«Снимай штаны, йо!» Как «Вашингтон» пытается отстоять свое право быть «Краснокожими»
Пару лет назад в одном из выпусков «Футбола в Среду Вечером» я упомянул о вялотекущем скандале в NFL, связанным с командой из Вашингтона. Пару дней назад эта история приобрела настолько неожиданный и курьезный поворот, что я решил посвятить этому небольшую заметку.
Кратко для тех, кто не в курсе, о чем речь. Столичная футбольная команда называется Redskins, т.е. «Краснокожие». На лого у них классический индеец с перьями, плюс имеется соответствующий талисман команды, маскот. В свое время – а основан клуб был в 1933-м году – «индейское» имя казалось хорошей идеей. Оно ассоциировалось с храбростью, отвагой, ну и прочими положительными атрибутами. Среди десятков тысяч спортивных клубов по всей Америке было множество школьных, студенческих и профессиональных команд, чьи названия и символика относились к индейской тематике: «Вожди», «Апачи», «Сиу», «Иллини», «Гуроны», многочисленные «Индейцы», и т.п. Сами коренные жители Америки, что характерно, в основном были не против. Нынешнее лого Redskins, к примеру, было предложено в 1972-м году ни кем иным, как президентом Национального Конгресса Американских Индейцев Уолтером Уэтцелем из племени Черноногих.
Я специально подчеркнул, что индейцы не были против «индейских» названий в основном. Были и те, кого это обижало. Источники обиды каждый раз назывались разные. Кого-то оскорбляло слово «краснокожий». Кого-то сам факт того, что в перерыве футбольных матчей на поле выбегал карикатурный индеец и махал руками зрителям. Кому-то казалось неэтичным использование символики индейцев, без понимания того, что она значит – все эти перья на голове и боевая раскраска. А кому-то просто нечего было больше делать. Последние, в основном, не имели никакого отношения к наследию культуры индейцев, а были просто профессиональными борцами за или против чего-то.
Обиженные и борцы были сплотились, и начали действовать. До поры до времени широкая общественность по большей части была не в курсе проблемы ущемления прав индейцев из Айдахо названиями спортивных команд из Флориды, однако, постепенно социальное давление нарастало, политкорректность стала нормой, и, одна за другой, спортивные команды по всем Штатам меняли «индейские» названия на нейтральные. В настоящий момент из профессиональных клубов в больших лигах индейское название сохранили только бейсбольные «Индейцы» из Кливленда и «Брэйвз» из Атланты, хоккейный «Блакхокз» из Чикаго, плюс футбольные «Вожди» из Канзас-сити и наши герои, «Краснокожие» из Вашингтона.
Больше всех доставалось последним: во-первых, Redskins прописаны в столице, где болтунов и бездельников всех мастей всегда было в избытке, во-вторых, слово redskin стало считаться оскорбительным.
В 2013-м году ударные отряды рыцарей политкорректности перешли в активное наступление. В феврале Национальный Музей Американских Индейцев (очень удобно расположенный в том же Вашингтоне) провел симпозиум, посвященный расовым стереотипам в спорте. По радио крутили специальные ролики социальной рекламы, объясняющие, как местные «Краснокожие» своим существованием оскорбляют всех живущих краснокожих. После этого за дело взялись политики и церковники. Несколько членов Конгресса отправили Важные Письма в NFL и лично Дэну Снайдеру, владельцу футбольной команды, призывая сменить имя. Затем полсотни священников разных рангов написали аналогичное открытое письмо, в котором, буквально, заявляли, что слово redskin «причиняет боль». Боль, ну надо же… Мне вот боль причиняет тот факт, что большая часть прихожан подписавшихся святых отцов не может позволить себе медицинскую страховку, да еще вид некоторых кварталов в Чикаго, цены на образование, ну и еще много подобных вещей. Но, как метко заметила Наоми Кляйн по другому поводу, активисты всех мастей всегда предпочитали бороться с проблемами, не имеющими отношения к приземленной экономике.
Лига и владелец «Вашингтона» пытались защищаться. В качества аргументов против смены называния приводились, в частности, результаты опросов среди болельщиков и среди самих индейцев, которые показывали, что и первым и даже вторым имя «Краснокожие» больше нравится, чем нет. Кроме того, говорили защитники, если само слово redskin и талисман команды-индеец оскорбительны, почему в некоторых школах, где учатся в основном индейцы, спортивные команды называются так же, и имеют похожего маскота, и никакого протеста это не вызывает?
Однако массовое негодование уже попало на вентилятор. Мы, говорили борцы и обиженные индейцы, не верим вашим опросам, потому что у нас есть свои, с противоположными результатами. И, да, сами краснокожие могут называть себя так, а вот остальным – ни-ни! Начались пикеты у домашнего стадиона «Краснокожих» (и, заодно, пикеты тех, кого достали пикеты). «Вашингтон» стали активно шельмовать в прессе. Журналист Ис...ук в своих статьях демонстративно отказался называть клуб иначе как «R...ns» или даже «Просто команда из Вашингтона». В конце концов, летом 2014-го, Палата Патентов и Торговых марок постановила приостановить действие шести официальных торговых марок, принадлежащих футбольному клубу, в которых употреблялось слово «Краснокожие». Последнее событие хорошо обыграли авторы сериала South Part в одном из эпизодов.
