6 мин.

Геннадий Орлов: «У нас должно быть общество взаимного восхищения»

Известный телекомментатор в течение часа отвечал на вопросы болельщиков в студии «Радио Зенит». Атмосфера на кипрском стадионе, мат на футбольном поле, работа с молодыми коллегами и многое другое глазами мэтра — в расшифровке интервью.

- Бывает, что для болельщика телевизор становится единственным окном в мир, и очень часто рядом с этим окном находитесь вы, Геннадий Сергеевич. Насколько сложно передать атмосферу, которая существует в конкретном месте? Ну, и если говорить о самом свежем примере, как вам комментировалось на Кипре?

– Главное – это то, что происходит на футбольном поле. И мы должны всегда помогать телезрителю или радиослушателю разобраться в том, что происходит на поле. Ну, а матч на Кипре оставил у меня приятные впечатления по антуражу. Присутствовало двадцать две тысячи зрителей, стадион был единый и дружный. На Кипре довольно высокая культура футбола. Бразильцы, португальцы в составе АПОЭЛа великолепно работают с мячом. Конечно, наша команда может брать другими качествами – тактикой, «физикой». Но, увы, не получилось. Дело не в том, что мы проиграли. Мы уступили в тактике – это тренерский просчет. Отдали центр поля. На редкость много брака в передачах было у Романа Широкова. При этом великолепно действовал Игорь Денисов. Каждый матч, каждое спортивное событие строится из запросов тех, кто у экрана телевизора. Расстраиваться болельщикам «Зенита» нет смысла. Один мой коллега написал, что нужно было постараться, чтобы так опозориться. Но позора никакого не было. Была игра на равных с хорошим, сильным соперником.

- (вопрос слушателя) Безусловно, за тридцать лет футбол изменился. А как изменились телетрансляции за это время?

– Изменилось очень многое, как и в самой жизни. Во-первых, сбор информации сегодня происходит совсем на другом уровне. До появления интернета каждый комментатор собирал сведения непосредственно от тренеров и игроков. И потом, в Европе футбол показывают с двадцать четырех камер, есть повторы с разных точек. Сегодня можно рассмотреть абсолютно все детали. Конечно, футбол сегодня стал совсем иным, и это зрелище, которое требует очень тщательной подготовки. Но как тогда, так и сегодня для комментатора нужен и крайне важен хороший русский язык, знание предмета и доброжелательность.

- Существует такое мнение, что человек, который сам не играл, не может точно и достоверно доносить информацию. Как вы к этому относитесь?

– Каждый берет своим. У каждого комментатора есть какое-то свое ноу-хау. Меня часто спрашивают: «Кто для вас лучший комментатор»? Я говорю: «В хоккее – Борис Майоров, в футболе – Владимир Маслаченко». Потому что они одним замечанием сразу способны оценить ситуацию. Если для тренера или игроков слово комментатора ничего не стоит, то значит, он плохо работает. Футбольное сообщество должно признавать комментатора, и конечно, его авторитет должен распространяться и на болельщиков.

«Если для тренера или игроков слово комментатора ничего не стоит, то значит, он плохо работает»

- (вопрос слушателя) Как вы относитесь к введению видеоповторов во время матча?

– Когда идет чемпионат мира или Европы, то судейский комитет запрещает делать любые комментарии после игры и не принимает никаких жалоб и протестов. Это все явное влияние коррупционной системы, я могу об этом рассказать, но не публично. Так что, конечно, нужно как можно скорее вводить повторы. Нельзя несправедливо не засчитывать забитые мячи.

- (вопрос слушателя) Как вы отнеслись к высказыванию Губерниева о Малафееве?

