ФИФА продает футбол со всеми потрохами! Оптом и в розницу
5 июня 2019 года на 69-м Конгрессе ФИФА в Париже пройдут выборы нового президента Большой конторы. Предвыборный период стартовал прошлым летом, к 5 февраля закончится прием заявок от претендентов, 5 мая список кандидатов будет утвержден. Но вопрос в том, найдется ли победителю гонки чем к тому времени управлять.
Немецкий телеканал ARD и издание Suddeutscher Zeitung утверждают (а правильнее сказать – подтверждают): мировой футбол выставлен на продажу. Весь. Целиком. С потрохами.
В распоряжение журналистов попали сенсационные документы, из которых следует: за 25 миллиардов долларов, которые, по самой благопристойной из версий, нужны ФИФА на развитие двух новых проектов – Лиги наций и клубной Суперлиги, – коммерсанты хотят получить от нее в 12-летний лизинг все, что нажито непосильным трудом. Права на цифровые и архивные материалы, кино, видео, компьютерные игры, трансляции и так далее. А главное – на организацию и проведение сверхприбыльных для ФИФА чемпионатов мира, вокруг которых так или иначе крутятся все глобальные футбольные интересы.
Кто покупатель? А бог его знает. По слухам – некий консорциум, в котором участвуют аравийские, японские и китайские деньги. Президент ФИФА Джанни Инфантино, уже не делающий вселенской тайны из самого факта переговоров, вроде бы подписал бумагу о неразглашении: про инвесторов до поры до времени – ни слова.
Но, судя по реакции Совета ФИФА (так с недавних пор называется исполком), с которым Инфантино поделился сокровенным, у него не все ходы продуманы. Многие члены Совета – главным образом делегаты от Европы, конечно, через которую проходят основные финансовые потоки – немножко удивились. Им как-то не сильно понравилась эта перспектива: взять и вдруг передать управленческие рычаги и ниточки коммерсантам, имен которых они даже пока не знают.
***
Сделку назвали «разрушительной», переговоры – «кулуарными», выгоды – «мифическими», будущий статус ФИФА – «ничтожным», ибо планируемая афера превратит ФИФА в натуральную пустышку, от которой не зависит вообще ничего, ибо ключевые решения будут принимать не субъекты футбола, а большой бизнес.
Инфантино, как ему, возможно, казалось, нашел сильный контраргумент: во главе консорциума, желающего купить мировой футбол с потрохами, должен встать именно он, президент ФИФА, – в должности председателя наблюдательного совета. То есть все вопросики, вопросы и вопросищи останутся под нашим контролем, друзья.
Но лучше бы он молчал. Возможно, именно этот факт, а не кулуарно, без создания рабочей группы, проведенные переговоры и отказ представить проект на рассмотрение Совета ФИФА, привели высокое собрание к выводу: футбол продается в рабство. Некоторые влиятельные члены исполкома, включая президента УЕФА Александра Чеферина, дали понять, что грабить себя они не позволят, а если президент думает, что крепко держит в руках вожжи, его ждет неизбежное разочарование. УЕФА имеет все основания думать, что и сам справится с освоением прибылей, которые на данный момент он генерирует под чутким руководством ФИФА…
Вот примерно так все это выглядит. Речь, стало быть, идет о расколе. О глобальном пересмотре футбольного миропорядка. А в основе увлекательного процесса – деньги, деньги и еще раз деньги, а не сама игра. Нынешних и будущих интересантов объединяет одно: бабло. Вокруг бабла все и крутится, причем здесь вообще развитие футбола?
***
Инфантино продолжает целенаправленно погружать и саму ФИФА, и входящие в нее конфедерации и национальные ассоциации в дерьмо. Это не вызывает никаких сомнений. Он продает футбол не только оптом, но и в розницу. Правоохранительные органы стран Европы, насколько известно, намерены в самое ближайшее время завести уголовные дела как минимум по пяти фактам коррупции, связанным с деятельностью президента. Швейцарская прокуратура вынуждена начать проверки и создает под давлением депутатов парламента рабочую группу, нагрузив прокуроров запросами. Главная задача – сделать прозрачной систему взаимоотношений ФИФА, конфедераций и национальных ассоциаций.
В этом смысле «выстрел» немецких журналистов, чьи бы интересы они ни представляли (кто-то же слил им важную информацию), — на пользу делу. Ведь публикации в СМИ тоже являются основанием для начала работы правоохранительных органов – как в форме возбуждения уголовных дел, так и в форме доследственных проверок. Нет сомнений, что у журналистов есть и другие козыри, которые они готовы предоставить по судебным запросам.