После этого наступило длительное затишье, в течение которого юристы Снайдера работали, не покладая рук, пытаясь найти способы защитить название команды и ее торговые марки. Результатом их усилий стала апелляция в Верховный Суд, поданная 30 октября 2015-года. Аргументация этого документа кажется очень действенной, хотя и весьма анекдотичной.
Во-первых, говорится в апелляции, ни разу в истории США ни одна торговая марка из трех миллионов, зарегистрированных начиная с 1870-го года, не была аннулирована.
Во-вторых, причина, указанная в первоначальном решении Палаты Патентов и Торговых марок – «оскорбительность названия» – не может являться существенной. Почему? Да потому, что среди этих трех миллионов есть достаточно большое количество еще более оскорбительных для общественности слов, чем «краснокожий». Вот пример некоторых торговых марок (жаргонизмы переводить трудно, поэтому я позволил себе небольшие вольности в переводе):
Одежда «Снимай штаны»
Рубашки «Опасный негритос»
Сервис знакомств «Найдишлюху»
Пиво «Тупая блондинка»
Пекарня «Испечено негром»
Настольная игра «Зарежь б-дь»
Одежда «Белая телка с жопкой»
Ну и т.п. Вот список остальных «неприличных» названий, если кому-то интересно.
В общем, позиция «Вашингтона» проста: если может быть футболка «Шмотки реднека», – оскорбительное название крестьян, – то почему нельзя называть команду словом, оскорбительным для некоторых индейцев? И как вообще Палата Патентов и суд, поддержавший ее первоначальное решение, могут аннулировать торговую марку просто потому, что она кого-то обижает, не нарушив Первую Поправку к Конституции («О свободе слова»)? Если государственные законы защищают права собственников торговых марок «Капитализм сосет яйца осла» и «Жидовские тарелки», означает ли это, что государство поддерживает антикапитализм и антисемитизм? И если нет, то какое, простите, у государства дело до обиженных индейцев?
Я не очень люблю Дэна Снайдера, потому что он самовлюбленный дурак (возможно, я даже оскорбляю этим сравнением социальную группу дураков). Но я очень надеюсь на то, что футболисты из Вашингтона останутся «Краснокожими» и дальше. Потому что даже если не очень хорошие люди, типа Снайдера, вдруг оказываются на стороне здравого смысла, их следует поддержать – ради благополучия здравого смысла, разумеется.
В этом мире очень больных, бедных, голодных, бездомных и прочих, по-настоящему несчастных людей. Уровень алкоголизма среди американских индейцев в четыре раза выше, чем в среднем по стране. Процент раскрытых уголовных дел о сексуальном насилии среди индейцев втрое ниже, чем среди белых или черных. Однако же, членов Конгресса и религиозных деятелей больше возмущает имя футбольной команды. Занялись бы лучше делом, уроды.
В последние годы постоянно кто-то чем-то внезапно оскорбляется, и в 99% случаев от этого дурно пахнет низкопробным пиаром. Оскорбительные коннотации при желании можно вложить в любое слово любого языка в любом контексте. Этот маятник когда-нибудь может и голову срубить.
Картман : а если у вас появляется позиция, то вы уже типа не только ради денег этим занимаетесь и тогда сразу ОПА и вы уже НХЛ, а ваши игроки пристают к маленьким мальчикам.
Кайл: это католическая церковь.
Картман: НХЛ и католическая церковь это одно и тоже, ну ладно, пусть будет католическая церковь. У вас моральная позиция - вы говорите о чести и чистоте, и тут сразу ОПА и ваши священники лупят своих жен в лифте
Кайл: это НХЛ.
Картман: да яж говорю это одно и тоже. если вы, как организация, начнете заливать про мораль и все такое обязательно тут же кого-нибудь изобьют или изнасилуют в лифте и скорее всего это будет Баттерс.
==================
Это почему же они "более оскорбительны"?
==================
"Сами коренные жители Америки, что характерно, в основном были не против. "
===================
А откуда такие данные?
А вообще, если все обстоит так, как пишет Алксей, то здравый смысл, на мой взгляд, на стороне "Вашингтона".
весь этот fuzz вокруг названия сильно огорчает
с мнением автора про Снайдера согласен
Я на стороне команды хотя бы из-за того, что не дело проводить ребрендинг только потому, что кому-то там что-то не нравится. Из-за капризов трех с половиной анонимусов(опять же, ВНЕЗАПНО взыгравших) и даже не подтвержденных опросами большинства придется менять историю команды и тратить кучу денег на ребрендинг.
И давайте пойдем от обратного? "Дорогой комиссионер, мне будет причинять боль, если вы настоите на смене полюбившихся мне цветов и лого на что-то другое. Это оскорбит мои чувства, как болельщика Редскинс, я приобщился к ним следом за отцом(RIP) и я бы не хотел терять одну из тех ниточек, что связывают меня с ним на небесах".
но НФЛ и НХЛ это одно и тоже, ну ладно, пусть будет НФЛ. У вас моральная позиция - вы говорите о чести и чистоте, и тут сразу ОПА и ваши пьяные игроки лупят своих жен и вся комната в крови.