В мире животных
Гость «Радио Зенит» Дмитрий Дубровский в колонке для блога на сайте Sports.ru размышляет о несуразностях российской футбольной жизни.
Скандал, который разразился вокруг, в общем, достаточно обычного для языка российской околофутбольной жизни, кажется, достаточно показателен. И показателен он во многих отношениях.
Прежде всего, в том, что касается проблемы двойных стандартов. Например, памятуя о сугубой принципиальности Комитета по этике в конфликте Денисова и Карпина, когда один получил по полной, а другому, что называется, «поставили на вид», я ничуть не удивлюсь грядущему суровому наказанию зенитовца. Однако вопрос, как представляется, существенно глубже. Хрюшки, бомжи, овц...бы – подставь нужное, дорогой и весьма многоуважаемый Комитет по этике, если, конечно, есть слух услышать, что именно кричали болельщики “Спартака”, несложным путем срифмовавшие «бомжи» и «анжи», а уже потом объединившие болельщиков обеих команд в социальную группу любителей сексуальных отношений с сельскохозяйственными животными. Кажется, на данном этапе дисциплинарное взыскание в отношении высказывания зенитовского полузащитника сродни штрафу, который у нас, вы будете смеяться, полагается за мат в публичном месте.
Ведь если в России по-честному штрафовать за мат на улицах, они опустеют, а казна будет ломиться от доходов. Кажется, самая большая проблема для Комитета по этике в данном случае заключается в том, что если Комитет по этике начнет работать не по принципу реакции на мнения отдельных функционеров российского футбола, а на реальную ситуацию с взаимоотношениями болельщиков клубов между собой, тогда, я боюсь, Широков прав, и чемпионат России придется вообще проводить при пустых трибунах. Ведь определение «двойных стандартов» достаточно простое – либо уж применять определенное правило в отношении всех, либо это будет то, что называется у правозащитников «избирательным правоприменением». Или, выражаясь более понятным болельщикам языком, скрупулезное следование судьей правилам, но только в отношении футболистов одной команды.
Некоторого перца общей ситуации с запросом в комитет по этике добавляет тот факт, что, например, по уголовным делам, вроде известной всем статьи 282 УК РФ, или гражданским делам, связанным с диффамацией, несчастным болельщикам «Спартака» придется публично доказывать, что обозначение «хрюшки» является собирательным для совокупности граждан по признаку их боления за «Спартак». И, далее, я хотел бы увидеть текст, в котором специалист в области психологии или лингвистики будет доказывать, что обозначение «хрюшки» является словесным унижением человека или группы лиц по признаку принадлежности к социальной группе «болельщики и футболисты команды Спартак». Не говоря уже о том, что можно, например, привлечь религиоведов, которые докажут, что свиньи являются нечистыми с ритуальной точки зрения в иудаизме и исламе и потому подобный термин является еще и разжиганием религиозной розни.
Другими словами, я не вполне уверен, что подобный сеанс самоунижения – это то, что вообще нужно в таких случаях.
Вторая проблема, как мне кажется, тоже связана с первой. Например, культурная антропология дает ответ на вопрос, как затеваются драки. Так, в русских деревнях парни на праздники дрались с парнями из других деревень, которые специально для того приходили в гости. Перед тем, как начать драку, нужно затеять ссору. А вот для ссоры хороши всякие обидные прозвища, которые давались оппонентам, причем среди них были и «татарва», и «немцы», и прочие, с точки зрения дразнящих, обидные прозвища. С этой точки зрения, любые такого рода коллективные обозначения болельщиков команды соперника направлены на то, чтобы его, как минимум, спровоцировать. Если не подраться, конечно. В то же время ясно, что то, что кому-то кажется обидным, для кого-то вполне нормально и даже становится самоназванием, и ничего зазорного он в этом не видит. Ясно и то, что для кого-то это может быть большим унижением и обидой. Что с этим делать, не вполне ясно, но то, что комитет по этике с этим не справится, это вот представляется вполне очевидным.
Самая же главная проблема, как кажется, вовсе не в этом. Российский футбольный мир раздирают серьезные, почти политические противоречия. Комитет по этике проигнорировал, как кажется, действительно серьезную проблему, сосредоточившись на фигуре Широкова. Дело в том, что кричалка «Анжи – бомжи – овц..бы», которую распевали спартаковские болельщики на матче, это не только пример радикальной ксенофобии, от которой обычно открещиваются официальные представители болельщиков (например, в памятной истории про банан). Здесь очевидна связь с другими инициативами болельщиков, в частности, сперва бойкотом ультрас ЦСКА финала Кубка, в котором играла их команда, а затем и инициативой болельщиков «Спартака» по бойкоту выездных матчей на Кавказе, поскольку, с одной стороны, по мнению авторов обращения, болельщиков «Фратрии», команды с Северного Кавказа играют нечестно, с другой – болельщики подвергаются реальной опасности.
