16 мин.

23-летний тренер, который теперь будет работать в «Спартаке»

Дорский поговорил с самым молодым тренером в истории премьер-лиги, который вслед за Кононовым перешел из Тулы в «Спартак».

Тульский «Арсенал» – одна из самых интересных провинциальных команд России последних двух лет. Она не играет в пять защитников, арендует и развивает молодых игроков топ-клубов и почти всегда собирает полный стадион.

Этим летом тренером «Арсенала» стал Олег Кононов – один из немногих в РПЛ с четко атакующим стилем. Одним из его помощников неожиданно стал 22-летний Михаил Кожевников, который до сезона-2018/19 вообще не работал тренером в профессиональном футболе.

В ноябре Кононова позвал московский «Спартак» – и он взял уже 23-летнего Кожевникова с собой.

Учеба в ВШЭ, знакомство с Кононовым

– 22 года, отсутствие опыта работы – как с таким резюме попасть в тульский «Арсенал»?

– С Олегом Кононовым мы познакомились в прошлом году – вместе учились на программе «Спортивный менеджмент», которую организует Высшая школа экономики совместно с ФИФА и Международным центром спортивных исследований (CIES).

На эту программу я попал практически случайно. В последний день приема документов друг скинул на нее ссылку – ранее не интересовался спортивным менеджментом, но тут сильно увлекло. Решил попробовать: подал документы, прошел собеседование, написал вступительное эссе.

– Для поступления на эту программу обязателен опыт работы в спорте?

– Поступить может любой, кто заинтересовался спортивным менеджментом. Конечно, если у тебя есть управленческий опыт – это круто, если он был в футболе – вообще супер. Я два года работал руководителем тренерского штаба в «Футболике» (детская футбольная школа в Петербурге – Sports.ru).

Уже после поступления я увидел, что мои сокурсники – профессионалы, работающие в клубах и спортивных федерациях.

– Кто был среди них?

– Кононов – точно самый известный. Еще с нами училась Виктория Лопырева – она, кстати, посещала все модули. Правда, итоговый конкурс ее звездная команда не выиграла. Все по-честному. Ранее эту программу окончили Роман Широков и Валерий Катынсус (играл за «Томь» и «Шинник» – Sports.ru).

– Что во время учебы запомнилось больше всего?

– Блок «Маркетинг» – переворотная история, которой очень не хватает в нашем футболе. Перед нами выступали генеральный директор «Спартака» Наиль Измайлов, представители «Локомотива», член совета директоров «Галатасарая» Эбру Кексал. Конечно, выделялся руководитель новых медиа «Зенита» Егор Крецан. Его простота вместе с творческим подходом очень понравились, тем более за его работой я следил еще до личного знакомства.

  

У всех этих людей есть общая черта – масштаб мысли и детализация процесса.

Для тренера внимание к деталям тоже очень важно – его уровень зависит от готовности к любой ситуации и контроля каждой мелочи, которая на первый взгляд кажется незначительной.

– С Кононовым вы начали общаться с самого начала обучения?

– Первые два модуля обучения я проходил в Петербурге, а с Олегом Георгиевичем мы познакомились уже в Москве.

В Петербурге нас разделили на несколько команд – по итогам двух модулей мы должны были защищать проект. Он касался развития кадров в российском футболе, создания современного центра обучения. Проект отклонили – посчитали тему неактуальной, поэтому нужно было либо придумывать новую тему, либо объединяться с другой командой.

Это было тяжелое время – мы конфликтовали и не могли согласовать новую тему. В конце концов объединились, я стал капитаном команды и поехал защищать наш новый проект в Москву. Было сложно, потому что защита проходила на английском, а у меня он был на уровне «спик фром май харт».

Эмоций было много не только из-за языка – в качестве слушателей приехали люди из ФИФА, тогда же я впервые увидел Кононова. Все прошло круто – проект приняли.

После защиты я подошел к Кононову и спросил, могу ли задать пару вопросов. Вышло забавно – мы оба смущались. В результате эту пару вопросов я задавал на протяжении четырех учебных дней. Олег Георгиевич даже смеялся: «А ты точно не журналист?». Мы говорили о тактике «Краснодара», любви к «Барселоне» и Гвардиоле, деталях тренировочного процесса. Я чувствовал, что расту с ним каждую минуту общения – это ощущение меня не покидает до сих пор.

Думаю, моя одержимость тренерской работой и развитием его привлекла.

«Сызрань-2003», учеба и жизнь в Петербурге

– На сайте «Арсенала» нет информации о твоей игровой карьере. Ты играл в футбол на профессиональном уровне?

– Я родился в Сызрани, играл в «Сызрани-2003». В 17 лет оказался во второй команде, и казалось, что мечта выступать за родной клуб на взрослом уровне скоро осуществится. Было два варианта: поступать в университет им. Лесгафта в Санкт-Петербурге или продолжать футбольную карьеру.

