«Амкар» – чемпион, в партнерах – «7ТВ» и банк «Югра». Что еще за Футбольная небесная лига?
Всем привет. Я Леша Белоус, я генеральный менеджер Футбольной небесной лиги и сейчас все объясню. Кстати, с этой осени я еще дизайню на Sports.ru.
Как появилась идея
Начну с того, что саму Футбольную небесную лигу придумал не я. Все началось в августе прошлого года с мема на ВГИКе о погибших российских командах: их так много, что из них можно составить отдельный чемпионат. Название придумали там же – по аналогии с Футбольной национальной лигой. Я только взял идею и увеличил ее до абсурдных масштабов.
Сначала я нарисовал логотип и отправил его на ВГИК. Тогда как раз была актуальна тема с ребрендингом для РПЛ, поэтому пост зашел.
Потом я оставил такой комментарий:
Пока лайки набирались, я уже решил, что просто красивые картинки никому не интересны – нужен полноценный аккаунт лиги. Так стартовал пранк, который в итоге зашел слишком далеко. Начиналось все с мемов и небольших исторических сводок о небесных клубах. А когда подписчиков стало больше тысячи, я задумался о проведении чемпионата.
Как проводился чемпионат
Чемпионат я решил проводить с помощью голосований. Во-первых, это самая доступная и понятная для всех форма. Во-вторых, это очень точно реализовывало идею о том, что команда жива, пока живы ее болельщики.
Всего в чемпионате принимали участие 60 команд, которые в силу разных причин потеряли профстатус. Некоторых не существует вообще, другие продолжают играть на уровне региональных первенств или в ЛФЛ. Бывало, что клубы отказывались признавать свой небесный статус, например, нижегородский «Локомотив». Приходилось даже устраивать вот такой баттл («Локо» в итоге остался с нами и оказался в восьмерке сильнейших).
Турнир состоял из двух этапов: регулярного чемпионата и плей-офф. В регулярке 60 команд были поделены на 6 групп-зон (5 зон, как в ПФЛ + зона «Москва») по 10 клубов. Для каждой группы запускалось голосование, которое длилось шесть дней. Две лучшие команды выходили в плей-офф напрямую. Третья команда попадала в специальный стыковой раунд, где определялись еще четыре участника плей-офф.
Уже на этом этапе случились сенсации: из борьбы выбыли камышинский «Текстильщик» и московский «Асмарал» – в прошлом участники высшего дивизиона. Зато щелковский «Спартак», череповецкая «Шексна» и «Селенга» из Улан-Удэ прошли дальше.
В плей-офф команды были поделены на восемь пар и играли на вылет. Провели жеребьевку, все было очень серьезно: посев, корзины, текстовая трансляция. А перед этим был представлен обновленный бренд лиги (я даже сделал редизайн логотипов команд) и трофей в виде Кубка обладателей кубков с нимбом, названный Кубком Файзулина – ну вы понимаете.
Игры на вылет представляли собой голосования длиной в 90 часов – как 90 минут в футбольном матче. Позже, уже по ходу первого матча плей-офф, появилась идея присуждать голы за определенное количество набранных голосов. Это сделало голосования более похожими на реальные футбольные матчи, за этим было удобнее и приятнее следить, и, видимо, именно это принесло популярность всему проекту.
В плей-офф было все: сенсационное поражение легендарного ФК «Москва» от скромного дзержинского «Химика», сумасшедший камбэк кировского «Динамо» против «Кубани», нижегородское дерби между «Локомотивом» и «Волгой». Болельщики вели безумные холивары в комментариях и подключали к голосованиям группы вроде «Подслушано Череповец», лишь бы победить и пройти дальше.
В финале встретились «Амкар» и «Динамо» Киров – явный фаворит всего чемпионата против главной сенсации сезона. Место проведения финала тоже выбиралось в голосовании: питерский стадион имени Кирова выиграл борьбу у Припяти. К главному матчу турнира шли особенные приготовления: обратный отсчет, стартовые составы и даже официальные спонсоры и партнеры в лице «7ТВ», «Трансаэро» и «Рыжего Апа».
