8 мин.

Похищение Альфредо Ди Стефано

История, в которой переплелись генерал Франко, нефть, венесуэльский художник и шахматы.

5 апреля 2015 года венесуэльский художник и скульптор Пауль Дель Рио взял ружьё, направил дуло на свою грудь и спустил курок. Пуля пронзила сердце 72-летнего Пауля, оборвав его жизнь в бывшей тюрьме, а ныне культурном центре Каракаса под названием Сан-Карлос.

Некролог экцентричного мэра венесуэльской столицы Эрнесто Виллегаса стал одним из десятков подобострастных статей и речей, посвящённых Дель Рио после его самоубийства. Художник был символом анти-истеблишмента, кажется, с самого момента его рождения в семье убеждённых испанских коммунистов, бежавших от режима генерала Франко в Америку. Хесус Дель Рио и Дора Каналес остановились сначала на Кубе, где в 1943 году появился на свет Пауль, а два года спустя отправились в Южную Америку, как и тысячи беженцев из Испании, находящейся в железных руках Франко. В Венесуэле Хесус, пекарь по профессии и революционер по жизни, тут же вступил в подпольное движение Демократической партии и начал борьбу против военного силовика Маркоса Переса Хименеса. Можно сказать, что революционные настроения были в генах у его сына, рождённого на Кубе и воспитанного в идеалах вечной борьбы против режимов, противостоящих коммунизму. Именно поэтому в возрасте всего 20 лет венесуэльский юноша совершил поступок, немыслимый в наше время, но навсегда вошедший в историю мирового футбола.

***

В 1963 году мадридский Реал, напрямую ассоциирущийся у многих про-коммунистических сил с режимом Франко, оказался в Каракасе, где принимал участие в товарищеском турнире в рамках предсезонной подготовки. Одной из звёзд команды по-прежнему был аргентинский нападающий Альфредо Ди Стефано, даже в 37 лет остававшийся грозным оружием "сливочных", повергавшим в дрожь соперников. Совсем недавно Ди Стефано в составе Реала выиграл 5 Кубков Европейских чемпионов подряд, с 1956 по 1960: достижение, которое вряд ли кому-либо покорится в ближайшем будущем. Многими он воспринимался как эгоистичный, сухой и самовлюблённый человек, который не без скандала расставался с Ривер Плейт, Мильонариос и Барселоной, чтобы достичь невероятных футбольных высот с мадридским Реалом. Его футбольный гений никогда и никем не оспаривался, но солидарность и дух коллективизма отнюдь не являлись его приоритетами. Но жизнь иногда делает причудливые повороты, и именно Альфредо Ди Стефано был выбран целью венесуэльских революционеров, чтобы привлечь внимание общественности к их делу.

Ди Стефано не играл в первом матче Реала в предсезонной подготовке, который, к слову, закончился поражением европейцев от Сан-Паулу. Ветеран чувствовал себя не очень хорошо, борясь с тропической жарой, как  во время его короткого пребывания в колумбийском Мильонариос, и потому, когда его одноклубники отправились наслаждаться ночной жизнью Каракаса, он остался отдыхать в отеле. Его сон был потревожен около шести утра, когда группа лиц постучала к нему в номер, и сообщила, что производится спецоперация отдела полиции по борьбе с наркотиками, после чего футболиста попросили выйти из отеля на пять минут. Альфредо переоделся из пижамы в костюм и вышел на улицу в сопровождении мнимых офицеров. Те посадили его в машину, которая немедленно тронулась с места, после чего потрясённый Ди Стефано, которому уже успели завязать глаза, услышал следующее:

Ди Стефано был похищен Вооружёнными Силами Национального Сопротивления (FALN), левой боевой группой, которая агитировала против авторитарного правительства Ромуло Бетанкура, а также пыталась обратить внимание общественности на казни видных коммунистов в Испании Франко. Организатор тура Реала по Южной Америке Дамиан Гаудека получил телефонный звонок с тем же сообщением, что прослушал перепуганный форвард "сливочных", которого увозили в неизвестном направлении четыре человека в масках. Супруга Ди Стефано также получила телеграмму с уверениями, что её мужу ничего не грозит. Футболиста привезли в какой-то дом, где его встретил человек, представившийся Максимо Каналесом. Несложно догадаться, что это и был Пауль Дель Рио, руководивший операцией. В своей автобиографии "Спасибо, мама" Альфредо Ди Стефано писал:

Дель Рио и Ди Стефано провели вместе 70 часов, играя в шахматы и изредка разговаривая. Фотография этой странной пары, футбольной суперзвезды и венесуэльского революционера, впоследствии облетела мировые СМИ. Пауль объяснял спортсмену, что с ним ничего не случится, что всё, что нужно его киднепперам - это лишь обратить на себя внимание средств массовой информации. Дель Рио пытался втолковать аргентинцу, что Венесуэлу раздирают на части политические и военные прохвосты, которые только и хотят, что продать повыгоднее нефть, принадлежащую венесуэльскому народу. Он рассказывал о Хулиане Гримау, испанском коммунисте, расстрелянном Франко по надуманному обвинению, в честь которого была названа операция по похищению нападающего мадридского Реала.

Но Ди Стефано, тем не менее, никак не мог расслабиться, оставаясь убеждённым, что конец его близок. Он практически не разговаривал, и лишь передвигал фигуры на доске да хмыкал иногда, чтобы показать, что слушает разглагольствования венесуэльца. Аппетита, как несложно догадаться, у него тоже не было.

