8 мин.

«Спартак» отыгрался за 1:5 в Питере

«Зенит» проиграл в день рождения Манчини.

Манчини возвращается с 4-4-2

15 октября «Зенит» потерпел первое поражение в чемпионате – питерцев переиграл тульский «Арсенал» (1:0). Матч против команды Божовича стал последним для пары Кокорин – Дриусси. После «Арсенала» Манчини не играл в РФПЛ в два форварда и вернулся к этой формации только в понедельник – в принципиальной игре со «Спартаком». Теперь рядом с Кокориным вышел не Дриусси, а Полоз.

Полоз в последних матчах был не так уж и хорош, но Дмитрий хотя бы выходил на поле. Больше удивило появление в старте Жиркова, который до «Спартака» ни разу не играл с первых минут в чемпионате-17/18. «Он универсальный игрок, он хорош и в защите», – сухо заметил Манчини на послематчевой пресс-конференции. Юрий вышел на левый фланг полузащиты, а «Зенит» впервые за полтора месяца сыграл по 4-4-2. 

Каррера специально к «Зениту» ничего не придумал: Фернандо – Глушаков в опорной зоне, Промес – слева, Луис Адриано и Зе Луиш – впереди. Единственное изменение в атакующей группе по сравнению с матчем против «Марибора» –  Самедов вместо Попова. При позиционных атаках Фернандо привычно отходил к центральным защитникам для розыгрыша мяча, а Адриано оказывался под нападающим. 

При обороне расстановка москвичей преобразовывалась в классические 4-4-2, в которых Промес и Самедов становились фланговыми полузащитниками. 

До перерыва «Спартак» закрыл Паредеса, но не справился с Жирковым

Неделю назад против «Краснодара» чемпион встречал соперника очень высоко, и это дало результат – первый тайм с командой Шалимова получился для «Спартака» едва ли не лучшим за сезон. Зенитовских защитников Зе Луиш и Луис Адриано почти не атаковали. Форварды москвичей помогали полузащитникам перекрывать Паредеса (чаще) и Краневиттера (реже).

Даже когда Маммана или Иванович все-таки доставляли мяч до Паредеса, на аргентинца тут же выдвигался кто-то из игроков «Спартака» (обычно – Фернандо), не давая спокойно отдать передачу вперед.

До гола Самедова Паредес отдал 11 передач с игры, из них 5 – назад. Аргентинец допускал непривычно много брака – 60% точных пасов за стартовые 20 минут. Из-за грамотной игры против Паредеса, а также возвращения к 4-4-2 «Зенит» регулярно использовал длинные передачи на форвардов от крайних защитников (что-то похожее было в начале сезона). Кокорин и Полоз часто вступали в верховые единоборства (24 на двоих) и неплохо цеплялись за мяч в свободных зонах, поэтому «Зениту» удавалось закрепляться на чужой половине. Дальше почти все атаки питерцев развивались через левый фланг Жиркова.

Несмотря на отсутствие места в составе, Юрий в первом тайме был хорош с мячом – 9 выигранных единоборств из 10 (лучший результат в «Зените»), 4 передачи в штрафную с игры (тоже лучший) и постоянные обыгрыши Ещенко один в один. Суперопасной получилась только одна подача (после которой Кокорин попал в штангу), но это не вина Юрия, а следствие общей несыгранности атакующего блока. Кокорин, Полоз и Кузяев то вместе находились во вратарской Селихова, не оставляя никого на подборе, то, наоборот, не успевали не прострелы вблизи ворот «Спартака». 

Во многом поэтому первый тайм и остался за хозяевами. 

Во всем виноват Краневиттер?

Через пять минут после гола Луиса Адриано Манчини снял с игры Краневиттера, которого многие обвинили во всех бедах «Зенита» в первом тайме. Второй мяч в ворота Лодыгина действительно пришел после провала в середине поля, однако случился он из-за ошибок сразу нескольких зенитовцев.

