7 мин.

Зенит - Янг Бойз. С парой форвардов

Самое главное впечатление от матча — совсем не поле, а играющий по схеме 4-1-3-2 (почти ромб 4-4-2) «Зенит». Бывало «Зенит» и играл 4-1-4-1, но с двумя форвардами? Никогда в 2010 году - по крайней мере, на моей памяти. Лазович играл роль первого форварда, Данни — «секонда пунта». На месте опорника оставался Денисов, а Широков, Зырянов и Семак постоянно менялись местами, но всё же Широков оказывался чаще на левом краю, Семак — в центре, Зырянов — на правом краю.

Интересным, очень интересным выдался матч с точки зрения перемещения игроков питерской команды. Данни гораздо больше, чем например Вагнер Лав, передвигался не только от штрафной к центральному кругу, но и от одного фланга к другому, и был вообще крайне активен. Зырянов и Семак очень часто забегали в атаку быстрее, чем Широков, при этом Семак смещался в центр, и в этот момент у штрафной соперника могло оказаться 3 или даже 4 игрока, ждущих только шанса для удара по воротам.

А ближе к середине первого тайма трио полузащитников Зырянов — Семак — Широков уже столько раз поменялись местами, что мне будет проще их называть одним треугольником, в котором вершины постоянно менялись — действующий в центре полузащитник играл чуть выше двух своих партнеров.

Крайне активно приходилось действовать и Анюкову с Луковичем (что ожидаемо, учитывая отсутствие фланговых полузащитников в схеме).

Но самое главное — это, видимо, стало сюрпризом и для швейцарцев. Играя 3-4-3, они численно уступали в диспозиции как минимум в двух зонах, правда, получали в ответ преимущество в двух своих:

Преимущество в центре атаки объяснимо — против современных схем в 1 нападающего большинство команд играет в два защитника (4-2-3-1), и обычно 1 защитник прихватывает форварда, вошедшего в его зону, а второй стережет свою зону от смещений с флангов или подключений из глубины. Даже играя против схем с двумя форвардами, команды, играющие в 4 защитника в целом застрахованы — в любом случае они успеют прикрыть двух вингеров и двух форвардов, а опорником перекроют зону перед своей штрафной. Если же в атаку пойдет в таком случае опорник соперника, то ему бежать далеко, и проследить за ним успеет даже и не особо умеющий обороняться один из атакующих игроков. Это в том случае, если опорник один, если же их двое, тот тут и вовсе проблем с закрытием зон не возникает.

Здесь «Янг Бойз», играя в 3 центральных защитника, сталкивается с двумя форвардами, при этом Данни растягивает их как может, двигаясь на фланги, а из глубины их поддерживают еще минимум трое полузащитников и активные фуллбеки. Даже в том случае, если все успевают вернуться в оборону, у «Зенита» в атаке столько же игроков, сколько обороняется у «Янг Бойз» - 7.

Что еще важно в «ромбе», так это вариативность передач. Еще в детском футболе первое и основное умение, которому учат — это умение открываться. Открываться идеально так, чтобы и у игрока с мячом, и у тебя при приёме мяча было минимум три варианта продолжения атаки. Условно — это передачи по центру и по обоим флангам. Карусель, которую устраивают игроки в «ромбе», это едва ли не самое удобное положение для организации атаки (зря, что ли самое простое упражнение — это «квадрат»). Однако, все зависит от класса полузащитников. Вот например полузащита «Манчестер Юнайтед» в матче против «Марселя» играла «незавершенным» ромбом, у которого отсутствовала атакующая вершина, но были два дополнительных игрока на флангах — и что мы увидели? Мы увидели практически полную импотентность трио центральных полузащитников в созидании. Они не держались за мяч, не комбинировали и не начинали атаки, предоставляя это право защитникам.

Удивительно звучит, но перед началом матча казалось, что Гибсон, Флетчер и Каррик куда слабее, чем Зырянов, Семак, Широков и Денисов.

С другой стороны, «Зенит» был уязвим на флангах полузащиты и обороны. Четверке защитников приходилось сжиматься, ведь в противном случае пара центральных могла оказаться против трио форвардов соперника, и в этом случае активно нужно было сыграть фланговым полузащитникам «Янг Бойз», которые вполне могли бы создать такое давление, что Анюков и Лукович забыли бы о походах в атаку навсегда.

