9 мин.

Карреру сгубил переход на 4-3-3. Пропала гибкость, которая делала «Спартак» сильным

Дорский разбирает два года итальянца.

Массимо Каррера стал главным тренером «Спартака» перед вторым туром РПЛ-2016/17 – к этому моменту Аленичев слетел из Лиги Европы от кипрского АЕК и разгромил тульский «Арсенал» в чемпионате.

Каррера не сразу ушел от схемы с пятью защитниками, которую использовал Аленичев. Против «Крыльев Советов» и «Рубина» он сыграл с трио Ташчи – Кутепов – Боккетти в обороне и набрал четыре очка. Но ему не понравились действия Промеса на позиции нападающего, и он перешел на 4-2-3-1, переставив Куинси на правый фланг.

4-2-3-1 стала основной схемой «Спартака» на осень 2016-го. Каррера часто ротировал только одну позицию – центрального атакующего полузащитника, на которой выступали Жано и Попов. Другие кадровые перемены (Ромуло вместо Глушакова или Фернандо, Маурисио справа в защите вместо Ещенко) были только эпизодическими.  

Главная особенность тех 4-2-3-1 – позиция Зобнина, который располагался слева, но при атаках уходил в середину, освобождая фланг для подключений Комбарова.

«Спартак» – лидер РПЛ осенью 2016-го

В двух ноябрьских матчах (1:0 с «Томью» и 1:0 с «Амкаром») Каррера пробовал 4-3-3, полноценно переводя Зобнина в центр и отправляя налево Попова или Жано.

Третья игра осени 2016-го, которая выбивалась из общего ряда, – против «Ростова» Бердыева. Тогда Массимо вернулся к трем центральным защитникам и попробовал Зобнина в качестве правого латераля. «На неделе мы обыгрывали различные ситуации – я хотел играть 3-4-2. Решил, что Зобнин удачно сыграет на своей позиции», – рассказал Каррера после матча. Зобнин сыграл хорошо, но в целом план итальянца не сработал: у «Ростова» было 2 явных голевых момента (плюс на результат сильно повлияли удаления Наваса и Кудряшова).

Зимой 2017-го в «Спартак» пришли Джикия, Самедов и Луис Адриано, но основная схема осталась прежней: в 8 матчах из 13 Каррера выставлял 4-2-3-1. Джикия с середины апреля вытеснил из состава Кутепова, который допускал много грубых ошибок (особенно при навесах), Самедов позволил Промесу чаще выходить на левом фланге, а Луис Адриано боролся с Зе Луишем.

 С первых минут Адриано и Зе вместе сыграли в двух матчах, один из них – в Уфе.

К той игре Каррера готовился особенно, он даже приезжал на матч «Уфы» с «Локомотивом» в Черкизово за недели до выезда. Массимо впервые за весну использовал трех центральных защитников (официальный дебют Джикии), а Зе Луиш, Адриано (чуть ниже и левее) и Промес (чуть ниже и правее) составили трио в атаке. Результат получился классным – «Уфа» потерпела второе поражение при Семаке (1:3), допустив 24 удара (из них 11 – из штрафной). 

Неожиданную схему и уверенную гостевую победу «Спартака» оценили все, высказался даже Сергей Игнашевич: «На самом деле Каррера не только в матче с «Уфой» выставил правильную схему. На протяжении всего сезона он меняет схему, варьирует от соперника – это говорит о том, что Каррера хорошо работает тактически».

После этих слов Каррера еще раз по ходу сезона-2016/17 перешел на трех центральных защитников – опять против «Ростова». На этот раз ничего не получилось (0:3), но до чемпионства «Спартак» доехал уверенно. 

Похмельное лето 2017-го «Спартак» проводил по привычным 4-2-3-1, иногда переходя на полноценные 4-4-2, но изменения в средней линии были крайне серьезными. Зобнин порвал кресты, Глушаков пытался выветриться после миллеровского напитка, в составе замелькал Тимофеев (но помешала травма: он тоже порвал кресты), в аренду из «Челси» приехал Пашалич.

Старт сезона-2017/18 «Спартак» провалил: сначала Каррера пытался выйти из кризиса через возвращение к 3-5-2, с которых началась его жизнь в Москве. Получилось не очень (0:0 со СКА, 1:0 с «Рубином», 1:1 с «Марибором»), а дальше случилось «Тосно».

3-4-3, которые были суперуспешны за полгода до этого против «Уфы», удаление Шахова, гол Джикии после углового. После забитого мяча Каррера заменил Ташчи на Промеса, а Пашалич даже забил второй гол в начале второго тайма. Казалось, что «Спартак» спокойно выиграет в Питере, но тут провальная концовка, Петкович, Заболотный – и 2:2.

«Вы должны спросить у игроков, что и по какой причине произошло. Дело не в физических кондициях, не это причина пропущенных голов. Причины надо спросить у игроков, у меня нет объяснений. Дело в поведении и в подходе игроков», – сказал Каррера после ничьей. Тогда казалось, что совсем скоро он покинет «Спартак».

Каррера не просто дотянул до зимы – с октября «Спартак» показывал самый качественный футбол в лиге. 4-2-3-1 (например, 3:0 с ЦСКА, в которых Самедов вышел на позиции центрального атакующего полузащитника), 4-4-2 (4:1 против «Краснодара» и 2:1 против «Зенита»), три центральных защитника (1:1 дома против «Ливерпуля») – это было очень круто и ярко.

