Том МакИннес: «Фаны «Рейнджерс» признавались, что болельщики «Зенита» поют совсем неплохо»
- Как вы впервые оказались в Петербурге?
- В конце 90-х я был студентом и изучал русский здесь, в Санкт-Петербургском Государственном университете. Я решил, что неплохо бы сходить на футбол, потому что это хороший способ увидеть большое количество русских и, соответственно, научиться получше говорить с ними на этом языке. Первый матч был в конце сезона 1999 года - против "Алании" из Владикавказа. Насколько я помню, тот матч закончился со счетом 2:2, а "Зениту" нужно было побеждать, потому что это обеспечило бы ему путевку в еврокубки.
- Это действительно помогло в освоении русского?
- Главное - познакомиться с людьми. С некоторыми мы продолжили общаться. То есть, это был способ завести друзей. После матча мы могли побеседовать уже нормально, когда они ничего не выкрикивают и не угрожают убить судью.
- Конец 90-х у нас напоминал атмосферу английских стадионов конца 80-х по ощущению "потерянного рая"?
- Да, атмосфера была схожей. Довольно сурово, но при этом было очевидно, что 13-й сектор был наиболее активен, все время шумел, а остальные присоединялись к нему лишь время от времени. Но я видел более поздние игры "Зенита" и тут, и в Англии. И я удивляюсь тому, как развивается футбольная культура, тому, насколько больше стало песен, которые чуть потеснили кричалки, насколько большее количество людей идентифицируют себя с "Зенитом", и насколько усилилось ощущение того, что "Зенит" представляет Санкт-Петербург.
- Есть в Петербурге старое поверье, что в Англии поют просто замечательно, а наша культура не предполагает такого стадионного хорового пения. Насколько, по вашему ощущению, петербургские болельщики приблизились к этому эталону?
- Я вспоминаю финал кубка УЕФА, в котором "Зенит" играл с "Глазго Рейнджерс". Конечно, питерских болельщиков была одна десятая, остальные поддерживали шотландский клуб. И фанаты "Глазго Рейнджерс" известны своей вокальной поддержкой, у них есть много песен. Но даже сами фанаты "Рейнджерс" признавались, что зенитовцы поют неплохо. То есть "Рейнджерс" было, на что отвечать. И я соглашусь с этим.
- (вопрос слушателя) Знаете ли вы какие-нибудь современные петербургские кричалки?
- Я не уверен во всех словах, но, например, "Москва - ..., победа будет наша...", "Мы приехали, чтобы победить..."
- За кого вы болеете в Англии?
- Я поддерживаю "Норвич" - команду, которая средне выступает в английском футболе, но в будущем сезоне будет в премьер-лиге.
- А из многообразия лондонских команд какую бы вы выбрали?
- В Лондоне, разумеется, есть большие клубы - "Арсенал", "Тоттенхэм", "Челси"... меня они мало волнуют, я их тоже мало волную, поэтому в Лондоне я выбрал для себя свою местную команду, которая выступает недалеко от того места, где я живу. Это "Лейтон Ориент". Эта команда редко поднималась выше третьего дивизиона и, как правило, заканчивает сезон в середине таблицы, но тысяч семь человек на нее собирается.
- (вопрос слушателя) У Дуги Бримсона есть такая реплика: «в Англии поют лучше всех, потому что на островах варят вкуснейший "Гиннес". Насколько она правдива?
- Я думаю, что на это, прежде всего, нашли бы что сказать ирландцы (смеется).
- Напомнили нам о Дуги Бримсоне, который тоже был в зенитовском шарфе на финале кубка УЕФА. В Петербурге есть правильно срежиссированный маркетинговый культ Дуги Бримсона, мол, это реально крутой писатель. Насколько он в Англии популярен?
- Я, конечно, не специалист, но, по-моему, он не так популярен в Англии.
- А откуда вообще взялась в Англии вот эта классическая традиция, что нужно поддерживать клуб из того района, где ты живешь?
- Сейчас эта традиция ослабевает, но все еще очень сильна. Понятно, что есть клубы, которые доминируют в целом в Англии, но если вы приедете в Норвич, город, в общем, среднего размера, то вы увидите очень много желтого цвета в день матча, потому что это цвета местной команды. Конечно, там тоже ходят люди в футболках клубов "Манчестер Юнайтед" или "Тоттенхэм". Но, тем не менее, и желтый цвет никуда оттуда не уходит.
- Кто вас привел на стадион?
