7 мин.

ПРОГНИСЬ И ПОЙ. КОГО, ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ ПОСАДЯТ В КРЕСЛО ПРЕЗИДЕНТА РФС

Ни для кого не секрет, что футбол в России напрямую связан с государством, а правильнее сказать – напрямую ему подчинен. Поэтому нет сомнений в том, что выборы президента РФС, назначенные на 22 февраля 2019 года, опять не обойдутся без вмешательства «сверху».

Сценарий «выборов» давно написан и утвержден: так уж повелось на Руси, что президенты РФС (у которого статус общественной организации, напомню на всякий случай) снимаются и назначаются в соответствии с указаниями первого лица государства. Кремль ведь не знает других методов, кроме как в нарушение уставов и регламентов международных спортивных организаций, на основе собственной понятийной системы ценностей «решать вопросы». Ломать через колено эту самую общественную организацию, нагибать ее всякий раз, когда есть в том нужда.

Все в родном Отечестве к этому давно привыкли. Стандартный, давно укоренившийся в головах уровень понимания: как наверху решат – так тому и быть. Тем более что руководителей международных спортивных федераций такая система, похоже, вполне устраивает. По крайней мере, до сих пор устраивала.

Что происходит в нашем футболе прямо сейчас, после того, как 19 декабря состоялось заседание исполкома РФС, на котором было единогласно одобрено решение Кремля прекратить полномочия Мутко и назначить выборы нового президента? Ничего выдающегося. Снимается очередная серия блокбастера «Междусобойчик», в которой публике вновь демонстрируются приемы поразительного цинизма. Власть навязывает членам РФС очередного представителя олигархического питомника. Меняются только даты, имена и прочие несущественные обстоятельства. Не более того.

Сюжет сериала разбит на три части.

В первой рассказывается о том, что всякому кандидату необходимо заручиться поддержкой не менее пяти членов РФС. Но в связи с тем, что сроки выдвижения крайне ограничены (дедлайн – 13 января 2019-го, и не забывайте о праздниках, сограждане), шансов у независимых кандидатов, даже если такие и обнаружатся, ровно ноль. Ну что тут поделать, так получилось.

Во второй помощник президента РФ по спорту (а по совместительству крупный транспортный бизнесмен) Левитин вместе с газовым королем Миллером подсовывают Путину своего выдвиженца. Дюков это будет, Алаев, Газзаев или некто Сидоров – не суть важно, главное, что человек надежный, проверенный. В любом случае – свой в доску.

Дальше из АП следует серия звонков губернаторам. Те вызывают на ковер своих министров спорта. Министры, в свою очередь, дают строгие наказы руководителям региональных федераций проголосовать на конференции 22 февраля 2019 года именно так, как нужно, и никак иначе.

В третьей все, кто причастен к высокому таинству выборов, заявят о наличии неких программ развития футбола и начнут их всячески пиарить. На самом деле никакие это не программы, а в лучшем случае примитивные манифесты, лишенные конкретных механизмов решения проблем, голые фразы для членов РФС – лохов, васюковцев нашего времени, которые прекрасно понимают, кто и как решает за них все вопросы…

В главных ролях на данный момент – Мутко и его порученец Алаев с одной стороны, Миллер с Дюковым – с другой. Возможно также появление на сцене андердога – для пущей важности. Но в любом случае кто попадет к Царю на прием, кого осенит он благословляющей дланью, тому и править в футболе. Но футболу от этого ни холодно, ни жарко, ибо все ходоки – из одного серпентария.

Так было раньше, так случится и сейчас. Выборы президента РФС, начиная с 2005 года, были внеочередными и фактически безальтернативными. Ни один из пяти президентов в XXI веке не отработал положенный срок. Все знают, что российский футбол живет по законам, написанным за высоким кремлевским забором. Но никто и никогда официально, вслух этот грешок не признает, включая наблюдателей от ФИФА, которые тоже принимают участие в наших выборных конференциях (в статусе, разумеется, «независимых»).

Участие это, чтобы вы понимали, носит характер приятного дружеского визита: приезжают высокие гости накануне дня голосования, попадают в теплые объятия принимающей стороны и потом, понятное дело, рапортуют, что выборы прошли без нарушений избирательного регламента ФИФА и РФС.

Онкология российского футбола началась с 2005 года. Вот яркий пример выборов президента РФС того периода. На книжной полке у меня стоит биографическая книга экс-президента РФС Вячеслава Колоскова «В игре и вне игры». Он, в частности, описывает, как его меняли на Мутко.

Первый импульс дал лично Путин на встрече с активом «Единой России». После этого обработку электората вел «лучший философ» эпохи, кремлевский кардинал Владислав Сурков. Попутно Борис Грызлов вызвал в Думу на «совещание» представителей регионов и в присутствии Мутко провел, по сути, их инструктаж по будущему голосованию. Параллельно бойцы невидимого фронта вели прослушку телефонных разговоров Колоскова.

