4 мин.

Главного тренера Швейцарии любят все. И вы тоже его полюбите

В Швейцарии его считают великим человеком.

Петкович выезжал из дома в Локарно в 7 утра и за полчаса добирался до Гиубиаско. Здесь находился офис Caritas – благотворительной организации для бездомных, безработных и наркоманов. В 17.00 рабочий день заканчивался; Владо мчался в Альто-Малькантоне – почти у границ Италии, – и проводил вечернюю тренировку в местной команде. Утром все повторялось.

Сложно сказать, чего было больше в таком графике – нужды или желания. Футбольная карьера боснийца прошла в средних швейцарских клубах – денег там никогда не водилось, тем более в 80-х. Швейцария еще мало изменилась с тех пор, как другой югослав случайно словил полицейскую пулю (в 72-м, за 15 лет до приезда Петковича, бдительный коп принял за бандита одного из лучших защитников эпохи – Владимира Дурковича): миграционные службы еще не привыкли к набегам из Африки и Балкан и поджимали даже итальянских гастарбайтеров.

Зарплата и свободное время футболиста уходили на учебу (тренерские курсы и высшее образование) и семью (супруга была в Швейцарии, а родители остались в военной Боснии – телефонная связь оборвалась, но спасало радио: местные любители ловили для Владимира нужную частоту, находили позывные – через шумы и тысячу километров в эфир прорывались голоса родителей). Скопить к концу карьеры было непросто, а тренерский путь начался в полупрофессиональном «Малькантоне» – подработка была необходима.

Две работы занимали 14 часов, часть оставшегося времени уходила на дорогу: дом, клуб и Caritas находились в трех разных городах. Петкович всегда был в футболе и чувствовал себя тренером, но большая часть проходила в Гиубиаско: он убеждал безработных в важности службы и проводил курсы обучения простейшим профессиям.

Надо быть хорошим психологом, чтобы мотивировать человека в стране, где пособие по безработице достигает 7 тысяч евро в месяц. Владо нашел, что социальная работа похожа на футбольную – похожие люди и мышление, – и нарабатывал полезные навыки.

«Слова «невозможно» и «безнадежно» у Петковича запрещены. Я слил концовку прошлого сезона, но вернулся благодаря тренеру – его стремление к успеху заразительно и тащило не только меня, но и всю команду. Чтобы добиться цели, нужна мотивация», – впечатлялся в «Лацио» Эрнанес.

Среди безработных были беженцы и мигранты, но Владо не терялся: помогало знание восьми языков. Энергичный соцработник еще в школе выучил русский, в придачу к нему говорил на французском, итальянском, немецком, английском, испанском, боснийском и хорватском. Он успевал везде: много разговаривал с наркоманами, убеждая избавиться от зависимости.

«Он отличный мотиватор, человек, который будит страсть к работе. Молодежь находила в нем не только строгость и авторитет, но и человечность: ему легко доверяли свои проблемы», – менеджер Caritas Стефано Фризоли.  

Часть безработных Петкович пристроил к себе в Caritas. У компании был магазин с важными бытовыми вещами: одеждой, книгами и мебелью. Доходы шли на благотворительность, поэтому недостатка в поступлениях не было. Владо создал команду из 10-15 человек: проводил оценку и реставрацию, доставку товаров в магазин, а после продажи – покупателю.

Группа работала, как часовой механизм, – Петковича слушались беспрекословно. Скоро босниец возглавил крепкую «Беллинцону», а новички клуба стали дарить магазину старую мебель. Тренер не заставлял, но советовал очень убедительно.

«Он действительно знает, как управлять группой и мотивировать людей. Его внимание к деталям, серьезность и честность впечатляли. Владо всегда выполняет то, что говорит, и никогда не говорит попусту. Великий человек – вот кто такой Петкович», – Фризоли.

Петкович работал в Caritas пять лет и ушел после назначения в «Янг Бойз» в 2008-м – невозможно совмещать соцработу в пограничном кантоне с жизнью в центральном Берне. Прошло десять лет: Швейцария вышла из группы на Евро-2016 (впервые в истории), забралась на 6-е место в рейтинге ФИФА и сыграет в плей-офф чемпионата мира.

Петкович сразу запретил мобильные телефоны на командных собраниях (уважение к общему делу) и шлепанцы во время завтраков, сдвинул столы в столовой – теперь игроки обедают одной большой компанией, – и уверенно объявил: «Мы больше не маленькая Швейцария».

«Мы и раньше доказывали, что умеем играть, но Петкович много работал с нашим менталитетом. Думаю, именно психологически мы добились наибольшего прогресса. Он сблизил нас и сделал командой», – считает Гранит Джака.

В мультикультурной сборной всего восемь коренных швейцарцев, но команда берет не тактикой (в рисунке нет конкретных черт – тренер называет его организованным хаосом), а общностью и дисциплиной. Несколько лет назад Петкович так сформулировал свою тренерскую философию: «Принципы важнее системы игры». Неважно, в какой футбол играют швейцарские косовары, боснийцы, хорваты, латиносы и африканцы – важно, что они играют как команда.

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: globallookpress.com/Marius Becker/dpa; REUTERS/Anton Vaganov, Valentin Flauraud; Gettyimages.ru/Paolo Bruno