– Противный инцидент. По этому поводу я дал развернутое интервью в один из журналов, и после этого Дима мне звонил. В принципе, Дмитрий ко мне относится с пиететом, советовался со мной неоднократно. И вот, он позвонил и поблагодарил меня, при том, что материал называется «Дима, ты не прав». Хочу сказать, что меня удивило, что ему не хватило смелости сразу извиниться. Конечно, это была некрасивая история. Но мне кажется, что ее нет смысла раздувать, ее нужно забыть. Конечно, его подвели включенные микрофоны. Но человек должен следить за своей речью. И лучше, даже если нет микрофона, не материться! Я был долгие годы редактором на телевидении, мы всегда старались, например, друг другу подсказывать ударения. Радио и телевидение – это источник красивого русского языка. Язык – это культура народа. Я часто тренеров спрашиваю: ребята, почему у вас матерятся дети? Мат – это красная карточка сразу! Почему у нас ни один судья не показал красную карточку тренеру, который матерится? Мы не должны жить инстинктами. В отличие от обезьян мы можем мыслить. Надо быть цивилизованными людьми, а не оправдываться фразой «у меня вырвалось». Я не сторонник Советского Союза, я рад, что его время прошло, но тогда мата было меньше. И люди вели себя сдержаннее, в том числе, и на спортивных соревнованиях.

- (вопрос слушателя) Как вы относитесь к платным футбольным трансляциям?

– Ну я же работаю на НТВ+ (смеется). Я придерживаюсь точки зрения Виктора Набутова, у него было обостренное чувство справедливости. Я за то, чтобы все каналы показывали футбол. И местные, и областные, и федеральные. Когда у нас очень часто по телевидению показывали фигурное катание, то и много детей занималось этим видом спорта. Сейчас фигурное катание ушло с экранов. Конечно, телевидение должно быть доступно.

- Насколько вам комфортно работать с молодыми коллегами?

– Я всегда обязательно спрашиваю мнение соведущего, с чего начинать, как ему было бы удобно сделать что-либо. У нас должно быть общество взаимного восхищения. В эфире нужно сделать все, чтобы твой партнер выглядел лучше, чем ты. Это как в футболе, ты должен дать пас на блюдечке с голубой каемочкой. Самое главное на телевидении и на радио – интонация. И если у тебя есть посыл доброжелательности в интонации, то ты зажигаешь партнера. Да, есть коллеги, от которых идет недоверие. Ну, а что делать? Надо работать!

«Мат – это красная карточка сразу! Почему у нас ни один судья не показал красную карточку тренеру, который матерится?»

- А есть чему поучиться у молодых?

– Я каждый день узнаю что-то новое. Человек, который, работает в эфире, должен держать себя как балерина, которая по утрам делает упражнения у станка. Ты должен быть всегда в форме.

- (вопрос слушателя) Геннадий Сергеевич, когда вы работаете в паре с московскими комментаторами, ваше чувство справедливости немного притупляется. Георгий Черданцев во время матча «Зенита» со «Спартаком» так уж нахваливал москвичей! А потом начал даже поливать грязью «Зенит». Почему вы молчали?

– Это к вопросу о взаимоотношениях с коллегой в прямом эфире. Мы с Георгием Черданцевым работали в паре, я должен был сделать все, чтобы он выглядел хорошо. Я считаю, что в данном случае было бы неуместно вступать в конфликт.

- (вопрос слушателя) Как известно, комментатор Николай Озеров перед началом матча немного выпивал. Что вы на это скажите?

– Это невозможно по одной просто причине. Если ты немного выпьешь – это сразу станет слышно в эфире. Теряешь память, какие-то ориентиры. Это страшно.

- Как вы относитесь к критике в свой адрес? Например, вас называют карманным комментатором «Зенита», говорят, вы всегда хвалите нашу команду.

– У меня очень сложные отношения бывают и с «Зенитом», потому что я все-таки стараюсь говорить то, что считаю нужным. Скажем, если у Бухарова после отпуска лишний вес, то я говорю об этом. И сейчас, и до программы «Футбольная столица» мы обязательно разбирали тактические просчеты команд. Я сам был футболистом, когда мне говорили об ошибках, я принимал это к сведению. Если это было справедливо, конечно. Если мы делаем замечания, мы тем самым помогаем человеку. При этом нужно стараться, чтобы оценки были взвешенные и объективные. В советское время меня из партии хотели выгнать за то, что я сказал, что армянский «Арарат» забил «Зениту правильный гол, который не засчитали.

Другие темы в блоге:

Николас Ломбертс: «Самое главное, чтобы мы сыграли лучше, чем ЦСКА и «Спартак»

Краснодарский рынок и четыре корзины

Лучано Спаллетти: «Хорошо отозвался о тренерах «Сатурна» и «Локомотива». Обоих уволили»