13 мин.

Rückblick: «РБ Лейпциг», «Айнтрахт»

В этой части итогов сезона мы вспомним, как обстояли дела у дебютанта еврокубков «РБ Лейпцига», оставшегося по итогам не самого позитивного сезона без тренера, и у «Айнтрахта», впервые за тридцать лет выигравшего трофей вместе с уходящим на серьёзное повышение Нико Ковачем. 

***

«РБ Лейпциг»

Картина из начала сезона: Ральф Рангник, спортивный директор вицечемпионов Бундеслиги, радостно улыбается перед камерами и расписывается в безграничном доверии своему главному тренеру Ральфу Хазенхюттлю.

Картина из конца сезона: Ральф Рангник, спортивный директор клуба с шестого места, едва не упустившего еврокубки, размышляет, не назначить ли новым тренером «РБ Лейпцига»… Ральфа Рангника.

Между этими моментами прошло примерно десять месяцев, за которые настроения в клубе от не омрачённого ничем оптимизма дошли до потерянного замешательства. Ни Хазенхюттль, ни сам клуб не выдержали испытания первой в своей жизни игрой на три фронта и столкнулись с трудностями на всех уровнях, лишь за счёт редких всплесков дотянувшись до еврокубков на сезон грядущий – и тех с непонятными перспективами.

По документам в бой вступила почти та же команда, что нахально побеждала кого угодно в прошлом сезоне. Удалось на год сохранить так желанного Юргеном Клоппом Наби Кейта, не был отпущен никуда Эмиль Форсберг, на месте остался и Тимо Вернер. Напротив, команда усилилась Жаном-Кевином Огюстеном из «ПСЖ», а также были куплены Ибраима Конате из «Сошо» и Брума из «Галатасарая». А в центре поля на освободившуюся после ухода Оливера Бёрка пришёл в последний день трансферного окна Кевин Кампль — и в его случае актуальнее будет сказать «вернулся», так как с системой «Ред Булла» он был давно знаком ещё по Зальцбургу, где играл уже с некоторыми из нынешних лейпцигских подопечных газировочного концерна под надзором всё того же Рангника, а с Хазенхюттлем он пересекался на короткий период ещё раньше, в «Аалене». 

Начался сезон довольно ровно ровно, хоть и с минимальными заносами (поражения от «Шальке» и «Аугсбурга», а также ничья с «Гладбахом»). К 11-ому туру «РБ Лейпциг» вышел на привычное уже вицечемпионское место. Казалось бы, всё идёт строго по плану.

И ровно в этот момент что-то пошло не так. В последние недели перед зимним перерывом «РБ» кубарем свалился в яму по физике, и наигранные связки в одночасье прекратили работать. Мяч перестал ходить, точность передач упала, сложные пасы вообще не проходили. По итогам сезона «Лейпциг» станет худшей командой по точности длинных передач, а по остальным схожим показателям будет плестись в начале второй десятки — и по большей части за счёт всего, что творилось с командой с конца осени.

С каждым матчем осмысленности в действиях оставалось всё меньше и меньше, и команда начала терять очки с космической скоростью. Начиная с ничейного результата с «Байером» в середине ноября и до конца первой половины сезона парни из Лейпцига выиграли в лиге лишь один матч, с «Вердером». В Лиге чемпионов картина получилась схожей, и безликий матч на последнем издыхании с «Бешикташем» дома не оставил никаких шансов выйти из группы.

Зимний перерыв, казалось, решил зарождавшиеся проблемы. Во время трансферного окна был арендован Адемола Лукман из «Эвертона», а брешь на правом краю обороны совершенно неожиданным образом закрылась Конрадом Лаймером: юный австриец, не выдерживающий конкуренцию в центре поля, сам предложил Хазенхюттлю попробовать себя на этой позиции. Эксперимент удался, и ближайшие пару месяцев правый фланг «Лейпцига» стал основным источником креатива, так не хватавшего клубу весь сезон.

