Бейте в лицо. Или как остановить аргентинскую кавалерию
Зрители хотели крови и зрелищ – они их получили. Такие зарубы приятно смотреть, их надо пересматривать, их надо показывать потомкам и учить их, как нужно сражаться. Такие победы журналисты называют битвой за 6 очков, хотя, по сути, Спартак вернул Питеру должок за разгром в первом круге.
В 48 г. до н. э. недалеко от городка Фарсал произошла знаменитая битва двух великих полководцев – Гней Помпей Манчини бросил вызов Цезарю Массимо Каррере, очное противостояние должно было решить спор, кто будет править Римом.
На стороне Помпея было значительное преимущество в коннице, в пехоте у противоборствующих сторон наблюдался паритет, у Помпея по подсчетам историков было немного больше солдат, так как количество легионов у противников было одинаковым, но в легионах Помпея было больше когорт. На стороне Цезаря было качество – солдаты Помпея уже 10 лет серьезно не воевали, некоторые его легионы стояли в Африке, часть в Испании. А бойцы Цезаря все последнее время провели в бесконечных кампаниях в Галлии – территория современной Франции.
Расчет Помпея был на то, чтобы измотать пехоту противника во встречном бою, в то время, как его кавалерия, имея полное преимущество, рассеет немногочисленную конницу соперника и совершит классический охват с фланга.
Так битва и началась. Когорты Цезаря из первой линии стали быстро сближаться с противником – легионеры Помпея остались стоять. Его расчет был в том, чтобы заставить соперника изрядно пробежаться и немного выдохнуться перед схваткой, но цезарианцы вовремя остановились и переведя дух чтали сближаться с противником почти шагом. Пилумы полетели почти одновременно с обеих сторон, и римляне сошлись в отчаянной рукопашной схватке.
В это время Помпей скомандовал атаку своей кавалерии – если с левого фланга пехоту Цезаря защищал глубокий ручей Энипей, то справа никаких природных преград не было. Но конница Цезаря неожиданно уклонилась от боя и ушла глубоко в тыл. Ничего неподозревающие кавалеристы Помпея уже предвкушали легкую победу и готовились со всей прыти атаковать пехоту противника с тыла. Как вдруг ее неожиданно встретили…
Расчет Цезаря был в том, чтобы устроить засаду для кавалеристов противника из пехотинцев третьей линии – так повелось, что во время боя когорты выстраивались в три линии. Это давало возможность менять уставших солдат, не ослабевая натиск. Помпей выстроил свои легионы в классические три линии, но Цезарь оставил в третьей линии совсем мало солдат, а самых отборных построил за своей конницей на правом фланге, чтобы Помпей не увидел его перестроений раньше времени.
Впервые в истории римские легионеры должны были атаковать конницу. Не стоять стеной и защищаться, а именно атаковать. Приказ был простой – Бейте в лицо!
Обычно римляне при сближении с противником бросали свои дротики-пилумы в противника и потом заканчивали дело своими короткими обоюдоострыми мечами. А тут легионеры третьей линии зачехлили мечи и били пилумами словно пиками в лица соперников. Идея себя полностью оправдала.
Конники Помпея, набранные в основном среди аристократов греческих городов, впервые столкнулись с таким упорным сопротивлением, а остаться с изувеченными физиономиями на всю жизнь им было не в радость. Боевая свирепость пехотинцев оказалась сильнее мощи и скорости кавалерии.
Конница Помпея не обладала даже малой частью той смелости и спаянности, которая царила в рядах пехоты Цезаря и потому быстро стала отступать, а потом и вовсе вышла из боя, подставив под удар оголенный левый фланг своей пехоты. Вот тогда конница Цезаря и вступила в бой. Помпей сам получил охват с фланга – его же хитрость зеркально вернулась ему обратно.
Историки расходятся в точном подсчете потерь. Но главное одно – Помпей сбежал с поля боя, его армия перестала существовать. Цезарь получил полную свободу действий, и никто уже не мог помешать ему укреплять единоличную власть в Риме, тем более, непобедимые легионы были полностью за ним.
Казалось бы, две армии примерно равные по силе сходятся в самом эпическом противостоянии этой зимы, два итальянских полководца, два мастера своего дела, абсолютный чемпион прошлого сезона и безусловный фаворит нынешнего. Чем они могут удивить друг друга?
Манчини довольно неожиданно отрядил на левый фланг атаки ветерана Жиркова, на пару с Кришито они здорово вспахали фланг Андрея Ещенко, которому помогал поначалу Александр Самедов – тот еще оборонец, если кто помнит, во втором круге прошлого сезона Зенит свой гол забил после подачи именно с левого фланга.
Понятное дело, что весь матч Самедов отбегать не мог, и потому Каррера убрал автора первого гола и заткнул дыру своим любимым универсальным средством – Романом Зобниным. Это был почти идеальный матч для Спартака – все решения тренерского штаба были понятными и своевременными. Когда надо было немного подсушить игру, на поле вышел Марио Пашалич, успевший зарядить с левой куда-то на парковку за пределами арены, а потом с правой изящно подсек мяч над Лодыгиным. Вот тогда стало всем ясно, что красно-белые взяли реванш.