Начало второй результативной атаки «Спартака»:

Кузяев остался в полупозиции, он не оказывал давления на получившего мяч Комбарова и не перекрывал направление потенциальной передачи на Луиса Адриано. Выдвижение Краневиттера на Глушакова было логично: во-первых, Денис активно просил пас, во-вторых, аргентинский опорник в таких ситуациях обычно выдергивается вперед.

Следующая фаза:

Краневиттер опекает Глушакова, Паредес – Боккетти, но Кузяев по-прежнему никому не мешает. Полоз мог более активно вступать в отбор, но физически это было не очень просто – изначально Дмитрий играл по Фернандо. 

Адриано продвигается с мячом на зенитовскую половину поля. Дальше вопросы к Жиркову.

Жирков видел, что Краневиттер не успевает вернуться в опорную зону и был обязан смещаться в середину, потому что Самедов оставался на Кришито. Юрий сделал движение в центр слишком поздно, а после передачи Адриано на Самедова выключился из эпизода. После комбинации с Самедовым и Зе Луишем Адриано без помех пробил по воротам Лодыгина – 2:0.

Проблемы «Зенита» в центре поля носят систематический характер с самого начала сезона-17/18. Краневиттер – лучший (и единственный) опорник команды, но соперники команды Манчини научились выдергивать Матиаса к границе финальной трети. В таких ситуациях «Зениту» требуется либо третий игрок в центре поля (но и это не спасает, если при контратаках не отрабатывать назад, как Ерохин против «Локомотива»), либо правильное командное перестроение. В понедельник у гостей не было ни первого, ни второго.  

Перестановки Манчини ни к чему не привели

Ригони вместо Краневиттера и перевод Кузяева в середину, Дзюба вместо Смольникова и переход Жиркова на правый фланг обороны, Дриусси вместо Полоза и Кокорин ближе к левому краю – в понедельник Манчини совершил больше перестановок по ходу одного матча, чем за предыдущие 17 встреч, но лучше игра «Зенита» не стала. Каррера после перерыва выпустил Зобнина, «Спартак» перешел на 4-2-3-1 и окончательно закрыл центр поля для гостей.

В штрафную Селихова «Зенит» доставлял мяч через кроссы (21 за второй тайм), но даже такая примитивная тактика могла принести ему успех (Кокорин дважды опасно бил головой). «Спартак» спас вратарь, а на большее «Зенит» во втором тайме был не способен. План Б у «Зенита» Манчини есть (навесы), но такой же план был и у «Зенита» Луческу. «Зенита», который считается слабейшим в новейшей истории клуба.

После игры все говорят о том, что Ригони нужно было выпускать в старте. Окей, Эмилиано – один из сильнейших игроков нынешнего «Зенита» по игре один в один. Окей, у него хороший удар и нормальная (в сравнении с Паредесом) подача с двух ног. Все это так, но в защите Ригони почти не отрабатывает, и бросать его под Комбарова и Промеса с первых минут было бы очень нелогично.

Дзюба в игру откровенно не попал, но и свои 5 верховых единоборств (из 9) выиграл. Толку от них не было – лишь одно случилось в штрафной Селихова, скидка Артема нашла тогда Глушакова.

***

После матча Манчини говорил о преимуществе «Зенита» после выхода Ригони и несправедливом результате. «Зенит» и правда был не сильно хуже – по сумме и качеству моментов матч был ближе к ничейному – но разочарование от игры гостей все равно осталось. Летом от питерцев ждали намного большего.

Большего ждали и от Леандро Паредеса. Не только как от диспетчера «Зенита», но и просто как от человека. Симуляция Паредеса после стычки с Самедовым – настоящий позор.

Но позор – это не только про Паредеса, но и про тех болельщиков «Спартака», которые в начале второго тайма кинули файеры в штрафную Селихова. Вратарей москвичей ясно показывал, что задымление мешает ему нормально реагировать на мяч, но забить себе не дал.

«Спартак» победил и почти догнал «Зенит». После 11-го тура между командами было 13 очков. Теперь – всего 2.  

Лучший игрок этого дерби. Джикия – MVP

«С днем рождения, приезжайте еще». Глушаков опять издевается над «Зенитом»

Использованы данные Opta и InStat.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Григорий Сысоев; spartak.com