Однако после первого круга стало совершенно очевидно, что состав у команды на самом деле схож с прошлым годом только на бумаге. Кейта, спящий и видящий красное море энфилдских трибун, в этом сезоне чаще эгоистично перетягивал на себя одеяло и хватал красные карточки на пустом месте. Форсберг мучился с травмами, но в периоды до и после них был лишь бледной тенью самого себя, без искры созидательных решений, которые разжигали все атаки прошлого сезона. Вернер после того случая в Стамбуле, когда шум трибун фанатов «Бешикташа» вызвал у него проблемы с кровообращением, растерял всю уверенность в себе и своих действиях, разбазаривая даже самые очевидные шансы и ещё чаще обычного забегая в офсайд. Всегда зависящий от атмосферы в команде Кампль быстро приуныл и, кажется, так до конца и не прижился в другом клубе с теми же быками на эмблеме. А на одном трудяге Демме в центре да максимально стабильном для своего возраста Упамекано сезон не вытащишь.

При этом на отдельно взятые матчи команде удавалось собраться. Таковым был «Шальке» в первом туре после зимнего перерыва (3:1). Таковой была победа над «Баварией» в середине марта (2:1). Таковыми было большинство матчей в Лиге Европы, куда команда попала после вылета из ЛЧ: этот турнир оказался больше по зубам клубу-новичку в международных соревнованиях. Пусть второй матч с «Наполи» в 1/8 чуть было не похоронил шансы на выход в следующую стадию, пусть последние минут пятнадцать на ответном выезде к «Зениту» Хазенхюттлю приходилось хвататься за голову каждые тридцать секунд — но остановиться в четвертьфинале ЛЕ для первого раза результат достойный, особенно для настольно неровно выступающего клуба.

Таким же коротким и ярким всплеском стал финальный отрезок в два матча, оба закончившихся в пользу «быков» — после 4:1 дома с тонущим «Вольфсбургом» и феерического 6:2 на выезде у полюбившей закрывать сезон такими цифрами «Герты» «Лейпциг» смог зафиксироваться на последней строчке зоны гарантированных еврокубков и отпраздновать это буйными плясками в раздевалке как самих парней, так и их тренера.

Эйфория от того, что сезон закончился, впрочем, продлилась недолго: Ральф Рангник сам загнал себя в цугцванг с тренерским вопросом. У Хазенхюттля оставался год контракта, и вопросы о его продлении откладывались всё дальше и дальше, так как зимой момент был упущен, а потом результаты не давали повода, и спортивный директор клуба принял решение отложить все переговоры до конца сезона.

С одной стороны, итоги года получились однозначно неудовлетворительными для руководства «быков», Лига чемпионов, в которой они видят себе цель играть каждый год, упущена, форма команды весь сезон была нестабильной, а при каждой новой волне спада Хазенхюттлю требовалось чуть больше времени на то, чтобы вывести своих парней из неё, чем того хотелось бы его начальству. Поэтому продление контракта очевидно даже не рассматривалось Рангником и Минцлаффом.

Но с другой стороны, уходить в новый сезон с тренером с истекающим контрактом без перспектив продления немыслимо для футбола высших эшелонов, так как это принижает саму фигуру наставника: мол, погрейте стул для следующего, пока мы занимаемся медленными и вдумчивыми поисками. Доверие игроков такой подход также может пошатнуть. Начинать сезон с изначально сломанными авторитетами – сомнительное развлечение.

При этом плана «Б», как оказалось, у Рангника нет: досрочных договорённостей не было, Марко Розе из «Ред Булл Зальцбурга» наотрез отказался идти на повышение по проторенной дорожке, Юлиан Нагельсманн, которому, как говорят, тоже делалось предложение, явно не желает сменять дислокацию этим летом, а варианты вроде «вернуть Рогера Шмидта из Китая» мало имеют общего с адекватным восприятием реальности.

От борьбы на три фронта, впрочем, возможно, получится избавиться: ранние раунды квалификации затеряны в настоящий момент в летнем расписании клуба между товарняками накануне и сборами на выезде, что показывает всё (не-)желание «Лейпцига» за них цепляться. Но учитывая потерю Кейта и количество потенциальных трансферов на выход, задача перед новым тренером будет стоять совсем не из лёгких.