Так, мало сомнений в том, что в тесной связке с президентом ФИФА работают хозяева двух богатейших клубов мира – «Манчестер Сити» (Англия) и «ПСЖ» (Франция), в отношении которых инициированы расследования в связи с фальсификацией финансовой отчетности. Выясняется, что и российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев, владелец «Монако», возможно, не совсем чист перед законом, и плевать он хотел на правила финансового Fair Play (ФФП), принятого семь лет назад при полной поддержке всех членов УЕФА.
***
Главной задачей ФФП, напомню, считается контроль над дикими по объемам (и в лучшем случае «серыми» по сути) трансферными сделками, а также урегулирование расслоения между европейскими клубами. С точки зрения здравого смысла и интересов развития футбола это как минимум неразумно – поддерживать систему, при которой десяток топ-клубов, сменяя друг друга, забирают все международные трофеи и влегкую выигрывают национальные чемпионаты. Возникла объективная необходимость борьбы с тенденцией, которая удушает профессиональный футбол.
Но, как показало время, финансовый регламент оказался безнадежно дырявым, и включить его в коррупционные схемы с участием руководителей клубов и высшего руководства УЕФА и ФИФА, не составило большого труда. Сейчас мы как раз и наблюдаем, как алчность и продажность полностью дискредитируют правила ФФП.
Очевидно, что вся эта история не может закончиться без вмешательства Евросоюза, который правомочен регулировать деятельность УЕФА и ФИФА, чтобы навести порядок и обеспечить здоровую конкуренцию на рынке. В НБА и НХЛ, успешных заокеанских лигах, например, давно поняли, что бесконтрольные траты, отсутствие интриги и заведомо известный результат – смертельный приговор для развития популярных игр.
Поэтому ФФП не только можно, но и нужно корректировать. А для этого необходимо сделать прозрачной всю систему управления ФИФА и УЕФА, вытаскивая на свет божий аферистов типа Инфантино, которые эти правила сами утверждают и сами же легко нарушают. Инфантино – один из идеологов футбола по понятиям, но не по букве закона. Все его заявления о наведении порядка в системе управления ФИФА оказались банальной демагогией. Человек, который руководит футболом, наплевав на закон, никогда не поставит закон выше понятий. Стоит ли удивляться тому, что и Европа, и Африка, и Азия, и прочие Америки правят футболом ровно так же, что прекрасно иллюстрируют примеры регулярных закулисных интриг и склок?
Вот для иллюстрации некоторые данные из независимого доклада глобального проекта «Финансовая честность и прозрачность в спорте» (FITS):
— только около 25% профессиональных футбольных клубов в высших лигах мира публикуют финансовые отчеты;
— только 39% стран, контролирующих клубную собственность, могут отслеживать конечного бенефициарного владельца;
— только 40% национальных ассоциаций являются финансово жизнеспособными без помощи ФИФА…
***
Ну и России, соответственно, есть с кого брать пример. Любой контракт с иностранцем сопровождается у нас хрустящей наличкой или дополнительными схемами, связанными с офшорами. Контракты российских клубов с легионерами не стандартизированы юридически, главные платежи проводятся на основании приложений к контрактам. Эти приложения не регистрируются в РФС и выплывают только при разборках клубов с игроками и тренерами по запросам судов.
Портал Football Leaks, который специализируется на антикоррупционных расследованиях, опубликовал недавно документально подтвержденные данные: только в «Зенит», «Локомотив» и «Динамо» после введения правил ФФП влито 1,65 миллиарда евро бюджетных денег. Из чего складывается эта сумма? Исключительно из «текущих расходов», то есть зарплат, премий, трансферных выплат, премий агентам и так далее. К инвестициями в футбольную отрасль огромные деньги отношения не имеют.
В сущности, цифра отражает суммарный дефицит клубных бюджетов, потому что зарабатывать российский футбол не хочет и не умеет: доходы РФПЛ и ФНЛ не составляют и 3% от затрат клубов, что-то около 25 миллионов долларов на всех. Расходы клубов на покупку футболистов, разумеется, значительно превышают доходы от их продажи – это тоже отличительная черта бизнеса по-российски. Материальные активы – стадионы, базы и другая недвижимость – чаще всего на балансе клубов не значатся…
А на выходе имеем картину маслом: невмешательство контролирующих органов в дела футбольные. Они обходят российский футбол стороной – знают ведь, что за топ-клубами стоит высокая чиновничья рать. Это не метод управления. Это обыкновенная жизнь братвы. Жизнь по понятиям. Отсюда и все наши проблемы в спорте вообще и в футболе в частности.
Где-то мы (человечество) свернули не туда.