12 мин.

Архитектура и спорт

Как утверждал Ричард Мейер, «архитектура - это футбол, и в ней свои болельщики», однако он явно не осознавал всей глубины своего высказывания. Стрелка Васильевского острова в Петербурге похожа на центр футбольного поля, совмещенный с дугой штрафной площади. В свою очередь, две внутренние дорожки как бы образуют вектор атаки. Автором данного оформления был Лев Ильин, чье имя напоминает о «царе зверей», который является символом «Зенита». Согласно заявлению петербуржцев, именно это место «легло в основу эмблемы клуба». Одноименный логотип, называемый «стрелкой», был изогнутым, круглым и клиновидным; на фотографии угадываются очертания всех трех вариантов. 

В 1985 году вышло видео «Стадион», посвященное болельщикам «Зенита»; в заставке присутствовал кораблик Адмиралтейства, впоследствии оказавшийся на эмблеме. В девяностых на членских билетах фан-клуба изображался лев Адмиралтейской набережной с мячом вместо шара, в дальнейшем ставший талисманом команды. Таким образом, в культурной столице официально признана связь клубных атрибутов с символами города. 

 

Что символично, храм Василия Блаженного окрашен в цвета «Спартака», «Локомотива», «Динамо», ЦСКА и «Торпедо»... А может, выбор клубных цветов и был осознанно или подсознательно продиктован именно этим собором? В первой половине XX века спортивные общества участвовали в физкультурных парадах на Красной площади, в то же время, в атеистическом государстве было не принято афишировать все, что так или иначе связано с религией. Церковь с красно-белой главой носит имя Николы Великорецкого - святого покровителя Николая Старостина, который считается автором спартаковского логотипа. Последний вполне мог разбираться в подобных нюансах, поскольку происходил из старообрядческой семьи. Впоследствии он подвергся репрессиям, но в итоге был оправдан; в свою очередь, Николай Чудотворец известен как защитник несправедливо осужденных. Под куполом горизонтальные ромбики, на которые мог быть наложен его орнамент, при этом первоначально белая полоска на эмблеме шла по другой диагонали. Также ромб использовался прародителем «Спартака» - Русским гимнастическим обществом, которое спонсировал Н. Н. Шустов. Его дед был служителем церкви Николы в Кошелях и назвал сына в честь Николая Чудотворца, а тот передал это имя собственному первенцу. Известно, что Шустовы арендовали помещения в торговых рядах на Красной площади.  

При проектировании спартаковского стадиона дизайнеры стремились вызвать «воспоминания о красочных куполах традиционной архитектуры Москвы». Выражаясь современным языком, собор выглядит как инсталляция на спортивную тему. Позолоченная глава, словно возвышающаяся на пьедестале, похожа на трофей, а спирали под ней напоминают серпантин. Разноцветные купола ассоциируются с флагами на трибунах, в свою очередь, подкрестные шары соответствуют мячам. Большой желто-зеленый купол - как бы сферическая панорама поля «Лужников», состоящего из светлых и темных полос. Соответственно, остальные престолы - стадионы клубов, а навершия крылец - арены их резервных команд. Миниатюрная башенка напротив похожа на дополнительное крыльцо, в итоге получается пять шатров, в соответствии с числом московских клубов; такой вот пример пересечения параллельных прямых - храмовой галереи с кремлевской стеной. Во второй половине девяностых годов в спартаковскую букву «С» был вписан мяч, при этом она обрела симметричные очертания, став максимально похожей на Лобное место. Привлечь внимание к данной достопримечательности мог Александр Бренер, который решил использовать ее в качестве боксерского ринга.

 

Церковь с красно-зеленой главой посвящена Входу в Иерусалим, который в XVII столетии отмечался с преобладанием соответствующих цветов. Несмотря на то, что библейские средства передвижения отличались от современных, следует отметить транспортный характер этого праздника. Обрамление треугольников под куполом похоже на литеру «Л»; «Локомотив» использовал треугольную эмблему еще в довоенный период, но буква соответствующей формы появилась позднее. Она была презентована на параде физкультурников 1945 года, который прошел на Красной площади, а впоследствии попала в фильм «Спортивная честь». 

На эмблеме семидесятых годов появилось крылатое колесо, аналогичное кружкам под куполом. Они выглядят овальными, если смотреть под углом, в свою очередь, левая сторона "буквы" кажется тоньше правой. Крылья похожи на гостевые трибуны возле Мавзолея, которые раньше были не гранитными, а железобетонными, что роднило ступеньки со шпалами. Лесенка может выглядеть двояким образом, опять же в зависимости от ракурса. Возможно, автором логотипа был министр путей сообщения Борис Бещев, присутствовавший там при проведении парадов, и, между прочим, самостоятельно разрабатывавший эскизы формы.  

 

Церковь с бело-голубой главой носит имена Киприана и Иустины, послуживших прототипами для Фауста с Маргаритой, впоследствии трансформировавшихся в булгаковских персонажей. Покровительство злых сил сродни репрессиям динамовского шефа Лаврентия Берии в отношении «Спартака». Дужки под куполом выглядят как буква «D», лежащая на боку; нечто подобное было изображено на самой первой эмблеме «Динамо». Четырехугольники соотносятся с шахматной доской, в свою очередь, орнамент соседнего купола состоит из вертикальных ромбиков. Автором динамовского ромба считается Кирилл Кузьмин, который отличался наблюдательностью, так как обратил внимание на щит с изображением борца на Цветном бульваре, что и привело к созданию спортивного общества. 