Поэтому Ральфу Рангнику придётся задуматься двойне.

***

«Айнтрахт»

Этот год по всем параметрам не должен был стать годом «Айнтрахта». Но иногда события развиваются вопреки логике.

Перед стартом чемпионата руководство не давало никаких громких обещаний, а вокруг Нико Ковача всё чаще звучало зловещее словосочетание «второй сезон», предрекая неминуемые проблемы по классической схеме. К тому же, летом клуб распрощался сразу с целой гроздью игроков из стартового состава прошлого сезона (Сеферович, Очипка, Хектор, Вальехо), а глыба Алекс Майер притянул к себе все проклятия сразу, разбавив потребовавшие операции проблемы с лодыжкой боррелиозом. Команду нужно было перестраивать полностью.

Но Фреди Бобич – человек не робкого десятка. Поэтому он сделал ставку на негромкие имена с неброскими ценниками, приправленные щепоткой риска возможных проблем с адаптацией к клубу. Сейчас же, если оглянуться назад, становится ясно, что он сорвал джекпот.

Пришедший бесплатно бунтарь Кевин-Принс Боатенг моментально спелся со старым знакомым по «Герте» на бровке и стал негласным лидером команды как на поле, так и вне него. Арендованный изначально у «Ганновера» и почти списанный некогда в утиль Мариус Вольф раскрылся как один из центральных игроков команды. Выкупленный в процессе аренды у «Гвадалахары» Карлос Сальседо добавил уверенности в защитной линии. Арендованный у «Бенфики» Лука Йович забил восемь голов, из них четыре в следующих подряд матчах и в важной стадии сезона. Найденный в «Утрехте» топ-бомбардир Франкфурта за этот сезон Себастьен Аллер почти удвоил свою стоимость на трансферном рынке, если верить Transfermarkt. А перекупленный всё же у «Фиорентины» за бесценок даже после невнятного года на правах аренды Анте Ребич в итоге стал героем главного матча последних тридцати лет для клуба – ровно так, как обычно и бывает в подобных историях.

«Айнтрахт» этого сезона не стал более ручным, отнюдь – это не в природе этого клуба, амальгамы самых разных культур, типажей и нравов. Это всё тот же «Айнтрахт», играющий в по-дворовому жёсткий футбол без лишних сантиментов (72 жёлтых карточки и две красных за сезон тому прямое доказательство). Всё тот же клуб, играющий командой, без индивидуального блеска.

Но «Айнтрахт» этого сезона однозначно стал если не сильнее, то хотя бы точно смелее прошлого года. Любимый счёт Ковача 1:0 всё ещё часто присутствовал на табло как в пользу его команды, так и против неё – но «орлы» научились вытягивать вышедшие из-под контроля игры и вколачивать волевые голы на последних секундах. «Штутгарт», «Ганновер», «Вердер» в первом круге – отличные примеры.

После 23-его тура и победы над «РБ Лейпцигом» Нико Ковач обнаружил себя на третьем месте таблицы – а по ходу тура и на промежуточном втором. Но выдохнуть и расслабиться вновь не удалось: второй год подряд его команде не хватило объёма лёгких, чтобы выдержать всю дистанцию до конца. И если в том году явные просчёты с зимней подготовкой привели к катастрофической волне травм и безнадёжно длинной серии без побед, то в этом сезоне пришла новая напасть: «Айнтрахт» совершенно разучился играть не дома.

Все семь последних выездных матчей сезона вдали от франкфуртской чащобы Штадтвальда закончились поражениями, по большей части крупными (18 пропущенных мячей в семи играх – это при том, что в остальных десяти матчах на выезде «орлы» пропустили лишь восемь). Шансы на хоть какие-то еврокубки таяли с каждым новым туром.

В Европу остаётся только один верный путь – но и он проходит вне родных стен.

Параллельно с этим развивается прямо-таки шпионская драма с переходом Ковачей в «Баварию», когда все витавшие в воздухе слухи старательно отрицаются неделя за неделей, хорватский водитель Ули Хённеса становится в одночасье самым обсуждаемым человеком в Германии, а потом Нико с безупречной улыбкой доказывает, что первый контакт случился буквально за день до подписания договора. На таком фоне растерянная команда не может выкинуть лишнее из головы, и за весь апрель «Айнтрахт» выигрывает только один матч – ведущую к финалу Кубка встречу с «Шальке». 