Безусловно, инициативы такого рода – пример гражданской активности, только весьма, как мне представляется, специфической. Вопрос ведь в том, кто и на каком основании такие инициативы поддерживает. Действительно, нельзя сказать, что подозрения по поводу коррупционности футбола на Кавказе не имеют никаких оснований: этот регион в целом по стране выделяется фантастическим уровнем коррупции вообще, и было бы странно думать, что на футбол этот уровень не распространяется. Точно также нельзя утверждать, что болельщикам на Северном Кавказе ничего не угрожает – результаты многолетней политики борьбы с террором не очень-то убедительны как для международного сообщества, так и для обычных болельщиков. Тем не менее, остается устойчивое ощущение, что резон таких протестов не в этом. Кажется, что основное содержание таких инициатив уже выражено в этой самой кричалке «Анжи-овц...бы». И вот в этом самое страшное. Не только для футбола. Для страны. Манежную площадь помните?
http://www.youtube.com/watch?v=kJK-UfaQL2o&feature=player_detailpage
http://www.youtube.com/watch?v=VNyzkOCj7hY&feature=player_detailpage
Через две недели игрок Зенита и сб. России (по другой версии ;полузащитник Широков.) был уже здоров, но так как в клубе без уха служить ему никак было нельзя, а в сборной можно, то по одной версии, он ушел в отставку и уехал в деревню, а по другой версии отправился в заграничный поход русской армии и оттуда уже написал и распространил памфлет, обличающий звериные нравы российского футбола, памфлет, облитый горечью и злостью.
Такова последовательность неоднократно описываемых в Интернете событий, которые к тому же подернулись туманом лжи и легкой дымкой непонимания членов комитета по этике.
Однажды на сборах в Австрии тренер московского Спартака Карпин возомнил о себе черт знает что, отчего был бит по морде игроком близлежащее тренирующейся команды Денисовым (по другой версии ; полузащитником этой же команды Широковым) Наутро Карпин, смотрясь в зеркало, обнаружил следы надругательства над его же достоинством и стал требовать сатисфакции. Игрок близлежащее тренирующейся команды Денисов (по другой версии полузащитник той же команды Широков) тотчас же сел за извинительное письмо. Но так как стилист он был еще тот, письмо вышло не извинительное, а скорее, ругательное. Главный лейтмотив письма был таков: «Извините, мон шер, за то, что столь слабо поднаподдал».
Тогда было окончательно решено драться на пистолетах со ста сорока шагов до тех пор, пока один из дуэлянтов не попросит пощады или же не падет кровавой жертвой.
Еще на следующее утро тренер Спартака Карпин в сопровождении секундантов, врача и двух трупоносов прибыл к означенному времени в условленное место. И стал ждать.
Здесь следуют заметить, что день был зимний и мороз стоял трескучий, игрок Денисов (по другой версии ;полузащитник Широков) опоздал на два часа (по другой версии ; не пришел вовсе). Обнаружив на месте предполагаемого поединка пять или шесть замерзших тел, он со словами «и не такое видали» отправился в ресторацию.
В ресторации наш герой много пил и мало закусывал и всех спартаковских (по другой версии ;армейских) клубных работников обзывал быдлом и свиньями (по другой версии ; чмом и сивыми меринами).
Когда терпения у последних не стало, оные били Денисова (Широкова) по морде, по шее и ребрам.
Найдя такое положение вещей для себя неприемлемым, Денисов (он же Широков) стал требовать полного удовлетворения, которое тут же было им получено в виде оторванного уха и синяков на нижней части задней стороны туловища.
С этим Денисов тире Широков отправился домой и, придя, немедленно свалился в постель (по другой версии ; на пол). Ночью у него был жар.
Денщик Бухаров, мало понимавший в тонкой игре чувств, сказал: «Эх, Барин…» ; и побежал за доктором.
Доктор прибыл быстро, но без ланцетов ему решительно нечем было оперировать. Тогда он прописал примочки, а насчет уха сказал: «Чего уж теперь».