Наконец, в здание РФС нагрянули силовики в намордниках. Сотрудников аппарата поставили к стенке, уволокли всю документацию, опечатали сейфы. Затем последовали повестки с вызовами на допросы, но как только заявление об уходе было получено, вся эта душиловка тут же прекратилась. В финале истории, понятное дело, - «свободные выборы» имени Мутко.

Такой же противозаконный административный ресурс был использован на выборах в президенты РФС в 2010 году, по ходу которых я на своей шкуре испытал, что это за зверь такой, - административный ресурс. Тогда «выбрали» марсианина Фурсенко, быстро наделавшего долгов и в трудный момент сбежавшего в никуда. Не по собственному решению, конечно, не по воле футбольного сообщества, а тоже по указанию сверху.Ровно такие же механизмы (с учетом текущих реалий) имели место на выборах-2012. Безальтернативные схемы с грубыми нарушениями избирательного регламента ФИФА и РФС и международным скандалом воплотились и в 2016-м.

Вся это противозаконная система создана верховной властью и ее руководством. Проблемы начинаются с «выборов» президентов федераций, а заканчиваются провалом сборных и клубных команд на международном уровне. И так по кругу.

Но самое интересное, что винить-то тут некого, кроме самих себя. И футбольный «истеблишмент», и простые болельщики вполне заслужили такое к себе отношение. Детские тренеры, арбитры, преподаватели, футболисты – они сами выбирают свой путь, отдавая голоса «нужным» руководителям региональных федераций, которые потом послушно, по команде «Ап!» в нужный момент поднимают руки. Они позволили загнать в руководство РФС, лиг и клубов всякую коррупционную и криминальную шваль и подарили легионерам-хапугам десятки миллиардов евро, которые предназначались им, - учителям, врачам, военным, студентам, детям.

Если сотни тысяч футбольных людей, называющих себя профессионалами, не способны выдвинуть из своих рядов группу лидеров, которые могли бы конкурировать между собой на основе честных и демократичных выборов и были бы способны к эффективному управлению, то грош цена такому футбольному сообществу. Оно, это сообщество, на протяжении долгих лет лишь печально вздыхает, фиксируя очередной провал российского футбола, и приобретает все черты маргинального, смиренно принимая правящую элиту как единственно возможную данность.

Что имеем в итоге? Редкий по своему цинизму симбиоз глупости и наглости. Такая картина характерна практически для всех национальных федераций стран бывшего СССР.

Пока сохранится эта рабская психология, пока нормой не станут честные выборы, никаких изменений ждать не стоит. С другой стороны – пока государство будет вмешиваться в деятельность национальной федерации, деградация футбола неизбежна.

На данный момент большинство ключевых направлений развития футбола в структуре РФС возглавляют непрофессионалы, не понимающие сути стоящих перед отраслью проблем. Спущенная сверху разнарядка о вхождении в исполком федераций госчиновников, руководителей госкомпаний и миллиардеров, которые не разбираются футболе, увеличила за последние годы представительство посторонних людей, лоббирующих интересы властных структур, политики, бизнеса и частных лиц, но никак не интересы профессионального сообщества.

Настанет, хочется верить, день, когда вся эта шайка, присосавшаяся к футболу, предстанет перед судом и ответит за свои преступления. За государственные миллиарды, потраченные на массовые закупки легионеров, безумные зарплаты игроков, тренеров и агентов. За бессистемную, под мотив «освоения средств», укладку искусственных полей. За ликвидацию спортивной науки и будущего 600 тысяч детей, которые не смогли получить качественное футбольное образование и реализоваться в профессионально футболе. За унижение футбольного сообщества, превратившегося в рабское стадо.

Обеспечение высокими постами ставленников политической власти, отсутствие дебатов и обсуждения программ кандидатов подрывают доверие к ФИФА, конфедерациям и национальным федерациям, к их публичному имиджу. Это дискредитирует и наш футбол, и политическое руководство страны, и ФИФА, прямая обязанность которой состоит как раз в том, чтобы защитить футбол от некомпетентного вмешательства ставленников политической власти.

ФИФА является монополистом в сфере управления мировым футболом, и в этом ее главная проблема. Обладая эксклюзивным правом на выработку и принятие правовых норм, ФИФА сама же их и нарушает. Эксплуатация госчиновниками ключевых позиций на национальном и международных уровнях стала нормой жизни мирового, а не только российского футбола.

Что представляют собой национальные ассоциации футбола? Кто их руководители? Как они приходят во власть? Кто принимает ключевые решения? Как основной источник доходов ФИФА, чемпионат мира, влияет на коррупцию в футболе? Кто несет основные затраты, кто и как распределяет доходы от его проведения? Что это за «проекты развития футбола»? Зачем ФИФА хочет увеличить количество участников чемпионата мира? Что изменилось после ухода Блаттера? Возможны ли реформы внутри ФИФА?

Все эти вопросы – без ответов. Пока или вообще?