Эмблемы конца восьмидесятых и начала девяностых годов включали зубцы кремлевской стены, которые напоминают букву «М», заглавную в названии города. Мяч был изображен в виде перевернутой пентаграммы, возможно, по аналогии с орденом Красного Знамени (к вопросу о связи с силами зла). На последующем логотипе появилась полусфера, а также прямоугольник со словом «Москва», похожий на соответствующие дорожные знаки. Естественно, их видел каждый, кто въезжал в город.

  

Сначала приделы собора выглядели одинаково, но в конце XVI и начале XVII веков он был перестроен. Вероятно, этими изменениями руководил Федор Конь - самый известный зодчий тех времен; как известно, «кони» - прозвище ЦСКА. Церковь с красно-синей главой названа в честь трех патриархов. В истории «армейцев» имеют место следующие патриархи тренерского цеха: Аркадьев, названный так Старостиным, Тарасов, считающийся «отцом русского хоккея», а также Гомельский, получивший от баскетболистов прозвище «папа». Армейская глава расположена рядом с динамовской, что подчеркивает не только пресловутую дружбу, но и непосредственную географическую близость, кроме того, первоначально цвета ЦСКА были бело-синими. Орнамент состоит из четырехугольников, которые имеются на ряде эмблем, помимо этого, купол полосатый, как и логотип 2008 года. На зеленом куполе в каждом ряду по 11 "звездных лучей", навевающих ассоциации с разными поколениями игроков. 

Можно предположить, что щит появился благодаря решетке Большого каменного моста, которой приписываются свойства талисмана. На этой эмблеме опять же присутствовала кремлевская стена; видимо, высокопоставленные чиновники, курировавшие клуб, попадали в Кремль по мосту. В частности, под это предположение подпадает министр обороны Родион Малиновский, утвердивший название ЦСКА, которое повлекло за собой появление нового логотипа. Известно, что он делал зарисовки, а значит, это увлечение могло привести к созданию эмблемы. К тому же, звезда, вписанная в круг, совпадает с ранней символикой клуба, что, возможно, и привлекло к ней внимание.

 

Орнамент колокольни включает "шестеренку", как и логотип «Торпедо», а игра света и тени создает черно-белое сочетание. Навершие зеленое - это дополнительный торпедовский цвет; соответствующая палитра присутствовала на самой первой эмблеме спортивного общества. Сооружение расположено напротив церкви с красно-белой главой и ромбическим узором, в свою очередь, «Торпедо» находится в дружеских отношениях со «Спартаком». Кроме того, эмблема ЗиС (торпедовского предшественника) имела форму горизонтального ромбика. Также рядом находится церковь Иоанна Блаженного с зеленым покрытием в полоску вместо купола. Этот святой известен тем, что осуждал «пьянство и разврат», от которых пострадал Эдуард Стрельцов. 

В дальнейшем первоначальное положение машины было изменено, как бы по аналогии со спартаковской полосой. Последующая эмблема напоминает вход в ГУМ, при этом два кружка соответствуют автомобильным колесам.  

 

Эмблема Федерации футбола СССР имела круглую форму, как и крыша Сенатского дворца, на которой развевается государственный флаг.  

Жена Вячеслава Колоскова, возглавлявшего российский футбол в девяностые годы, была директором Музея Ленина рядом с Красной площадью. Прежняя эмблема РФС включала имперские цвета, а орел нарушал заповедь «не сиди на мяче - яйцом станет»; эта особенность ассоциируется с воротами Александровского сада. В дальнейшем орлы вернулись на здание Исторического музея, в свою очередь, птица на логотипе стала коронованной.

 

В указе XVII века змей Зилант, изображенный на казанском гербе, был назван василиском. Поскольку Казань является третьей столицей, он замыкает последовательность, которую образуют Васильевский остров в Петербурге и Васильевский спуск в Москве. Храм Василия Блаженного был построен по случаю взятия Казани, кроме того, мистик Алистер Кроули отмечал созвучность этого названия с василиском. В греческом языке соответствующий корень означает «царственный», что соотносится со столичным статусом. Прежняя эмблема «Рубина» похожа на адресные таблички, оформленные в ретро-эстетике. Дизайн Зиланта может быть связан с конфигурацией дорог между казанским Кремлем и стадионом; в таком случае, его шея - улица Баумана, тогда как крылья - Правобулачная и Левобулачная. 

В 2005 году возле Кремля появилась скульптура Зиланта, а спустя шесть лет она была заменена, так как ее повредили фанаты «Спартака». Презентуя очередную эмблему, клуб выпустил заявление, согласно которому «чешуя полностью совпадает с формой щита нового логотипа». Помимо чешуйчатого паттерна, на рукаве была изображена кремлевская панорама.  

 

Итак, соответствие между достопримечательностями и эмблемами открывает новые перспективы для популяризации российских клубов в отдельности и отечественного спорта в целом.