Однако, начало встречи малость обескуражило. «Янг Бойз» прогнозируемо пошел в атаку через фланги, а «Зенит» неожиданно проиграл центр поля. То есть не совсем так: в отборе в центре поля «Зенит» играл неплохо, но созидание опять шло либо через фланги, либо через длинный пас со своей половины поля. Опять — потому что схожие проблемы имел на этой неделе ЦСКА.

Пропущенные после стандартов голы — бич российских клубов в Еврокубках. Причём сейчас пенять на какое-то разгильдяйство команд нельзя - тренеры европейского класса, защитники европейского класса, и всё равно пропускаем.

Вообще, футбол в исполнении «Янг Бойз» вызывает уважение — они ведь на что рассчитывали, то и исполняли. Их очередная атака, и как раз — через забегание на фланге.

Но я не об этом хочу сказать. Я хочу сказать, что всё больше и больше убеждаюсь в том, что играть без второго опорника могут себе позволить очень немногие клубы с идеальной обороной. Играющие с позиции силы, может быть. Ну и голландцы, но тем пофиг, главное, чтоб было 4-3-3. Ведь в этом моменте атака развивается даже не потому, что есть пространство на фланге, а потому, что в центре нет второго встречающего соперников игрока.

Креативную работу пришлось брать на себя Денисову, он отдал несколько хороших обостряющих передач; помогал ему время от времени очень много перемещавшийся по полю Данни, а вот Зырянов, Семак и особенно Широков чаще всего, получив мяч, дарили его сопернику. Как следствие — был практически незаметен Лазович.

Тем не менее, первый же точный, удачный пас Зырянова через центр на Лазовича стал результативным. После перерыва «Зениту» оставалось наладить успешность игры через центр полузащиты.

Орлов к концовке первой половины настолько разошелся в своих претензиях к Луковичу, что захотелось понаглеть и объяснить уважаемому и опытному комментатору, что Лукович, против которого выходят одновременно форвард и вингер команды соперника почти всегда играет один против двух соперников. К сожалению, Лукович так и остался облитым грязью и в прямом, и в переносном смысле) Анюков на другом фланге выглядел лучше не только потому, что он опытнее партнера, но и потому, что Семак и Зырянов в отличие от Широкова работали в обороне как заправские защитники. Сравните две ситуации:

  1. атака «Янг Бойз» правым флангом, Широкова даже нет в кадре

  1. а вот и атака левым флангом, позиция Семака указана стрелкой, Анюков сейчас только подберет мяч после ошибки форварда.

Впрочем, дабы не вызывать праведный гнев личных болельщиков Широкова, указывать не его остальные ошибки мы не будем, но скажем откровенно — его игра в первом тайме абсолютно не впечатлила.

Отчасти, конечно, виновно в не самой удачной игре полузащиты «Зенита» и состояние газона, но команды были в равных условиях. А как только питерская команда добавила разнообразия и точности своим передачам, так сразу же забила, причём в соответствии со всеми футбольными законами, забила два самых неудобных мяча — к голу в раздевалку Лазовича добавили гол из раздевалки Семака, после классной диагональной передачи в зону, освободившуюся на углу штрафной. И в этом момент «Зенит» использовал малочисленность обороны соперника, но и фланговый игрок «Янг Бойз» совершил ошибку.

«Зенит», кроме всего прочего, значительно добавил в прессинге, заставив гостей держать мяч в тех зонах, где они преимущества не имели — в основном перед своей штрафной.

Еще раз подчеркну — перемещения игроков «Зенита» впечатляли. К примеру, во втором тайме, почувствовав, что шанс-то — вот он, в позиции за спиной крайнего из тройки защитников, питерцы применяли такой маневр — место Лазовича на острие атаки занимал Зырянов, а Лазович набегал в ту самую свободную зону.

В середине второго тайма Широков с Зыряновым опять поменялись местами, и в центре Широков действовал увереннее, чем на фланге, даже отдавал очень неплохие обостряющие передачи. Естественно, на левом фланге Зырянов долго не отыграл, и был заменён на Ионова.

По иронии судьбы, решающий гол в матче забил именно раскритикованный выше Широков), и опять из-за спины левоцентрального защитника.

Концовка выдалась более чем нервной, однако «Зенит» отстоял преимущество. В целом же можно сказать, что второй тайм «Зенит» провёл интересно, добавив в точности передач, более грамотно используя преимущество своей схемы при встрече с тремя защитниками, а самое главное — добавив в прессинге и замкнув мяч в зонах, где преимущество в битве двух нестандартных схем обладали именно российские футболисты.