У России пока все грустно. Новая схема не работает
Против Австрии в атаке ничего не получилось.
За две недели до ЧМ – новая схема
В последний раз расстановку с четырьмя защитниками с первых минут Станислав Черчесов использовал еще в октябре 2016-го в матче с Коста-Рикой. После той игры Россия всегда выходила с тремя центральными защитниками, иногда перестраиваясь по ходу матчей (например, против Испании).
«Мы знаем историю. С четырьмя защитниками мы не добились особых успехов», – говорил Черчесов в феврале. Несмотря на это, за две недели до чемпионата мира главный тренер отказался от привычной формации в обороне и выставил Граната и Игнашевича в центре защиты.
На правом фланге расположился Марио Фернандес, на левом – Кудряшов, в центре поля впервые появилась тройка Зобнин – Кузяев – Головин. При позиционных атаках Австрии Россия действовала по схеме 4-5-1. Чаще всего нижним центральным полузащитником оказывался Зобнин, но когда Роман выдвигался к чужой штрафной для прессинга, в опорной зоне его заменял Кузяев.
Разные функции крайних полузащитников
Самедов не потерял места в старте даже после изменения схемы. Теперь Александр играет в средней линии, при этом его точно нельзя назвать типичным крайним хавбеком.
В первых фазах атак России полузащитник «Спартака» часто уходил к центральному кругу и партнеры начинали атаки через него.
Когда Самедов располагался ближе к границе финальной трети поля, он все равно смещался в середину.
Жирков на левом фланге действовал совсем иначе. Юрий редко оказывался даже в полуфлангах, в нескольких эпизодах (в основном в первом тайме) Кудряшов и Жирков дублировали друг друга.
Карты передач Самедова (слева) и Жиркова (справа).
Кроме активного участия в билд-апе, Самедов отвечал за все стандарты сборной. К подачам со штрафных и угловых все уже привыкли (Александр – лучший по участию в результативных атаках при Черчесове), но ауты в исполнении Самедова были неожиданными. Видимо, тренеры рассчитывают на индивидуальные качества Марио Фернандеса, на которого шло большинство розыгрышей из-за боковой.
С игры Самедов сделал четыре навеса (ни одного точного) – больше всех у России вместе с Марио Фернандесом. Жирков был гораздо менее активен – всего 18 передач (меньше из игроков старта только у Смолова), 0 ключевых передач и всего одно выигранное единоборство из десяти.
Во втором тайме вместо Самедова вышел Антон Миранчук, но понять, насколько его функции совпадали с заданием Самедова, было сложно. Уже через 13 минут на поле появился Алексей Миранчук, который ушел направо, а Антон переместился в центр.
Слева Жиркова заменил Черышев – и тут все очевидно. Денис – чистый крайний полузащитник. После игры Черчесов говорил об ударе Черышева, но с тренером очень тяжело согласиться: прорыв хавбека в штрафной австрийцев вовремя никто не поддержал, а удар больше казался прострелом на удачу.
Центр поля не убедил
От Зобнина, Кузяева и Головина ждали очень многого, но против Австрии середина поля разочаровала. При обороне Кузяев и Головин действовали примерно на одной линии (в высокий прессинг вступали все три центральных хавбека). При атаке расположение полузащитников менялось – Головин почти всегда уходил ближе к Смолову, а кто-то из пары Кузяев – Зобнин поднимался выше ситуативно. Иногда этого не делал никто.
Взаимодействие трио в центре поля не понравилось почти во всех компонентах. Первый удар в матче Австрии нанесла после того, как Головин и Кузяев свалились в левый полуфланг, а Зобнин опустился к защитникам. Середина осталась свободной.
Между линиями австрийцы тоже доставляли мяч без особых проблем.
Головин стал самым острым игроком у России в матче – 6 попыток обводок (3 успешных), 2 попытки ключевых передач (1 удачная – на Смолова) – лучшие показатели в команде.
Зобнин и Кузяев участвовали в единственной адекватной атаке сборной в матче – она завершилась опасной подачей Самедова на Кудряшова.
