Анжи - Зенит. Тактический обзор матча
«Зенит» вышел на эту встречу со схемой 4-3-3, которая порой была похожа на 4-1-4-1, однако отличие было всё-таки в поведении Лазовича, который постоянно смещался в глубину, откуда выдавал диагонали на фланги забегавшим Хусти и Быстрову. При этом Широков в паре с Зыряновым был несколько выдвинут в атаку, впрочем, Константин тоже не отказывался от забеганий. Быстров с Хусти при этом временами менялись флангами.
«Анжи» начали встречу с 3-5-2, причём Роберто Карлос в стартовом составе был фланговым полузащитником, однако после травмы, полученной на 12-й минуте Жоао Карлосом, был вынужден отойти на позицию левоцентрального защитника. Впрочем, это, видимо, его не смутило, так как он постоянно пытался уйти либо во фланг, либо в опорную зону. Место Роберто на фланге занял Лахиялов, а Камиль Агаларов ушел на правый фланг.
«Анжи» должен был в теории получить преимущество в центре поля, однако по факту его у них и не оказалось. Да и вообще обе команды разрушали в центре поля так себе - «Зениту» помогало проходить оборону соперника то, что опорники «Анжи» чудесным образом игнорировали свои оборонительные обязанности, да и смещения Лазовича в глубину уравнивали численное соотношение в центре поля. «Анжи» же проходило центр поля «Зенита» без особых проблем, так как одного Денисова на месте опорника втроём они обыграть вполне могли, а еще и Славов порой оказывался на позиции «под нападающими».
После первых двадцати минут первыми ликвидировать этот «проходной двор» принялись гости. Денисов стал при выходе «Анжи» из обороны в атаку выходить к центральному кругу, и прессинговать там вместе с Широковым и Зыряновым. Это оказалось довольно эффективо, но оголяло зону за спинами полузащитников.
Тем временем, пока команды бодались в полузащите, счёт стал уже 1-1, оба гола были забиты со стандартов. А опорники «Анжи» по-прежнему играли позиционно просто безобразно — но в этом и заслуга Широкова с Зыряновым, которые, разбегаясь по всей ширине поля, разводили пару опорников «Анжи», между которыми оставалось 30-40 метров. Бакаев с Ивановым не должны были вестись на эту провокацию!
3-5-2 это ведь в полузащите - фактически 4-2-3-1, те же два опорника, тот же атакующий полузащитник, а вместо фуллбеков — полузащитники. Но здесь и кроется главный минус 3-5-2. Играть так сегодня против 4-3-3 или 4-2-3-1 попросту незачем — три центральных защитника остаются против одного центрфорварда, да и тот от них убегает ближе к своим полузащитникам, роль полузащитников в 3-5-2 сегодня с успехом выполняют фуллбеки из 4-2-3-1, а пара форвардов... Зачем её выпускать, если при начале атаки они всё равно занимают ту же схему, как и в 4-2-3-1?
Так и сегодня Славов оттягивался чуть глубже, его поддерживали из глубины еще три полузащитника (центральный и два фланговых), но пока эти полузащитники прибегут — смысл в дополнительном игроке атаки уже терялся — вслед за ними прибегали и игроки «Зенита». А на флангах обороняться становится в разы сложнее. В этом матче опять один фланг обороны был обижен вниманием вингера — Роберто Карлосу Лахиялов помогать не собирался, а вот Агаларов на противоположном едва ли не создавал иллюзию того, что команда играет в 4 защитника. На 28-й минуте, например, после прохода по флангу Широкова, его прострел помешал Лазовичу замкнуть именно Агаларов!
В конце первого тайма окончательно разочаровала созидающая составляющая игры «Анжи». Атака развивалась в основном после длинных забросов, да и на чужой половине поля махачкалинцы ограничивались игрой на флангах с попыткой навеса на одинокого Голенда. Атаки «Зенита» же были диаметрально противоположными — они начинались из центра, откуда полузащитник (а зачастую и Лазович) выдавали передачи на Хусти (реже) и Быстрова, а после его травмы — Ионова (чаще).