«Спартак» был очень гибким. Даже 4-4-2 (Адриано опускался в глубину для поиска мяча, но по факту был вторым нападающим рядом с Зе Луишем) против «Краснодара» и «Зенита» сильно отличались друг от друга.

После разгрома «Краснодара» Каррера вообще признался, что не планировал играть по 4-4-2: «Сыграли по схеме 4-2-3-1. Один из нападающих должен был выполнять роль плеймейкера, но у него не все получалось. Поэтому больше было похоже на 4-4-2».

На том этапе прошлого сезона «Спартак» превратился в идеальную по меркам РПЛ контратакующую команду. Чемпион не использовал высокий прессинг (PPDA – показатель интенсивности прессинга – сильно упал после игры с «Тосно»), а встречал соперника у центрального круга.  Сразу после перехода владения Глушаков и Фернандо отдавали длинные передачи на Промеса, Адриано, Зе Луиша и – иногда – Мельгарехо в свободные зоны.

Против «Краснодара», который при Шалимове был беспомощен при контратаках соперника, такой план отлично сработал. Возможно, это была лучшая игра Карреры. 

«Спартак» в лучшем матче при Каррере

Между матчами с «Краснодаром» и «Зенитом» снова случился «Марибор» (и снова 1:1). Против словенцев Каррера почему-то оставил Мельгарехо в запасе (парагваец вышел лишь на замену) и отправил направо Попова, против «Зенита» справа вышел Самедов. «В отличие от Мельгарехо и Пашалича, Самедов может играть на трех позициях, поэтому я выбрал его», – объяснял Каррера после победы над Манчини. В целом задумка тренера «Спартака» сработала – своевременные смещения Самедова позволяли москвичам перекрывать центр (опасность «Зенит» создавал только после кроссов), гол Александр тоже забил после врывания в середину.

Начало весны 2018-го не предвещало больших проблем: на позицию десятки достаточно успешно внедрялся Ханни, «Спартак» уместно использовал высокий прессинг (например, в первом тайме гостевого матча с «Рубином»), а в обороне даже не сильно чувствовалось отсутствие Джикии (очередной разрыв крестов). Все испортилось в середине апреля: «Спартак» проиграл три из пяти последних матчей чемпионата. В конце сезона-2017/18 команда Карреры обыграла только «Амкар» и «Ростов» – в обоих матчах москвичи играли с тремя центральными защитниками.

К потере второго места и прямой путевки в Лигу чемпионов прибавился очередной вылет от «Тосно» в Кубке. Новые перемены напрашивались.

Каррера решил, что вся проблема в схеме, и перед стартом сезона-2018/19 перешел на 4-3-3. «С 4-2-3-1 мы пропускали очень много контратак в прошлом году, поэтому приняли такое решение. Мы работаем над этой схемой. Нужно улучшить движения и взаимодействие. Это нелегко, но мы будем работать», – сказал Массимо после августовской победы над «Краснодаром» (1:0).

Провал-2018/19 – 4-3-3

Новая схема принесла Каррере увольнение.

В ней нет оптимального места для Ханни, нет качественного варианта на правом фланге (Самедов – игрок другого типа, Ломовицкий пока точно не дорос до старта топ-клуба, Ташаев далек от весенней динамовской формы), а в середине поля у Карреры всегда было только трио Фернандо – Глушаков – Зобнин, и сейчас перестроить его не получается (Тимофеев после травмы не убеждает, Попов, видимо, вообще не способен играть на своем уровне в «Спартаке» – тем более на этой позиции, Ханни неэффективен в глубине, дисквалификация Еременко только закончилась).

«Спартак» – второй по числу ударов за 90 минут (16,2, у «Краснодара» – 16,8), однако это во многом объясняется перегрузом ударов издалека (8,8 за 90 минут – лидерство в лиге). По качеству ударов (без учета пенальти) команда Карреры только 7-я (впереди даже «Арсенал» и «Урал») – это полный провал.

Каррера постоянно ротировал состав, только восемь футболистов (Максименко, Зобнин, Фернандо, Боккетти, Зе Луиш, Джикия, Комбаров и Рассказов) отыграли хотя бы половину возможного времени (495 минут). Для сравнения: у «Локомотива» таких игроков 9, у «Краснодара» – 10, у «Зенита» и ЦСКА – вообще по 11.

Много молодежи в старте – красивый жест для болельщиков, но не трезвая оценка юных игроков. Игнатов и Ломовицкий практически ничем не помогли (практически – из-за гола Игнатова «Енисею» после углового).

4-3-3 не работали, но Каррера от них почти не отказывался. Наверное, это его главная ошибка за два года работы в «Спартаке».

***

За тактическими помощниками Карреры (Пилипчуком и Рианчо) постоянно следили медиа. Пилипчук так и не получил самостоятельную работу, хотя ради нее ушел из «Спартака» (сейчас помогает Рахимову в «Ахмате»). Возможно, сейчас наступит время Рианчо.

За качество игры в первой трети чемпионата-2018/19 Каррера заслужил увольнение, но за два года было много моментов, когда Массимо доказывал свою гибкость и сильно влиял на результаты и ход матчей.

Осенью 2018-го гибкость Карреры пропала.

Фото: РИА Новости/Александр Ступников, Дмитрий Мухаметкулов; Gettyimages.ru/Epsilon (3,4); РИА Новости/Александр Вильф