Этого слишком мало. Игра полузащитников – особенно без мяча – сильно расстроила. Без чистого опорника в схеме с четырьмя защитниками будет сложно.
Странная фраза Черчесова про прессинг
После матча Черчесов рассказал о разнице игроков старта и вышедших на замену при прессинге: «Работаем мы всегда вместе, но те игроки, которые выходят с первых минут, прессингуют лучше, потому что концентрированно слушают все его детали на установке. А игроки, выходящие на замену, не до конца это впитывают. Потому что во втором тайме это получалось у нас хуже».
Очень странное заявление тренера: до перерыва Россия пыталась оказывать давление у финальной трети поля при начале атак соперника, но это редко давало результат. Иногда – из-за качественного выхода из обороны австрийцев, иногда – из-за недоработок россиян.
Кузяев, Зобнин, Головин, Жирков и Самедов грамотно выдергивались на защитников с мячом, но забрать его себе в финальной трети поля удалось лишь 1 раз.
Статистически разницы между таймами почти нет. До перерыва Россия совершила 5 попыток отбора за центральным кругом (4 удачных), после перерыва – 6 (3). Однако во втором тайме наша сборная либо вынуждала соперника выбивать мяч в аут, либо блокировала длинные передачи, после чего мяч тоже уходил в аут. Развивать свои атаки не получалось, но хотя бы создавали трудности Австрии.
Давление без мяча у чужих ворот, которое заметно усилилось, напрямую действительно не связано со всеми игроками, которые вышли на замену. Лишь Антон Миранчук за 13 минут на фланге два раза не позволил сопернику начать атаку, в остальных эпизодах австрийцам активнее всех мешали Зобнин и Головин. Но во втором тайме прессинг России был качественнее, чем до перерыва – просто он редко приводил к владению и быстрой доставке мяча к чужой штрафной.
Как и при расстановке с пятью защитниками, Россия очень высоко встречала соперника при аутах на его половине. Теперь это можно привести к дополнительным трудностям: до центрального круга Черчесов оставляет всего двух игроков (Игнашевич и Фернандес при аутах соперника справа, Гранат и Кудряшов – при аутах слева) против одного нападающего. Для сборной России преимущества 2-в-1 может оказаться недостаточно.
Большое количество невынужденных ошибок во втором тайме
В первом тайме Россия опасно обрезалась всего раз – это сделал Зобнин. После перерыва таких эпизодов было намного больше, при этом россияне ошибались в очень простых ситуациях.
На 52-й минуте Кузяев потерял мяч на позиции опорника – мы получили контратаку 2-в-3.
Через пять минут Кудряшов неудачно отыгрался назад – Австрия снова получила возможность для быстрой атаки.
Обрезались даже игроки, которые вышли на замену – ошибки сложно объяснить усталостью.
«Плохо, что ошибки были. Нам нужно их исправить, но мы сделаем это, когда будем готовы. Это не алиби, нужно давать результат, но нам это не удалось», – признался Черчесов.
Когда сборная будет готова, непонятно.
Беда – не в отсутствии ударов в створ.
А в качестве игры.
Использованы данные InStat.
Сборная России при Черчесове – в одной печальной картинке
Фото: РИА Новости/Александр Вильф; rfs.ru
В России лимит превратил всех в *авно.
Если снаружи *авно и внутри,
То душ не поможет сколько не три.
Ах, если бы Дзагоев похож был на Иско
Стояла б у сборной получше пиписка,
И если б Суарес вдруг Дзюбу кусил,
То может точнее б в ворота он бил.
И если б Гранат у Пике взял урок,
То выручить Игоря однажды бы смог.
И если бы Смолов вдруг стал Бенземой,
То смог бы ударить, подать угловой...
На чудо надеется наша страна,
В душЕ натянулась надежды струна.
Нам пофиг на Стаса и пох на лимит,
Мы верим, что ... кто-то другой победит
Ведь маленький член (с) наш уже не стоИт.
Потому что ну как можно объяснить, что в принципе неплохие игроки (в клубах) показывают такой ужасный футбол уровня даже не ФНЛ, а какого-то совсем ПФЛ-уровня.