4 мин.

Спорт номер один?

Никогда не думал, что буду писать о европейском футболе, но уж больно повод подвернулся подходящий: «Зрелище на миллард» - материал Дмитрия Навоши про бюджеты российских футбольных клубов. При том, что соккер как вид спорта для меня скучен, спортивная экономика – очень интересная вещь. Есть и еще одна причина уделить внимание футболу: когда я приводил статистику по популярности разных видов спорта в США, некоторые читатели удивились высокой позиции соккера в Штатах: седьмое место, выше, чем у студенческого баскетбола. Не может быть, - говорили мне, - да кто у вас там вообще смотрит футбол, мексиканцы? Теперь, вооружившись цифрами, я могу задать встречный вопрос: а кто смотрит футбол в России?

Тот факт что футбол – спорт номер один в России, обсуждению не подлежит. Достаточно посмотреть на статистику самых популярных блогов и записей на Sports.ru: как минимум три четверти всех текстов – о футболе. Удивительно, что такая популярность не очень-то кореллирует с посещаемостью стадионов. Еще из одного материала Д. Навоши, «Уровень чемпионата России растет» я позаимствовал цифры посещаемости в РФ за последние 10 лет. Для сравнения – аналогичная статистика для MLS (Major League Soccer – профессиональная лига соккера в США). «Спорт номер один» против «спорта номер семь».

За отчетный период времени посещаемость в Штатах выросла на 11.5%, в России – упала на 3%. Впрочем, показатели соккера в США неплохо смотрелись бы даже на фоне Европы вообще (по данным сайта http://www.european-football-statistics.co.uk):

Вполне приличное, законное седьмое место.

И это при том, что на фоне остальных профессиональных и студенческих лиг Америки MLS – спорт-невидимка. По ESPN за сезон показывают лишь около двадцати футбольных матчей (21 в 2011). По Fox – еще тридцать. Игр студенческого баскетбола я могу посмотреть столько же за неделю. В любом публичном месте в Чикаго – кафе, музее, на вокзале – всегда встретишь кого-нибудь в цветах Bears, или в майке Bulls, или в шапочке Blackhawks. Сейчас, весной, стали появляться болельщики бейсбола. Я даже видел одного фаната Rush – местной команды по arena football. Но ни разу, подчеркиваю, ни разу, мне не попадались соккерные болельщики. А тем временем у Chicago Fire на каждый матч собирается 15 тысяч человек. Кто все эти люди?..

У самых популярных клубов России: «Зенита» и «Спартака» средня посещаемость за матч чуть больше 20 тысяч.

Поразительная ситуация: самый популярный вид спорта в стране (я имею ввиду Россию) практически никто не смотрит вживую.

Думаете, вопрос в стоимости билетов и уровне доходов болельщиков? Смотрим.

У «Зенита» ежегодная прибыль от продажи билетов – порядка 20 миллионов долларов. У команды Seattle Sounders, лидера MLS по посещаемости (36 173 человека за матч), за регулярный сезон (15 домашних матчей) набирается примерно 16 миллионов.  «Зенит», несмотря на существенно меньшую вместимость арены, зарабатывает больше! В пересчете на доход от одного болельщика за один матч у Сиэтла получается 29 долларов, а у Санкт-Петербурга – порядка 40. Еще раз: средний российский болельщик «Зенита» тратит на билеты больше, чем средний американский болельщик Sounders.

Разумеется, такие деньги «Зенит» собирает не за счет простых смертных. У меня нет под рукой данных о стоимости билетов на матчи Чемпионата России, но на официальном сайте ФК «Зенит» есть цены на билеты на ближайший матч Лиги Европы. От 7 до 55 долларов. И еще VIP ложи за 25 000 рублей. Болельщик в Сиэтле может купить за такую сумму сезонный абонемент на вполне приличные места. Хотя цены на один матч в среднем значительно выше – от  28 до 98 долларов.

То есть разница в доходах граждан РФ и США в данном случае роли не играет. По крайней мере, в Санкт-Петербурге. Но северная столица – случай уникальный. Питерскому любителю спорта, по большому счету, кроме как на «Зенит» или СКА, смотреть не на что. И «Петровский», насколько мне известно, забивается до предела. Но что не так в Москве? Деньги у потенциальных болельщиков есть. Клубов – только выбирай. И при этом в одиннадцатимиллионном (официальная статистика) городе все футбольные команды суммарно набирают лишь 50 тысяч человек на трибунах.

Итак, дело не в болельщиках.

И не в виде спорта, как таковом.

Похоже, что-то не так с качеством конкретного продукта и с его продавцами.

Ну а затраты в миллиард, это конечно здорово. Особенно для невидимого спорта. Спорта, кхм, номер один.