В итоге в напряженной борьбе победителем оказался «Амкар»: золотой хет-трик Евгения Савина, вышедшего на замену в конце матча, принес пермякам долгожданный трофей. Да, такое возможно только в Футбольной небесной лиге!
Что не получалось
Главная проблема – накрутки. В режиме открытого голосования накинуть ботов было проще простого, а вот вычислить их наличие – не всегда. Поэтому честность постоянно ставилась всеми под сомнение. Закрыть группу на время голосования тоже представлялось так себе вариантом – из перспективного и интересного проекта Футбольная небесная лига могла превратиться в закрытый клуб любителей потыкать в опросы в контактике. Этот метод пришлось применить только один раз и то временно, когда нашествие ботов невозможно было остановить иначе. Из-за того, что количество подписчиков постоянно растет, регулярно приходилось менять стоимость гола в матче. Иначе счет из футбольного в конце концов превратился бы в баскетбольный, а сообщения о забитых мячах пришлось выдавать каждую минуту. Все это заставляет сделать вывод о том, что формат с голосованиями несостоятелен в таком виде.
И да, нескончаемый уровень агрессии в комментариях, который временами невозможно терпеть. Тем не менее, я принципиально отказался от любой модерации в комментариях и предоставил полную свободу действий подписчикам.
Что получилось
Футбольной небесной лиге действительно удалось создать образ настоящей спортивной организации. Причем настолько сильный, что в личке паблика регулярно и на полном серьезе просили ссылки на трансляции. Даже несколько живых любительских команд пытались к нам заявиться. Этому поспособствовали несколько вещей.
Во-первых, анонимность. Если посмотреть на паблик, нигде нет имен организаторов. Для создания образа какой-то абстрактной структуры, важно не привязываться к личностям.
Во-вторых, визуал. Все пикчи были сделаны в едином лаконичном стиле, который я специально разработал, вдохновившись графикой АПЛ.
В-третьих, администрирование. Хоть общение с подписчиками происходило от имени администрации лиги, на вы и без грубостей, но все же я старался это делать бодро и нескучно.
В итоге, такой организованный подход поставил наш виртуальный чемпионат в один ряд с другими спортивными соревнованиями. Если пройтись по пермским региональным медиа, новостей о победе «Амкара» не меньше, чем о победе «Пармы» в баскетбольном Кубке России. И весь абсурд ситуации в том, что, видимо, с организацией спорта у нас настолько плохо, что даже стебный чемпионат из голосовалок при должном подходе привлекает больше внимания. Настоящее «Черное зеркало» от русского футбола.
Но главная победа в том, что фанаты, которые потеряли свои любимые команды, снова могут болеть за них. Изначально этот проект был создан исключительно для развлечения, но позже оказалось, что это важно для большого количества людей. В Кирове местные энтузиасты даже подняли вопрос о попытке возродить «Динамо» своими силами.
Что дальше
Чемпион известен, но сезон на этом не закончен. Прямо сейчас продолжается сбор средств на изготовление настоящего трофея. Кубок отправится в Пермь местному фан-движению, ведь это по праву их победа. Краудфандинг меньше чем за неделю собрал 20% от необходимой суммы. Кажется, это успех.
Я единственный админ в паблике, но это не значит, что я занимаюсь им в одиночку. Долгое время это действительно было так, но сейчас есть небольшой чат, где мы обсуждаем какие-то движения этой идеи. Пользуясь случаем, хочу передать привет своему хорошему другу Сане Пермякову из Волгограда – он крут, внес много классных идей в проект и в принципе подтолкнул казавшуюся тупиковой идею на дальнейшее развитие.
Уже есть планы на второй сезон, который пройдет в новом формате. Мы планируем провести полноценный чемпионат в два круга, а игры разыгрывать между ботами на старом добром Pro Evolution Soccer 6. Голосования останутся: на рейтинг игроков будет влиять множество факторов, в том числе результаты опроса среди подписчиков. Таким образом, проект будет еще больше похож на футбол: у лиги будут телетрансляции, можно даже замутить титульное спонсорство.
Стартовать мы планируем летом. В перерыве между земными чемпионатами кто-то снова обанкротится (или восстановится), нет смысла начинать раньше, чтобы не менять состав участников по ходу сезона.
Циба гений! качать его!