На этом стадионе проводили первый ЧМ: футболка Пеле, бетонные кресла и башня
Проект #AroundTheGlobeOfSport побывал на стадионе «Сентенарио» в Монтевидео.
От редакции Sports.ru: вы в блоге «Будни интроверта». Автор любит спорт, гоняет по всему миру (от Минска до Рио) и радует нас отличными фотопостами. Вам точно не стоит экономить плюсы.
На улице идет противный моросящий дождь. Разбитые дорожки, несколько похожих на большую лужу полей для футбола, бездомные, спящие прямо на земле и справляющие нужду тут же. Я в парке Батлье. Здесь располагается стадион «Сентенарио», на котором прошел первый чемпионат мира по футболу в 1930 году.
Продолжаю прогулку по парку. Подхожу к монументу, посвященному победе сборной Уругвая на чемпионате мира 1950 года. На постаменте таблички с именами победителей начиная с 1920 года (до проведения чемпионатов мира сильнейшую сборную мира определяли на Олимпийских играх) по 1990-й (памятник соорудили в 1992 году).
Перед монументом отпечатки ступней Альсидеса Гиджи. Именно он забил победный гол в матче против Бразилии.
Иду дальше. Неподалеку от «Сентенарио» к друг другу прижимаются два небольших стадиона. На одном из них играет футбольный клуб «Сентраль Эспаньоль». Дверь в подтрибунное помещение открыта, вход перегораживает только решетка. Заглянув внутрь, вижу небольшой музей с историей клуба: кубки, фотографии. Одна из них гласит, что клуб становился чемпионом Уругвая в 1984 году.
Меня заметила женщина, которая была внутри, и рассказала немного про клуб. Сейчас «Сентраль Эспаньоль» играет во втором дивизионе, как и «Мирамар Мисионес» – команда, играющая по соседству. Спрашиваю, бывают ли между клубами конфликты. Отвечает, что нет – они друзья.
А по второму стадиону так не скажешь. Он не такой милый, как первый, обнесен двумя заборами с колючей проволокой. Я не обнаружил никакой щели, чтобы заглянуть внутрь. Благо, рядом небольшой холм, с которого можно разглядеть поле.
Что-то я загулялся, пора бы попасть и внутрь легендарной арены. Подхожу к центральному входу. Рядом висит вывеска: «Стадион «Сентенарио» – памятник мировому футболу». Захожу в открытую дверь, дальше – коридор на главную трибуну. Спустя мгновение я уже стою на ней и делаю фотографии. Ко мне тут же подходит сотрудник стадиона.
– Как дела?
– Хорошо. Хочу пару фотографий сделать.
– Ок. Фотографируй, но так-то здесь нельзя находиться.
Упс. Оказалось, что я зашел не в тот вход. Музей футбола с другой стороны арены. Вот туда-то мне и надо.
При входе в музей посетителей встречает приветливый мужчина. У каждого он спрашивает, откуда приехали, и общается с гостем на его родном языке. К сожалению, русским он не владеет, поэтому информацию о музее и стадионе мне рассказывали на английском.
Меня интересует, зачем на стадионе башня. Сотрудник отвечает, что она символизирует триумф уругвайских футболистов на Олимпийских играх-1924 и 1928. Об этих победах напоминают и названия трибун: «Олимпик», «Коломб» (на Играх-1924 соревнования проводились в одноименном пригороде Парижа), «Амстердам» (там проходили Игры-1928).
Первый зал экспозиции не имеет какой-то четкой структуры. При входе стоит статуя Альсидеса Гиджи, празднующего гол в ворота Бразилии.
Есть стенд с игровыми майками Диего Форлана.
Героическая картина с изображением игроков сборной. На их фоне можно разглядеть образы, напоминающие о футбольных успехах Уругвая. Нарисована, похоже, была перед чемпионатом мира в России.
Вырезка из газеты 1930 года с приветствиями команд-участниц мундиаля на их родных языках.
И даже книга на русском языке: «Уругвайский футбол».
На втором этаже экспонаты поделены по темам: сборная Уругвая на Олимпийских играх, первый чемпионат мира по футболу, победа сборной Уругвая над Бразилией на «Маракане», успехи уругвайских клубов на международной арене, а также различные футбольные артефакты.
Вот копия Кубка Либертадорес.
А вот копия Кубка мира (в первой версии). На трофее – изображение Ники, древнегреческой богини победы.
Футболка Пеле с чемпионата мира-1958, который проходил в Швеции.
Преодолев все залы, наконец, попадаю внутрь чаши. Стадион – это, по сути, большая бетонная коробка. Практически все сделано из этого материала. Мне особенно приглянулись бетонные кресла.
В распоряжении посетителей вся трибуна, по которой можно гулять неограниченное время. Можно сравнить обзор поля с различных частей стадиона. Вот, например, что видят зрители, сидящие в первом ряду.
А вот – вид с самого верхнего ряда.
Заглядывая в каждую щель, нахожу проход на трибуну за воротами (туда вообще-то не пускают). Она обнесена забором с колючей проволокой, а от поля ее отделяет ров с водой.
На глаза попадается вывеска «Caballeros», обозначающая мужской туалет. С любопытством заглядываю внутрь – обнаруживаю старый добрый унитаз прямого падения.
Посещение музея также предполагает подъем на башню стадиона. Но, к сожалению, из-за плохой погоды туда сегодня не пускают.
***
Во время прогулки бросается в глаза обветшалость и старость стадиона. Масштабной реконструкции здесь не проводилось. От этого знаменитая арена производит скорее удручающее впечатление. Хотя на стадионе оказываешься, словно в машине времени. А это ощущение – бесценно.
Фото автора; Фото: en.wikipedia.org/Archivo de El País (2); globallookpress.com/imago/Magic (3)
Уругваю очень глупо не повезло на ЧМ 2018. Не обыгрывай в Россию в Самаре и выходи со 2 места из группы. А там финал очень реален. Уругвай ведь сильнее любой команды из второй половины сетки, по которой в финал пролезла Хорватия. Уверен, поверни время вспять, уругвайцы бы с удовольствием 0:0 тогда сыграли.
Там при минус 30 сидеть на этом не приходится.
Боюсь, там 90 % населения привыкло сидеть на камнях, и скорее всего, имеют соотвествующий шмот, чтобы свернуть и под зад подсунуть.
Зато вандалоустойчивые.
У читателей может создасться впечатление, что матчи того ЧМ проходили только на "Сентенарио" . Это не так: игры принимали также стадионы "Поситос" и "Парк Сентраль", а" Сентенарио" вообще ещё продолжали достраивать несколько дней после начала чемпионата. Автору плюс, фотки супер!