- Мои родители — шотландцы. Мы ходили с родителями на пару игр - когда они сочли, что я для этого достаточно взрослый. Тогда, в 80-е, они не отпустили бы меня, 10-летнего, одного на футбол. Это считалось не очень подходящим местом для детей и даже для подростков. Трагедия на стадионе "Хиллсборо" случилась, когда мне было 11 лет. С тех пор многое изменилось. Появились сидячие места, гораздо меньше стоячих трибун. В этом есть свои достоинства и недостатки. Но если учесть, что на Хиллсборо погибло сто человек, а с тех пор не погиб никто - отношение к этому позитивное.
- А вы не спорили с отцом по поводу любимых клубов?
- Тут спорить особенно не о чем. Наши любимые команды играют в разных турнирах и никогда не пересекаются. Так что нам было легко соглашаться друг с другом. Ну и чего тут спорить, понятно, что "Норвич" на порядок лучше...
- На протяжении последних десяти лет обсуждается возможность объединения английской и шотландской лиг. Не считаете ли вы это ересью?
- На самом деле, речь идет только о двух сильных клубах из Глазго. На своих матчах они собирают по 60 тысяч болельщиков, и объединение с английской премьер-лигой пошло бы им на пользу в коммерческом смысле. Сейчас они играют в довольно странном чемпионате, если соотносить их возможности с другими шотландскими командами. Но с учетом того, что происходит в последнее время в Глазго - нападением на тренеров, беспорядками на трибунах, расистскими кричалками и тем, что УЕФА планирует наказать "Рейнджерс", - не думаю, что англичане примут эти клубы с распростертыми объятиями.
- Не секрет, что после "Хиллсборо" и "Эйзеля" ситуация на английских стадионах изменилась. Насколько, на ваш взгляд, нынешняя атмосфера на матчах проигрывает той, которая была 20-30 лет назад - с точки зрения былого кайфа, который вы получали на трибунах?
- Конечно, атмосфера изменилась, но и сейчас на некоторых стадионах можно почувствовать тот старый английский дух. С другой стороны, на "Эмирейтс", к примеру, стало гораздо тише, чем было на старой арене "Арсенала" "Хайбери". Если глубоко не вдаваться в теорию, можно сказать, что отношения между клубами и болельщиками стали другими. Сейчас любой фанат рассматривается как покупатель. Футбол в последнее время стал намного ближе к походу в кино. Да, ты фанат, но в первую очередь, - человек, готовый потратить деньги. В то же время, ты ожидаешь определенного уровня сервиса за те деньги, которые платишь.
- Живя в Лондоне, вы ходили посмотреть на Андрея Аршавина?
- Однажды я ходил посмотреть на его игру. Аршавин здорово начинал, а потом стал похож на всех остальных игроков "Арсенала": со вспышками гениальности и абсолютным исчезновением на 30-40 минут. Кстати, мне казалось, что Андрей уходит. Он же может вернуться в "Зенит", не так ли?..
- В 1991 году на стадионе имени Кирова был матч "Зенит" - "Норвич Сити". Помните ли вы эту встречу?
- Мне говорили об этом. Честно сказать, не помню. Это было в начале 90-х, меня здесь еще не было.
- Много ли смотрите матчей c участием "Зенита", какой запомнился?
- Конечно, много российского футбола в Англии не посмотришь. Но вспоминается борьба "Зенита" за Кубок УЕФА, игры в Лиге Чемпионов, тогда петербургский клуб показывал совершенно фантастический футбол. Запомнился матч в Леверкузене, завершившийся со счетом 4:1.
- Да, тогда был потрясающий гол Аршавина на следующий день после рождения дочки и фантастический удар Анюкова с 35 метров.
- Особенно, конечно, было здорово в 2008 году. Это касается не только клубного футбола, но и национального - выступления на европейской арене российской сборной. Тогда появились футболисты, о которых в Англии вообще никто никогда не слышал. Мы привыкли, скажем, к Дель Пьеро, а здесь, как в 80-х: появлялись какие-то игроки из Восточной Европы и показывали на поле удивительные вещи. Вот и здесь было то же самое - неизвестно кто вдруг демонстрировал потрясающую игру!
- Вы были на всех английский матчах "Зенита"?
- Матч с "Бредфордом" я смотрел здесь, и, если не ошибаюсь, это был первый матч "престижнейшего" турнира Интертото. А игру с "Болтоном" я смотрел на стадионе. Кстати, когда проходил матч с "Бредфордом", мой брат работал в спортивном отделе The Guardian, тогда он спросил меня - не хочу ли я написать репортаж о предстоящей встрече, его можно будет опубликовать. Я согласился. Мой друг Алексей сказал, что мы не будем заранее приобретать билеты, а купим их на месте - у спекулянтов. Но у стадиона мы столкнулись со сложностями. В тот вечер всех спекулянтов разогнала милиция. В конце концов, мы нашли какого-то человека, который за небольшую плату все же впустил нас на трибуны. В итоге, я не увидел первые 15-20 минут игры. Поэтому мой репортаж начинался со слов "Первые 20 минут игры прошли очень спокойно" (смеется).