В 2013 году за неделю до старта чемпионата России я получил травму боковых связок колена. Классическая история.

– Трагедия?

– Да, было больно. Но я быстро переключился с неприятных воспоминаний на новую цель. Жизнь помогла сделать выбор в сторону поступления в Питер. Начался новый этап жизни, который стал одним из самых счастливых.

– Почему именно Петербург?

– Это было предложение мамы: энергетика города и спортивный университет.

В Питере у меня не было знакомых, родители остались в Сызрани. Единственное – со мной из Сызрани приехали две девочки-гимнастки, которые тоже поступали в университет.

Я поступил на бюджет и уже на первом курсе создал команду, с которой мы заявились в Студенческую лигу. Очень крутой опыт: товарищи, спонсор, девушки на трибунах.

– Как в России можно затащить спонсора в студенческий спорт?

– В один день я просто пришел к генеральному директору службы доставки еды «Пироги домой» (сейчас – «Достаевский» – Sports.ru) Владимиру Овеляну. Мы поговорили, я презентовал команду. Там была серьезная аналитика (как мне тогда казалось) и конкретные цифры: аудитория, результаты, польза для компании.

Презентацию сделал по пути на встречу, пока ехал в метро. Он согласился и даже позвал меня на работу.

– Кем?

– Что-то типа менеджера по бартерам и организации мероприятий. Позже спрашивал у Овеляна, почему он решил спонсировать мою команду – я-то думал, что это была гениальная сделка. Ответ меня удивил: «Ты был единственным, кто обратился с таким предложением». После общения с ним я стал смотреть на вещи масштабно: в рамках целого города и даже страны.

Правда, с работой не получилось – через пару месяцев я ушел. Каждый день было угнетающее ощущение, что ты идешь не своим путем. Никогда себя не чувствовал так плохо. Но в этом был и большой плюс – я понял, что мне нужно рискнуть и полностью сосредоточиться на тренерской работе.

В последний рабочий день я никого не предупредил и уехал в Сызрань. Встретился с родителями и сходу сказал, что собираюсь стать тренером сборной России и выиграть с ней что-то. Папа посмеялся: «У тебя крыша в Питере поехала, сын». Мама сначала была в шоке, а потом сказала: «Ну, а кто еще, если не ты. Я в тебя верю». Это был ключевой момент – после этого я погрузился в тренерскую работу с головой.

– Что было дальше?

– Много учебы. Я получил тренерскую лицензию, прошел стажировку в «Зените».

Летом 2015-го я поехал отдыхать в Сызрань и попросился поработать помощником тренера в юношеской команде «Сызрани» до 17 лет. Меня взяли, но, к сожалению, главный тренер серьезно заболел, поэтому подготовка команды полностью легла на меня.

До этого на тренировки приходили 8-10 человек, через пару недель – 20-30. Все загорелись футболом. Я был удивлен. Это был еще один момент, когда я почувствовал, что во мне есть тренерский талант. Маленький сигнал, который дал толчок к большой работе.

– Затем ты вернулся в Питер.

– Да. Я стал детским тренером в «Футболике», потом стал ее руководителем и партнером – мы открыли филиал «Футболики» в Сызрани. Параллельно устроился на работу в местную ДЮСШ «Пороховчанин» – клуб, который участвует в чемпионате Санкт-Петербурга среди детско-юношеских команд.

– Условия, в которых проходит детско-юношеский чемпионат Петербурга – кошмар?

– В «Пороховчанине» я был тренером команды U-16. Когда я туда пришел, мне сказали: «Миша, многие из команды ушли, ты можешь не собрать новых людей».

Часть тренировок проходила на школьном поле, зимой иногда получалось арендовать малую арену «Петровского». Весной возвращались на стадион «Коммуны» – там не было света, воды, душа, отопления и мебели в раздевалках. Приходилось переодеваться с фонариками от телефонов.

– Тебе кто-нибудь помогал?

– За полгода я собрал руководящий штаб – тренер вратарей, помощник тренера, тренер по физической подготовке, оператор, фотограф и сммщик.

От ДЮСШ я получал 13 тысяч рублей – все уходило на тренерский штаб. Приходилось вкладывать часть зарплаты, которую я получал в «Футболике». Выручал тренер вратарей – он у нас был главный мажор, в некоторые месяцы получал больше 8 тысяч рублей плюс помогал вести группу во «ВКонтакте» и лепить видео. Мне хотелось создавать качественный продукт вне зависимости от условий.

– Как сейчас оцениваешь тот период?