Второй тайм начался всё усиливающимся давлением «Зенита» и очень (!) странной игрой «Анжи» в обороне. Роберто Карлос и Агаларов были в постоянной полупозиции. Бразилец занимал промежуточную позицию между третьим центральным защитником и фуллбеком, при этом у него были проблемы как с «горизонтальным», так и с «вертикальным» положением, а Агаларова в затяжных атаках было невозможно отличить от чистого фуллека, но в то же время при атаке «Анжи» он вновь занимал своё место флангового полузащитника в 3-5-2, а Роберто Карлос опять смещался в центр, замыкая тройку центральных защитников. При всём при этом остается только добавить, что ошибался в выборе позиции Агаларов гораздо реже именитого бразильца.
«Зенит» стал эксплуатировать свой правый фланг атак, куда активно смещался Широков, а на левый фланг вышел Данни. Впрочем, левый фланг — это условно, Данни, как обычно, играл по всему фронту атаки. Характерно, что второй гол «Зенит» забил в тот момент, когда Данни побежал в контратаку по центру. Лазович при этом стал смещаться на левый фланг.
Вообще в концовке встречи, когда обе команды подустали, активные перемещения Ионова, Лазовича и Данни, которые постоянно менялись позициями, решали очень многое, и были очень опасны.
Именно усталость и стала причиной третьего гола в ворота «Анжи». Ахмедов (если только я не ошибаюсь, картинка из Грозного просто ужасная) катнул мяч по центру, защитники лениво сопроводили Лазовича — и мяч в воротах. В первом тайме «Анжи» даже для первого матча сезона играл гораздо собранней.
Подводя итог матчу, можно сказать, что «Анжи» проиграли игру в полузащите, даже учитывая, что численно соперника в этой зоне превосходили. Это еще раз подчеркивает то, что делать какие-то выводы о матче, основываясь только на схемах команд — довольно рискованно. Но выбор Гаджи Гаджиева не очень понятен — в три защитника его команда сыграла откровенно плохо, впрочем, возможно, всё было бы по другому, не получи травму Жоао Карлос, и не играй потом на его позиции Роберто Карлос. В атакующих действиях команда выглядела также неуверенно, неспроста оба гола были забиты со стандартов. «Зенит» же провёл уверенную игру, однако «Зенит» с Данни и без — разные вещи. Без португальца атака «Зенита» всё же довольно предсказуема. Но вот центр полузащиты провел просто отличный матч, не оставив сопернику никаких шансов.
Подписаться на блог - Наш твиттер - Наша страничка в Facebook
Для примера приведу матч Кайзерслаутерна против Боруссии, когда именно такими атаками Кайзерслаутерн создавал не мало проблем дортмундцам. И полузащита Кайзерслаутарна вовсе не отмерла при этом, а находилась в состоянии постоянного прессинга футболистов Боруссии, не давая им продохнуть.
Данный вариант перехода из обороны в атаку наблюдается в арсенале многих команд и предлагается как один из классических вариантов во многих учебных пособиях. Здесь важно от нападающего - выграть борьбу за мяч и соответственно полузащитникам открыться под скидку.
Сейчас, зимой, в начале сезона очень многие команды, особенно более слабые в паре, регулярно используют и будут использовать дальние забросы. Просто состояние поля не позволяет им рассчитывать на успешную игру низом. А когда у соперника заведомо более сильные исполнители в передней линии, риск ошибки при выводе мяча низом слишком велик. Вот они и вешают через все поле.
Я не знаю, доступна ли сейчас где-то статистика ТТД от InStatFootball, но когда она была в СДЗД, то очень явно виден был такой феномен: в мартовских играх (практически во всех) было примерно вдвое больше верховых единоборств, чем становилось в матчах к концу мая. Единственное разумное этому объяснение - улучшение качества покрытия и переход на игру низом. Собственно, верховые закидушки - один из самых ярких признаков того, что у нас принято звать «весенним футболом»...
Усталость стала причиной поражения Анжи во втором тайме и в матче в целом.