Перед концовкой, впрочем, команда получает свой так нужный всплеск положительных эмоций. Как в прошлом году очень вовремя вернулся на поле после борьбы с раком Марко Русс, так и в этом сезоне ещё одно возвращение разжигает в парнях чуть притухшее было от интриг и безвестности пламя.

Алекс Майер, гессенское божество хтонических времён, вселившееся четырнадцать лет назад в огромное неуклюжее тело под два метра ростом и с косой саженью в плечах, выходит на первые в сезоне минуты на поле в самой концовке последнего домашнего матча – против «Гамбурга», поставившего на нём когда-то клеймо безнадёжного. И так как такие истории не могут закончиться как-то иначе, он забивает гол. Спокойный, уверенный, не очень красивый, но предельно точный. Как всегда.

Этот домашний матч станет для Майера последним во Франкфурте. Сейчас, спустя несколько недель, станет известно, что руководство отказалось продлять с ним контракт и указало на дверь – сам 35-летний франкфуртский «фуссбалльготт» твёрдо решил, что не ради трёх минут на поле просидел год на реабилитации и что хочет играть дальше. Вот только куда ему пойти – не знает.

В последнем матче сезона «Шальке» всё же берёт реванш за вылет из Кубка, и «Айнтрахт», в лучших своих традициях, упускает всё, за что мог бы зацепиться. Восьмое финальное место – явное разочарование на фоне того, насколько ровным получился сезон по сравнению с американскими горками прошлых лет.

И кто же знал, что неделю спустя на последних минутах матча на берлинском «Олимпиаштадионе» при счёте 2:1 в пользу команды с орлом на груди Мият Гачинович убежит вдруг в одиночную контратаку и понесётся вперёд, шестьдесят, семьдесят метров, оглядываясь через плечо каждые несколько широких шагов, с трудом веря в свою удачу, чтобы занести мяч в абсолютно пустые ворота.

Сказки существуют, хочется сказать, глядя на это, но на самом деле за первым трофеем для франкфуртского клуба за последние тридцать лет стоит кропотливая, полная проб, ошибок и ударов граблями по лбу работа братьев Ковачей и Фреди Бобича.

Длившаяся чуть больше двух сезонов эпоха завершена. Ковач, приходивший как возможный спаситель, уходит победителем, сумевшим привести клуб в шаге от падения в бездну второй Бундеслиги к трофею и еврокубкам. В них «Айнтрахту» придётся особенно трудно: через несколько месяцев это будет совершенно другая команда, у которой с нынешней общего будет разве что цвет формы. Опьяненные ещё внезапным успехом игроки уже начинают разбегаться на повышение – один из главных героев сезона Мариус Вольф уже примерил жёлтые цвета «Боруссии», Лукаша Градецки внезапно потянуло на аспирин, а Алекс Майер с горечью ищет новый дом.

Приходящий на смену Ковачу Ади Хюттер – тренер схожих с ним корней. Оба они прошли через систему зальцбуржского «Ред Булла» и впитали в себя прививаемую там философию управления разношёрстными по составу клубами. Хюттер тоже приходит после головокружительного успеха, выиграв с «Янг Бойз» впервые за тридцать с лишним лет швейцарскую Суперлигу. Но умеет ли он работать с командой, которая только что очнулась с послепраздничным похмельем, – главный вопрос следующего сезона.

Автор: Anna Konovalova

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол! 

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер!

***

Читайте также:

Rückblick: «Майнц», «Фрайбург», «Вольфсбург» 

Rückblick: «Вердер», «Аугсбург», «Ганновер»

Rückblick: «Штутгарт», «Боруссия» Мёнхенгладбах, «Герта»

Rückblick: «Боруссия» Дортмунд, «Байер»

Rückblick: «Шальке», «Хоффенхайм»

Rückblick: «Бавария»