10 мин.

Айрат Каримов — о карьере в Казахстане, волгоградском «Роторе» и детско-юношеском футболе

Вот уже на протяжении 18 лет на малой родине Всеволода Михайловича Боброва проходит турнир в его честь. Каждый год география участников кардинально меняется, но не меняются глаза мальчишек, мечтающих стать новым Дзюбой, Роналдо, Месси. В этом году в Моршанск со своей командой приехал Айрат Каримов, которому довелось застать золотые времена «Ротора», отбить кучу ударов главного бомбардира в истории России, ощутить на себе атмосферу Стадио Олимпико и поиграть в колоритном Казахстане. Обо всем этом я и поговорил с Айратом.

— Айрат, подошел к концу групповой этап турнира имени Боброва. Ваши команды продемонстрировали хороший футбол, но не прошли в стадию финальных матчей. Чего не хватило?

— Вы знаете, не буду углубляться в некоторые организационные моменты, скажу лишь одно – мы продемонстрировали самый лучший футбол на турнире. Если отталкиваться от итогов, то результатом, конечно, недоволен.

 

— Что для детей значат такие турниры?

— Для детей это возможность расти в профессиональном плане, а для тренера возможность по-новому взглянуть на своих воспитанников. Например, кого-то попробовать на новой позиции. И также есть возможность испытать новичков команды в деле, поскольку комплектация состава идет постоянно.

— А Вы помните свой первый большой турнир?

— Мы постоянно участвовали с командой в различных соревнованиях, поэтому уже не вспомню.

— Тогда спрошу чуть иначе: турнир, который Вам больше всего запомнился?

— Всесоюзный турнир «Кожаный мяч» в Минске, впечатливший меня своей масштабностью. Нам противостояли коллективы из Азербайджана, Грузии, Белоруссии. Незабываемое событие!

— Многие футболисты, закончившие карьеру, наотрез отказываются тренировать. Вы обратный пример этому.

— Вы знаете, я живу поговоркой «Не надо вспоминать прошлое». Я стараюсь всегда смотреть в будущее, чему и учу своих воспитанников. Профессиональная карьера футболиста стала для меня этапом, который когда-то был. Сейчас я хочу двигаться вперед, сосредоточившись на тренерской деятельности.

— В чём главное отличие в отношении молодых футболистов к футболу тогда и сейчас?

— На мой взгляд, глаза у них горят по-прежнему. Конечно, сейчас у молодых футболистов гораздо больше соблазнов. Раньше такого не было, поскольку всё делалось по примеру. Я лично жил и живу по примеру своих родителей. Если меня научили съедать всю тарелку супа, то я так делаю и сейчас. Многим ребятам нужно найти такой пример, который поведет их по правильному пути.

— Частью проблем российского футбола, на мой взгляд, являются потеря многочисленных талантов из глубинок страны, неэффективность большего числа академий и отсутствие хорошей выстроенной системы продвижения молодых футболистов. Согласны ли Вы с этим?

— Да. Молодым футболистам нужно помогать! Если человек занимается футболом 10 лет, а потом в возрасте 16, 17, 18 лет заканчивает карьеру, то это абсолютно неправильно. Нужно организовывать больше турниров, команд, в которых эти ребята смогут проявить себя и расти. Например, правильно двигается сейчас в этом направлении ФК «Краснодар».

— Академия Галицкого на данный момент самая лучшая в России?

— Знаете, я был в академии «Краснодара» и в академии «Зенита». По уровню инфраструктуры, конечно, «Краснодар», а вот по уровню подготовки футболистов я отдам предпочтение «Зениту», поскольку там в большинстве случаев тренерами работают те люди, которые поиграли на профессиональном уровне. Однако нельзя точно сказать, что именно эта академия лучше, ведь результата деятельности особо не видно.

— Получается, что большинство нынешних выпускников футбольных школ, академий не готовы ко взрослому футболу?

— Совершенно верно. Система подготовки футболистов от 15 до 18 лет подразумевает ежедневные многочасовые тренировки вперемежку с жестким графиком. Молодой футболист не видит жизни. А вот когда он попадает в команду мастеров, то получает хороший контракт, свободу действий и начинает, по-русски говоря, отрываться. Это и ломает их. Что мы хотим от юношей? Постоянно загружать тренировками, надеясь, что это всё даст громадный результат?

— А как же фраза «Чем больше тренируешься, тем ты лучше»?

— Да нет. Я всегда был сторонником того, что большое количество тренировок даже во вред.

— Зачастую тренер ставит превыше результат, а не развитие своих подопечных.

