Скопинцева, но данные паблика «Блокнот» подтверждают, что гибкие (и просто качественные) соперники чаще атаковали именно через его фланг.

При этом передачи на фланг Скопинцева были разными. В матче первого круга с ЦСКА Дмитрия замучили бесконечные диагонали Магнуссона на Марио Фернандеса (6 верховых единоборств против Скопинцева, из которых Марио выиграл 5). Карпин признавался, что в таких эпизодах важнее выигрывать подбор, а не верх, но на 77-й минуте заменил Скопинцева на Логашова (он выиграл 2 верха из 2).

Другие соперники (в том числе из нижней половины таблицы –  «Крылья Советов» и «Енисей») забрасывали мяч за спину Скопинцеву – и это тоже работало. «Зенит» отправлял Дзюбу на фланг, за Артемом выдвигался Вилюш – так Семак расчищал место в штрафной для врывавшегося под прострелы Дриусси (2 опасных удара за первый тайм).

В «Краснодаре» без мяча Скопинцеву придется еще тяжелее. К тому же он переходит к Мусаеву прямо перед рестартом сезона – времени для адаптации к новым требованиям и партнерам у Дмитрия нет (если его сразу берут в основу). 

А как Скопинцев в атаке?

В этом сезоне фланговые защитники «Краснодара» показывают рекордные цифры по количеству навесов за 90 минут – Скопинцев способен еще больше увеличить показатели команды Мусаева (сейчас она вторая по кроссам).

Скопинцев отдает 4,5 передачи в штрафную за 90 минут, основной левый защитник «Краснодара» Рамирес – 4,1. Из-за особенностей схемы и слабой позиционной атаки у «Ростова» передачи Скопинцева были не слишком разнообразны – из 61 передачи лишь 1 стала скрытым пасом назад (на Зуева в матче с «Крыльями Советов»). Характер передач Рамиреса немного другой: он сделал 7 вертикальных передач по флангу за спины защитникам, под которые забегали Классон, Перейра, Вандерсон и Куэва.

Новичок «Краснодара» сделал 32 передачи в штрафную из зоны рядом с лицевой (52,4% от всех пасов в штрафную), Рамирес – только 17 (39,5%). Такая разница объясняется стилем защитников и типом атак, в которых они получают мяч у финальной трети – например, Рамирес чаще всего подает вторым-третьим касанием после перевода налево из центра.

Это не полноценная изоляция, но Скопинцев в таких ситуациях может быть эффективнее: он делает 3,1 попытку обводки за 90 минут (41,9% успешных) и любит прокидывать мяч между ног соперника, а также резко менять направление движения, уходя в центр. У Дмитрия нет большого количества финтов, но Рамирес (1,1 обводки за 90 минут, 63,6% успешных) вообще практически всегда просто пробрасывает мяч под левую ногу.

По качеству созданных моментов Скопинцев – один из лидеров РПЛ среди фланговых защитников (учтены и классические защитники в схеме с четырьмя защитниками, и латерали при расстановке с тремя центральными).

Из фланговых защитников больше Скопинцева с игры создает только Марио Фернандес – слева новичок «Краснодара» лучший. Константин Рауш добирает за счет стандартов: 4 его подачи с угловых и 1 со штрафного были опаснее 12 передач под удар с игры.

Если Скопинцев так хорош в атаке и плох в обороне, Мусаев будет использовать его в полузащите?

Скорее всего, нет. Еще в августе Мусаев нашел лучший вариант для атаки «Краснодара»: перевел Вандерсона направо и вернул Классона на левый фланг. Убирать Классона в центр неразумно даже после потерь Мамаева и Куэвы: Перейра очень качественно провел конец осени, зимой «Краснодар» купил Ольссона (он может действовать минимум на двух позициях в середине поля, но против «Байера» играл именно десятку).

Есть еще один важный фактор: летом Мусаев не побоялся слепить из Стоцкого, игравшего в схеме с тремя центральными защитниками в «Уфе» (и не всегда – латераля), крайнего защитника в четверке. Скорее всего, такой же процесс сейчас произойдет и со Скопинцевым – «Краснодару» нужны россияне на обоих флангах обороны.

Осенью проблемы с лимитом решались в том числе появлением Стоцкого слева в защите, но это сомнительное решение: в обороне Дмитрий не очень хорош 1-в-1, а у чужой штрафной либо убирает мяч под правую ногу, замедляя темп, либо безадресно простреливает с левой (как дважды было в первом тайме с «Байером»). В сравнении со Стоцким Скопинцев сразу не добавит «Краснодару» качества в защите, но точно усилит левый фланг в атаке.

 

Рамирес стал жертвой лимита еще в первой части сезона, а теперь его шансы на постоянное попадание в старт стали еще меньше. Логичным кажется переход эквадорского защитника в «Зенит», особенно если «Краснодар» в четверг вылетит из Лиги Европы (трансферное окно в России закрывается в пятницу).  

***

«Краснодар» впервые купил молодого россиянина, на которого всерьез претендовали Москва и Питер. Несколько сезонов назад самым статусным игроком с паспортом был Широков (две аренды на полгода), а осенью – Мамаев и Ари, которые оказались не нужны бывшим клубам (Ари вообще – «Спартаку» и «Локомотиву»).

Вряд ли трансфер Скопинцева сильно изменит российский рынок, но это еще один штрих к новому «Краснодару»: свой тренер, стилистические перемены, реальные перспективы борьбы за титул, теперь – покупка будущего игрока сборной.

Это очень круто.

Использованы данные Opta, InStat, Understat и паблика «Блокнот»

Мой телеграм-канал/твиттер

Фото: fc-rostov.ru/Роман Мазурик ; РИА Новости/Александр Гальперин