Ужас, летящий на крыльях ночи, остался в запасе, тот самый, кто нещадно наказывает свой родной клуб и потом бессовестно натягивает майку на лицо. Ожидаемо вышел во втором тайме, но толком ничего не показал, всего на его счету 11 касаний мяча – у Пашалича 15. Тем более в концовке Спартак был плотно прижат к своей штрафной. Джикия перекусил все длинные забросы в сторону Артема – 14 выносов из своей штрафной (!!!), а внизу Боккетти вычистил все подчистую.
Комбарова в этот раз беспокоили не так часто, как в первом круге. Только с выходом Ригони у Дмитрия появилась работа, и то аргентинца хватило только на хамский удар сзади – то, что не простили Фернандо, позволили Ригони. Кстати про бразильца.
Он провел прекрасный матч. Естественно он не был идеален, но на фоне своих визави из Зенита, за которых отвалили тонны денег, смотрелся игроком на две головы умнее, быстрее и техничнее. А когда надо было, выполнил тренерскую установку бить в лицо и по-мужски встретил того самого, кто предпочел уехать в туманный Питер, а не в солнечную Тарасовку. Дриусси вышел на 4 минуты позже Пашалича и знаете, сколько раз он коснулся мяча? Один раз. После приема Фернандо звездный аргентинец забыл, как играть в футбол. Так что по сути команды заканчивали игру в равных составах.
Нет времени, чтобы расхвалить еще Селихова и Глушакова, Промеса и Луиса Адриано, отметить прекрасное исполнение Самедова в первом голе и идеальную божественную подачу Комбарова. Сколько навоза высыпали на головы спартаковских защитников, но получить гол со второго этажа от Самедова - это, конечно, надо постараться.
Но про Зе Луиша отдельно высказаться надо. Господи, как же Бонифация не хватало…
Выгрыз все мячи возле штрафной Зенита, гениально оставил пяткой на Луиса Адриано во втором голе и с левой вырезал на Пашалича в третьем. Африканец – тот самый, кто не выключается ни на секунду и не дает противнику спокойно начинать атаки. Трудно сказать, кто в России так полезно пашет на команду. Конечно, он не будет забивать пачками, но Каррера нашел для него подходящую роль, и Зе Луиш охотно ее выполняет.
Армия Гнея Помпея Манчини по именам и заплаченным суммам выглядела и до сих пор выглядит самой грозной в России. Но в конкретном сражении спаянность и сыгранность легионов Массимо Цезаря Карреры перевесили кошельки из Питера. Замены Спартака попали в самое яблочко, все замены Зенита оказались невпопад.
Тактика бить в лицо была очень рискованной, но себя полностью оправдала. Только так и получилось остановить аргентинскую конницу, пусть даже ценой собственного удаления. Имея в распоряжении Ивелина Попова и Лоренсо Мельгарехо, которые находятся в прекрасной форме, Каррера выпускает на поле с первых минут Самедова, а потом Пашалича. Хорвата почему-то ругают за немного обкуренный вид, но его природа наделила таким взглядом – в душе он огонь, что и доказал прекрасным исполнением в очень непростой ситуации. Возможно, болгарин лучше в силовой борьбе, а парагваец лучше ищет мяч в штрафной соперника, но Пашалич как никто другой в Спартаке умеет обыграться с партнером за счет короткого паса – этим он очень похож на Романа Зобнина. Один разыгрывается, другой возвращается после травмы – у Спартака все больше вариантов в центре поля.
Конечно, в концовке пришлось немного потянуть время, но без подобных хитростей нет современного футбола. Команда становится мудрее и быстро набирается опыта. К сведению – второй матч подряд в чемпионате Спартак забивает в концовке. И Краснодар, и Зенит давили отчаянно, но мастерскими контрвыпадами были остановлены и низвержены.
Я бы не хотел истерить по поводу возвращения в чемпионскую гонку. Повторюсь, что этот сезон лично для меня – это возможность попробовать себя на фоне европейских грандов типа Севильи или Ливерпуля. В Лиге Европы можно набраться хорошего опыта против солидных команд. Взять Кубок страны – и будет отличный сезон. Гнаться за несколькими зайцами – снова загонять себя в функциональную и эмоциональную яму. Фернандо, конечно, немного психанул, когда заехал в Дриусси, но его можно понять – накопилась усталость. Игр слишком много, много тренировок, много занятий, много перелетов, и совсем мало времени на отдых.
Вот, что главное на сегодня - Спартак одержал красивую солидную победу над принципиальнейшим соперником. После фиаско в первом круге команда обязана была вернуть должок, что она и сделала. Команда выздоравливает, а лучшее средство от болезней - это победы.
Что мне очень помогало тогда ощущать, что я живу, а не выброшен на обочину, - это шахматы и книги. Мама мне подарила "Книгу будущих командиров". До сих пор помню её: формат А4, мягкая желтоватая обложка, автора, к сожалению, запамятовал. В ней описывались величайшие сражения в человеческой истории - для детей, но достаточно подробно, с рисунками и схемами. Начиналась она с описания битвы при Фермопилах, а заканчивалась довольно серьёзными описаниями фронтовых операций в годы Великой Отечественной войны.
Каждый Ваш новый опус в этом блоге, уважаемый Кикасс, отсылает мою память в то безвозвратно ушедшее время моего детства. Спасибо Вам огромное.