Интересно, что Ди Стефано не был первоначальной целью похитителей. Сначала в FALN рассматривали возможность похитить знаменитого русского композитора Игоря Стравинского, который гастролировал в Венесуэле. Но, как потом говорил сам Ди Стефано, подпольщики отказались от этих планов из-за состояния здоровья музыканта, которому в то время было уже 80 лет, а FALN не собиралась никого убивать, или умышленно вредить чьему-либо здоровью. 

***

В 60-х годах двадцатого века Латинская Америка была очагом культурных и революционных движений в гораздо большей степени, чем Европа и США. Успех Кубинской революции под предводительством Фиделя Кастро в 1959 окрылил вождей различных движений в других странах региона, и Венесуэла не стала исключением. Кубинский пример использования "фокос", милитаризованных ячеек активного сопротивления, которые поднимали своим примером жителей как городов, так и сельской местности, стал весьма популярен в Латинской Америке. Эрнесто Че Гевара стал примером идеального предводителя сопротивления, а Гавана - своеобразным городом Солнца Кампанеллы. 

Целью венесуэльского сопротивления был президент Бетанкур, человек, чьё успешное управление нефтедобывающей промышленностью и земельная реформа в глазах коммунистов легко перекрывались его методами правления, включавшими в себя довольно жёсткие расправы с левой оппозицией. Дель Рио, будучи ещё подростком, был вовлечён в революционную деятельность, а в 1963 году возглавил успешный захват грузового корабля в открытом море. Но именно похищение Ди Стефано привлекло к нему внимание всего мира. 

Плен аргентинца подошёл к концу чуть меньше, чем через трое суток после его начала. Пауль попросил Ди Стефано переодеться в чистую рубашку, хоть тот и не хотел расставаться со своей одеждой, и посадил его в машину. Сначала подпольщики хотели высадить Альфредо у его отеля, но там было слишком много журналистов и полиции. Тогда пленник попросил отвезти его к посольству Испании. Его высадили на Либертадорес Авеню за пару кварталов до посольства. По воспоминаниям Ди Стефано, он отпрыгнул от машины и побежал через улицу, уворачиваясь от автомобилей, как от защитников, затем остановил такси, буквально набросившись на него, и приехал к двери в посольство. Табличка у входа гласила, что учреждение работает с 10 до 14. 

Несмотря на все испытания, Альфредо Ди Стефано нашёл в себе силы выйти на поле в составе Реала в тот же вечер, получив стоячую овацию от многотысячного стадиона. Дальнейшая история аргентинца известна всем: покинув Бернабеу со скандалом, он позже всё же вернулся в Реал в качестве тренера, а затем стал почётным президентом клуба и оставался символом мадридизма до конца своей жизни. 

Его похититель был заключён в тюрьму Бетанкуром и лишён венесуэльского гражданства, затем бежал на Кубу, откуда вернулся на родину и был восстановлен в правах в 1975 году. Вооружённый революционер Каналес исчез, уступив место художнику Паулю Дель Рио, который обратился к холсту и камню, чтобы показать бедность и социальное неравенство, царившие в Венесуэле. Он ездил по миру со своими выставками, но огонь революции всё ещё тлел в его душе, разгоревшись в 1979, когда он отправился в Никарагуа, чтобы поддержать повстанцев, пытавшихся совершить государственный переворот в одной из самых несчастных стран Латинской Америки. 

При этом, венесуэлец никогда не забывал о своём пленнике, неоднократно пригласив Ди Стефано на ужин, если он вдруг когда-нибудь окажется в Каракасе. 

В 2005 и так достаточно необычная история двух южноамериканцев превратилась в сюрреалистическую. Реал, недавно отпраздновавший столетие, снял фильм "Real, The Movie", на премьеру которого были приглашены бывшие и настоящие звёзды Реала, а также один венесуэльский художник, который должен был встретиться со своим пленником 42 года спустя. Флорентино Перес решил вновь свести вместе Ди Стефано и Дель Рио, понимая, какой взрыв общественного внимания за этим последует - а что может стать лучшей рекламой новому фильму?

Я понимаю, что сейчас вы ждёте этой исторической фотографии, где стоят рядом Ди Стефано и Дель Рио 42 года спустя, но её попросту не существует. Альфредо Ди Стефано отказался плясать под дудку продюсеров, которые уже потирали руки, предвкушая небывалый взлёт популярности фильма, на одном из показов которого встретились пленник и его похититель. Да только об этой встрече можно было снять отдельное кино! Но Ди Стефано прошёл мимо Пауля, не пожав ему руку, и бросил лишь:

Дель Рио вернулся в Каракас, где вскоре перебрался в стены своей бывшей тюрьмы, где держал его Бетанкур, которая превратилась в культурный центр Сан-Карлос, а спустя десять лет застрелился в возрасте 72 лет. Годом ранее, после тяжёлой болезни, ушёл из жизни Альфредо Ди Стефано. Ему было 88.

История Пауля Дель Рио стала лишь короткой сноской в славной биографии лучшего аргентинского футболиста ХХ века, но венесуэлец всё же добился своей цели: в течении двух дней о нём говорил весь мир.

--

Не забудьте зайти на телеграм канал блога - ещё больше архивных фото и футбольной истории.