— Так система работает. Почему российский футбол болеет? Потому что все стремятся набрать сильных футболистов, выиграть, а смысл то в чём? Вот кто-то набрал группу детей, дал им начальную подготовку. Сыграли они пару турниров, результата не дали. Тренер отсекает часть, привозит себе новых без футбольной базы. И так несколько лет подряд. В итоге футболистов, которые прошли начальную подготовку, к выпуску не остается. Набрал тренер группу детей семи лет, а на выпуске меньше трети от этой группы остается. Вот и получается, что на профессиональном уровне у нас некоторые футболисты мяч обработать не могут, потому что элементарной базы ДЮСШ не имеют.

***

— Давайте поговорим о «Роторе». Вы были частью команды, которая навсегда останется в сердцах волгоградских болельщиков. Какая первая ассоциация возникает у Вас в голове, когда Вы слышите слово «Ротор»?

— Почти чемпионы. У нас была команда, которая и по отношению к футболу, и по атмосфере в коллективе, и по финансовым составляющим была чемпионской. Конечно, со временем всплывают какие-то негативные подробности, например, 850 лет Москве, но это уже дела давно минувших дней.

 

— С кем-то из той команды поддерживаете контакт?

— Да, у меня хороший контакт с Олегом Веретенниковым, Сергеем Жуненко, Андреем Дуровым.

— Не могу пройти мимо легенды «Ротора». Пушечный удар Веретенникова на тренировках часто на себе испытывали?

— Мы были лучшими друзьями, жили в одной комнате. Мы часто выходили за 30 минут до начала тренировки, и он мне стучал по воротам. Если я много отбивал, то он отжимался, если Олег много забивал, то я. Но руки от ударов не болели.

— Про Веретенникова в широких кругах известно две истории. Бывали еще такие случаи у Вас в карьере?

— Мы один раз прятали Олега в Ростове. За ним, кажется, приехали люди из «Ураламаша». Прятали его в гостинице. Он в то время играл за ростовский «СКА». Мы тогда были дети, мне было всего 18 лет. Спрятать футболиста, собрать вещи, переехать в другую гостиницу — всё это ты было похоже на ковбойское приключение. А сейчас вспоминаешь и понимаешь, что это не так уж и весело.

— Есипов с Веретенниковым не общались за пределами поля. Почему так получилось?

— Больное место ведущей команды. Веретенников — звезда, и Есипов — звезда. Каждый хотел потянуть на себя одеяло, естественный процесс. Хотя в обычной жизни никогда такого бы не могло произойти. Валера Есипов — отличный парень. Не знаю, может и таил он в душе обиду на Веретенникова, что тот главная звезда. Но если Олег забивал по 25 голов, то какие тут могут быть вопросы?

 

 — Цитата Горюнова: «Наши футболисты получали дикие подъемные и исключительно долларами. В «Спартаке» таких зарплат не было». Какие деньги окружали «Ротор» в 90-е?

— Расскажу маленькую историю одну, которая оставила след у меня в памяти. Как-то в гостиницу нам привезли большой мешок, кинули на пол, разрешали его, а из него просто посыпались пачками доллары.

— Ого.

— Это было нормально тогда.

— Голову не сносило при виде таких денег?

— Да нет. Это не считалось большими деньгами. Большие деньги были в Москве. Всё равно в «Спартаке» зарплаты были на порядок выше. Если у нас были премиальные, условно говоря, 100 рублей, то в московских командах в два-три раза больше.

— Самое дорогая вещь, которую Вы себе позволили, играя в «Роторе»?

— Никогда не думал о финансовой составляющей. Особенно о дорогих покупках. Для меня на первом месте всегда была игра, а потом уже премиальные. Если ты чувствуешь, что за твоей спиной стоит какая-то цифра, то она не даст тебе настроиться на игру. Это сейчас деньги для футболистов одна из главных мотивационных составляющих. Поэтому я сейчас стараюсь добиться от своих воспитанников понимания того, что игра должна быть для них на первом месте.

— Самая запоминающаяся история в период Вашего пребывания в Волгограде.

— Приезд итальянского «Лацио» в Волгоград. Манчини, Бокшич, Недвед, Неста. Они выходят с тобой, здороваются, общаются. Вот спустя столько лет Манчини потом вернулся в «Зенит». А потом мы поехали на ответную игру, где играли на восьмидесятитысячнике. Честно сказать, я попал в космос!

— Пожалуй, главный вопрос из волгоградской темы: почему «Ротор» так и не выиграл чемпионство?

