4 мин.

После дождичка в четверг

Вчерашний матч «Спартака» и «Базеля» хоть и не качеством игры, но ее сюжетом напомнил недавний лигочемпионский спектакль, данный  «Арсеналом» и «Барселоной». Это сюжетное сходство не ограничилось тем, что красно-белые одержали волевую победу над красно-синими.   Как и в среду в Лондоне, в четверг в Базеле встречались команды, которые гораздо хуже умеют обороняться, чем атаковать. Как и в первом случае, во втором очевидное преимущество одной команды на протяжении тайма, в один прекрасный момент растаяло, а ее соперник, оказавшись в ситуации догоняющего, заменой оборонительного игрока на атакующего сделал ставку ва-банк и сорвал куш. Не правда ли, даже параболическая траектория точного удара Комбарова в этом ракурсе смотрится как вариация на тему аршавинского победного гола?

В обоих случаях не обошлось и без вмешательства Фортуны, которая, в Лондоне повернулась к Ван Перси растерянным лицом Вальдеса, а в Базеле – к Алексу противоположной частью тела незадачливого швейцарца, исполнившей предголевой пас-рикошет.

По завершении матча моей первой мыслью было то, что я никак не могу припомнить, когда «Спартаку» в последний раз удалось отыграться после 0-2 на чужом поле, да еще в еврокубках. Второй – то, что для добычи этой волевой победы, как ни странно, команде-победительнице вовсе не потребовалось титанического волевого усилия.

Перелом в игре, - и здесь я, опять-таки, вижу параллель с «барсенальским» матчем, - случился не благодаря какому-то невероятному давлению «Спартака» во втором тайме, и не благодаря выдающимся тренерским ходам, а как бы сам собой, - так, словно в какой-то момент все стало на свои места. У «Спартака» стал получаться быстрый переход в атаку, у Алекса – пас в штрафную, у Дзюбы – открывания там же. У швейцарцев же, напротив, что бы то ни было получаться перестало совершенно.

Разумеется, свою роль сыграла замена не попавшего в игру Шешукова на Жано. При этом сложно понять, чем руководствовался Карпин, выбирая стартовую пару опорных. Единственным разумным объяснением может быть только намерение сыграть понадежнее и поплотнее в центре, т.е. сознательный выбор достаточно закрытой контратакующей модели.

Однако именно это у москвичей в первом тайме и не ладилось. Оборона предстала болельщицкому взору в виде давно привычного крупного сита. Шешуков же, запомнился лишь тем, что несколько раз оказывался в непосредственной близости от чужой штрафной, явно не понимая, как это произошло и что ему следует делать в столь нестандартной ситуации.

Нельзя сказать, что именно появление молодого грузина привело к резкой смене декораций во втором тайме, но, по крайней мере, очевиден факт, что для него, в отличие от Шешукова, встреча с мячом не становилась неприятной неожиданностью.

С выходом Жано, полегче стало и Алексу, поскольку с этого момента с него сняли непосильную задачу быть в одном лице швецом, жнецом, и единственным, в сущности, Игрецом.

После первого ответного гола стало понятно, что даже с двумя игроками, умеющими открыться, принять и отдать мяч, обороне «Базеля», которая никак не хотела уступать спартаковской пальму первенства в конкурсе «Золотое решето», справиться очень сложно. Когда же в центральную зону принялись активно смещаться Комбаров с Макгиди, швейцарские гвардейцы окончательно растерялись и опустили руки.

Из игроков «Спартака», внесших ощутимый вклад в победу, помимо вышеупомянутых, следует отметить еще Дзюбу и Кариоку.   Первый тяжело, но упорно искал себя в роли центрфорварда – работал, открывался, принимал мяч, мазал и снова работал. В награду Артем получил великолепный пас Алекса и исполнил эффектный, такой «индзаговский» гол. Получилась маленькая футбольная иллюстрация старого как мир назидания молодежи: трудитесь, ищите, не опускайте рук – и, рано или поздно, добьетесь цели!

Что касается Кариоки, то он,  - при том, что в обороне отработал далеко не безупречно, - в очередной раз показал, что в качестве партнера Алекса он смотрится лучше, чем Ибсон. Вернее сказать: органичнее. Он совершенно не тушуется под прессингом и умеет выдать простой, не претендующий на гениальность, но эффективный пас ближайшему открытому партнеру, способному продолжить атаку. Достоинства Кариоки, к сожалению, этим ограничиваются, но, при правильном использовании, и этого бывает немало.   А правильное использование, в данном случае, это, несомненно, быстрая контратакующая игра, где Кариока – первый пас, Алекс – последний, а Веллитон – его роковой для вратаря соперников адресат.

В задумчивой же позиционной игре, где ставка делается на контроль мяча и на постоянное давление, а не на молниеносный выпад, все достоинства этой связки тускнеют, а недостатки, наоборот обнажаются. Об этом тренерскому штабу «Спартака» никак не следует забывать.

Как не следует и обольщаться вчерашней победой над «Базелем».   Мне показалось, что результат матча (если рассматривать его в контексте самой игры) свидетельствует о том, что «Спартак» и «Базель» (и их тренеры) сейчас величины примерно равнозначные. Не знаю, как для «Базеля» и Финка, но для «Спартака» и Карпина это вряд ли большой комплимент.

И все-таки для красно-белых именно такая эмоционально звонкая, неожиданная и, как ни крути, волевая победа – чертовски хороша! Если действительно задаться целью строить команду-победительницу и знать, как это делать, то лучшего краеугольного камня трудно пожелать.