- Расскажите, пожалуйста, про игру в Болтоне.
- По-моему, это была самая глупая игра, которую я когда-либо видел. Если бы эта встреча проходила в рамках английской премьер-лиги, то она была бы остановлена, а, может быть, вообще не началась. "Болтон" играл в футбол с длинными забросами, а "Зенит" играл в короткий пас, помню, Аршавин пытался сделать что-то техничное, но это совершенно не срабатывало, и оставалось только одно - просто забрасывать.
- Кто впечатлил вас больше всего за все время, которое вы следите за "Зенитом"?
- Я начал следить за "Зенитом", когда Малафеев еще только-только начинал карьеру, тогда же команду покинул Панов, появились новые футболисты. Например, Александр Петухов. Эта была новая надежда, он мне очень нравился, но потом внезапно куда-то пропал.
- Из последних 3-4 лет, на ваш взгляд, кто бы не затерялся в английской премьер-лиге?
- Очень нравится Анюков, отличный футболист, мне кажется, он бы справился. Еще Данни, это футболист очень высокого уровня.
- Финал Кубка Интертото с "Сельтой" из Виго, который вы наблюдали на "Петровском". Расскажите об этом.
- Это был последний матч, который я смотрел здесь - в России. На следующий день я уезжал в Англию. Если не ошибаюсь, тогда матч на выезде мы проиграли со счетом 0:1, и я подумал, что дома все будет в порядке. И вот, "Зенит" ведет 2:0, и тут Карпин забивает один гол, а потом еще один! Я разозлился! Запомнилась ощущение концентрации ненависти по отношению к конкретному человеку - Валерию Карпину.
- Хочется спросить про еще один любопытный момент в вашей болельщицкой карьере: как вас занесло в "Лужники" на бенефис Филимонова в матче Россия - Украина?
- На этот матч мы попали случайно. Собирались просто посмотреть Москву, но когда узнали, что будет играть сборная, я решил обязательно сходить на эту встречу. "Лужники" - огромный стадион, мне запомнилась прекрасная атмосфера на трибунах. Не помню, кто забил первый гол. Россия должна была побеждать, чтобы выйти на чемпионат Европы - и тут этот нелепый ляп Филимонова. Конечно, это было ужасно. Правда, как английский болельщик я не могу критиковать голкиперов, потому что у нас худшие вратари в мире.
- Роман Широков присоединяется к нашей программе, он прислал смс: "Украине забил ваш любимый Валерий Карпин". - Ок. - Есть прекрасная реклама о том, как отец с сыном едут на матч Англия - Германия, и папа учит ребенка песне "Three World Cups and Two World Wars". А потом они встречают в лифте немецких болельщиков, и сын начинает напевать эту песню, из-за чего всем очень неловко. Скажите как на духу: если бы не незасчитанный гол Лэмпарда, вы бы, конечно, выиграли чемпионат мира в ЮАР?
- Ну, если бы тот мяч засчитали, мы бы проиграли 2:4. Я думаю, мы были просто ужасны. Смотреть на игру сборной Англии на этом чемпионате было настоящим кошмаром. Матчи с Алжиром и Словенией - худшие из тех, что я видел. Это было даже хуже, чем любая игра "Норвича", "Лейтон Ориент" или та, в которой играют мои друзья или мой папа. Пользуясь случаем, хочу извиниться перед прогрессивной футбольной общественностью за тот футбол, который сборная Англии показала в Южной Африке.
- У нас принято ругать тренеров национальной команды. Как в Англии относятся к Капелло, раздаются ли призывы "прогнать очкарика?"
- Капелло очень хорошо воспринимали вплоть до выступления на чемпионате мира. Он считался человеком, который способен поддерживать жесткую дисциплину, а это как раз то, что было необходимо команде, по мнению болельщиков. Но в ЮАР мы увидели, что команды была запугана, тот же Руни выглядел очень неуверенным. Я в принципе не считаю, что английские игроки достаточно психологически устойчивы, если сравнивать их с немецкими. Было ощущение, что Капелло не знает, как работать с тем же Руни, что происходит у него в голове. Соответственно, на чемпионате мира наша сборная играла примитивно, и сейчас к Капелло есть вопросы.
- (вопрос слушателя) Где и почем вы купили билет на финал кубка УЕФА в Манчестере?
- К спекулянтам не обращался. Мой друг, на свадьбу которого я и прилетел в Россию, купил мне билет в Петербурге абсолютно легальным способом.