– Это одновременно и самый счастливый, и самый тяжелый этап. Сезон я начинал на костылях после травмы, готовился к защите диплома в Лесгафта, писал методику для школы и руководил тренерским штабом «Футболики». Вся эта работа остается за кадром – в соцсетях все видят только красивые фотографии.

Сейчас я вижу условия, в которых мы работаем в «Арсенале», – это великолепный уровень. У нас есть возможность фокусироваться только на одном деле.

Разница между детско-юношеским и профессиональным футболом в России колоссальна, но еще в работе с маленькими детьми я определил для себя одну вещь. Неважно, на каком уровне ты находишься, какие у тебя условия: или ты сейчас работаешь как тренер сборной России, как чемпион Европы – или ты уходишь.

Весной у меня получилось организовать семинар Кононова в «Футболике».Пришло 150 человек – руководители школ, местные тренеры, студенты кафедры футбола университета имени Лесгафта.

Видел, что семинары большого масштаба проводит «Локомотив», встречи по медицинским вопросам проводит «Спартак». Это очень круто – за этим будущее нашего футбола.

Работа в «Арсенале»

– Как поступило предложение из Тулы?

– Мы не поднимали эту тему с Олегом Георгиевичем. У меня был перерыв, в первые месяцы 2018-го я не работал тренером. Учился на программе «Спортивный менеджмент», в магистратуре Лесгафта и Эриксонском университете коучинга (канадская сертификационная программа обучения профессиональному коучингу, официальное представительство в России находится в Москве – Sports.ru). Оттачивал свою психологию, внедрял новые инструменты и успел покоучинговать более 50 людей – от футболистов до руководителей и предпринимателей.

Были мысли заняться чем-то другим – даже поставил себе дедлайн (15 июня) для принятия окончательного решения.

– Его принимать не пришлось.

– Да. В начале июня мне позвонил Кононов и сказал: «Миша, готовься, ты переезжаешь в Тулу». Этого было достаточно.

16 июня я приехал в Москву – так мы начали подготовку к сезону.

– Ты был с кем-то знаком из штаба Кононова?

– Ни с кем. Более того, раньше Олег Георгиевич работал только с тренером вратарей Даниэлем Тудором. Еще Кононов был знаком с Сергеем Кузнецовым – Олег Георгиевич тренировал Сергея в «Севастополе» и «Карпатах».

Кроме них и меня в наш штаб входят тренеры по физподготовке Хесус Суарес и Стергиос Фотопулос.

– На каком языке вы общаетесь?

– В основном на английском. С Кононовым и Кузнецовым, конечно, на русском. Наш тренерский штаб дает отличный лингвистический опыт – никакого репетитора не нужно, заговоришь и на румынском, и на испанском.

– Тебе всего 22. Не было недоверия со стороны других тренеров?

– Сначала было недопонимание. Они даже не представляли, что я раньше играл в футбол, не представляли, могу ли я вообще почеканить мяч. После пары матчей между тренерами и персоналом на сборах все встало на свои места.

– Но наверняка все равно тебя травят больше всех.

– Конечно. Это естественный процесс.

Первое время я обижался, а сейчас уже адаптировался. Стергиос на каждой утренней встречает меня со словами: «I Kill You». Но я люблю его. Заботливый старичок.

– А игроки?

– Взаимное уважение. С кем-то общаемся ближе, с кем-то держим только профессиональный контакт. Еще не успел со всеми близко познакомиться.

Мне кажется, футболист всегда подсознательно чувствует, что за человек перед ним: есть ли стержень или он здесь по блату,  хочет ли искренне он сделать тебя лучше или отбывает номер, одержим ли ты работой или только выполняешь необходимое, твою открытость и доброту или корыстные цели.

– Чем ты занимаешься в тренерском штабе?

– Я один из ассистентов Олега Георгиевича и тренер-аналитик. У нас есть разбор соперника (там более 20 пунктов, по которым проводится анализ), индивидуальный разбор игроков, есть даже разбор судей, анализ тренировок, психология.

После каждого матча мы собираем обратную связь от игроков: что получилось реализовать, что нет. Тренер всегда прав, но от реальности отрываться нельзя. Игроки могут подсказать, что можно улучшить в нашей работе. Олег Георгиевич требует смелости не только на поле, но и в выражении своего мнения, когда оно необходимо. 

– Что входит в 20 пунктов по сопернику?

– Базовые: как обороняются, как выходят из обороны в атаку, как атакуют, как переходят из атаки в оборону, стандарты.

Мы не увлекаемся большим количеством цифр – только та информация, с помощью которой мы можем повлиять на результат в играх и тренировках. Это уводит от самого главного.

– Как вообще научиться понимать футбол человеку со стороны?

– Мое мнение – никак. Самое важное – опыт изнутри. Можно думать, что ты великий талант, новый Жозе или Гвардиола, который все понимает в тактике. Но за пять минут общения с настоящим профессионалом твое понимание футбола и все твои представления о тактике и аналитике будут разбиты.