— В золотом матче сыграло большую роль волнение. Все волновались. «Спартак» был чуть мастеровитее, а мы этот факт старились компенсировать эйфорией. Сейчас уже много что говорят о той игре, но, повторюсь, это дела давно минувших дней. После игры мы почти сразу уехали, многие плакали. То поражение стало ударом.

— Еще один человек, без которого невозможен был бы успех «Ротора», Прокопенко. Каким вы его запомнили?

— Очень сильный тренер. Представляете, я недавно вернулся из Питера с обучения, и нам преподавали его уроки. Виктор Евгеньевич, человек-прагматик. Он на своем примере показывал, как надо. Все его тренировки были построены так, что выживал сильнейший. Если ты не соответствуешь и тебя выдавливает из состава другой, то ты должен понимать, что это естественный процесс. Виктор Евгеньевич дал понять, что в футболе не бывает слабых мест. И я хочу донести своим подопечным такие же мысли, такой же футбол.

 

— Историю про Виктора Евгеньевича можете какую-нибудь рассказать?

— Сидим мы с ним паримся в сауне. А он мне такой: «Айрат, а ты знаешь сколько весит чемодан долларов?» Я оказался в замешательстве. А он мне: «11 килограммов». Откуда же мне такое знать?

***

— Спустя несколько лет Вы уезжаете в Казахстан. Почему именно туда?

— Меня пригласил тренер, с которым мы вместе работали в Нальчике. Предложили хорошие условия, и мне захотелось попробовать себя в Высшей Лиге Казахстана. Я ехал в какую-то непредсказуемость, а оказалось, что в Казахстане серьёзный чемпионат. Необходимо было прикладывать немаленькие усилия, чтобы отрабатывать свой контракт. И это точно не было похоже на отдых. Да и вообще в тот период в Казахстане уровень футбола заметно подрос. Приехало много иностранцев, много футболистов из России. Например, в нашем составе был Чемпион России Олег Корниенко.

— Что больше всего Вас удивило в казахстанском футболе?

— Переезды. Очень большие переезды. Неудобства. Может быть, я просто застал первооткрывание футбола в Казахстане. А так нам иногда приходилось лететь на самолете, потом на поезде, а потом еще на автобусе. Сейчас я знаю ребят, которые там играют, вот они уже летают на матчи только частными самолетами. А у нас такого не было. Кстати, во время переездов между матчами первый раз попробовал Доширак. Смотрю, ребята на станции покупают что-то. Думаю, что это такое? Ну так и познакомился с этой лапшой.

— Самый запоминающийся матч в Казахстане?

— Ближе к концу чемпионата нам предстояло сыграть финальную серию. Нам необходимо было попасть в шестерку лучших команд, чтобы нам отдали подъемные. Выходим на поле, а стадион весь в снегу, да еще и погода минус 15 градусов. Вот в таких условиях нам приходилось играть. Да, матч тот мы выиграли.

— Вы успели стать обладателем Кубка Казахстана по футболу.

— Да, прекрасно помню финальный матч. Мы обыграли алматинский «Кайрат» в финале по пенальти. Это был мой первый год пребывания в Астане. Команда у нас собралась очень хорошая. Обыграть «Кайрат» дорогого стоило. Победа дала нам дальнейший толчок и эмоции на несколько матчей вперед. Всё-таки Кубок есть Кубок.

— Футбольная атмосфера в России и Казахстане разная?

— В мою игровую бытность футбол в России больше любили, ценили и понимали. Сейчас сказать не могу, так как я уже давно не был в Казахстане. Хотя на трибунах в Караганде ходило порядка 10 тысяч человек. По тем временам отличные цифры для футбола.

 

Личное дело

Айрат Каримов

Родился 4 мая 1971 года в городе Каменск-Шахтинский

Воспитанник ДЮСШ города Каменск-Шахтинский (первый тренер — А.В. Зырянов) и ростовского УОР (тренер — В.Г. Егоров).

Амплуа — вратарь

Выступал за команды:

«Ростсельмаш» 1988

«СКА» Ростов-на-Дону 1989-1991, I лига СССР

«Торпедо» Таганрог 1992-1996, I, II лига России

«Ротор» Волгоград 1996-1999, Премьер-Лига России, серебряный и бронзовый призёр Первенства России, участник кубка Интертото УЕФА 1997 г., участник Кубка УЕФА

«Спартак-Нальчик» 1999-2000, I лига России

«Женис» Астана 2001, обладатель кубка Казахстана 2001 г., участник кубка Содружества 2000 г.

«Женис» Астана 2001

«Шахтер» Караганда 2001-2004