– Сейчас появилось много пабликов и блогов, посвященных тактике и статистике. Ты следишь за ними?

– Стараюсь читать. Для себя выделяю «Блокнот» (его ведет Никита Васюхин – Sports.ru), «Пыльный чердак» и «Контрпресс» (глава паблика и сайта – аналитик «Динамо» Сергей Титов – Sports.ru). Твои ультимативные разборы тура я скидывал Олегу Георгиевичу. Это хорошая информация, которая помогает в работе.

Вообще, есть очень много смешного. Люди пишут вещи, о которых в команде никто не говорил, о тактических зарисовках, которых вообще никогда не было.

Весело было читать отчеты о нашей победе над «Ахматом». Много людей писали о различных тактических перестроениях после удаления Берхамова, но на самом деле эта победа была одержана чисто на характере и сохранении атакующей схемы с тремя нападающими. В перерыве Кононов зашел в раздевалку и сказал: «Мы продолжаем играть на победу. Неважно, проиграем 0:3 или 0:5, мы будем играть на победу».

– А что можешь посоветовать из книг?

– Книги Дэниэля Койла – «Код таланта», «Культурный код» и «Код гения». Когда мы летели с Олегом Георгиевичем на защиту проекта в Москву, он отнял у меня «Код гения» и одолел ее за пару часов. Книга кратко и доступным языком описывает 52 правила тренировок. Кононову – 52, но он очень открыт ко всему новому и всегда хочет учиться.

– Был ли матч, который перевернул твою футбольную жизнь?

– «Барселона» – «Реал» – 5:0. Гвардиола вообще очень сильно на меня повлиял – при нем я не пропустил ни одного матча «Барсы».

Сейчас тяжело смотреть много игр, но Гвардиола со своим творчеством всегда оставляет загадку. Когда смотришь матчи его команд, то пытаешься ее разгадать, хочешь понять, почему и как человек сделал какое-то действие. Важнейший момент – как к Пепу пришли идеи и как он смог реализовать их через тренировочный процесс.

Есть куча тренеров с идеями. Но одно дело – иметь идею, другое – реализовать это на практике. Гораздо легче пойти по пути наименьшего сопротивления: игра в обороне, без контроля мяча, на контратаках – они приносят быстрый результат.

– Сейчас часто смотришь матчи «Сити»?

– В сезоне смотрел только их матчи. Сейчас часто Олег Георгиевич дает задания разбирать игру «Сити» и «Ливерпуля».

– В сезоне-2017/18 «Арсенал» занял седьмое место. Какая задача у Тулы в этом году?

– Официально – попасть в десятку, но в голове у каждого игрока и тренера есть свои цели. Думаю, решающим станет второй круг.

Все показывает ежедневная работа. Одна команда, в которую сейчас никто не верит, в конце сезона будет лидером, а тот, кого все на старте называют будущим чемпионом, провалится. В прошлом году это случилось с «Зенитом», который был очень хорош в начале сезона. То же самое было и с «Арсеналом» – сложное начало и шаг до еврокубков в мае. Сегодня в Тулу тоже многие не верят – для нас это дополнительная мотивация.  

– Ты прошел путь из самых низов до РПЛ за несколько лет и видел все своими глазами. ЧМ в России даст толчок для развития детско-юношеского футбола?

– Я вижу много людей, любящих футбол и готовых делать очень многое для его развития. Сейчас нужно объединить профессионалов, которые могут развивать спортивные структуры, управлять ими грамотно, честно и открыто. Я работал детским тренером и видел, что даже подаренная книга или маленький мяч могут сильно повлиять на ребенка.

То, о чем я раньше мечтал и рассказывал в шутку, становится реальностью. Но постоянно напоминаю себе, откуда я и где начинал, стараться поддерживать людей, которые встречались на моем пути и продолжают идти со мной. Поэтому это и их успех тоже.

Если об этом каждый будет помнить, у нас все будет хорошо.  

***

Вот что сказал Кононов о Кожевникове сразу после прихода в «Спартак»: «Михаил — талантливый молодой человек. Мы проходили обучение в одной группе в Высшей школе экономики, и я отметил его незаурядные аналитические способности. Он выполняет очень большую работу по всем аспектам тренировочного процесса.

Сейчас в Европе много тренеров с новым мышлением и новыми идеями. Кузнецов и Кожевников как раз такого плана — симбиоз молодости, саморазвития, стремления сделать все вокруг лучше, чем оно есть».

Впервые интервью опубликовано 24 августа 2018 года.

Фото: vk.com/pfc_arsenal; РИА Новости/Саид Царнаев; globallookpress.com/Richard Sellers/imago sportfotodienst; из личного архива Михаила Кожевникова