Города ЧМ-2018. Калининград
Мы продолжаем серию рассказов о городах, которые имеют представительство в первом российском дивизионе (ФНЛ), и которые попали в оценочный отчет ФИФА по заявке России на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. Этот текст о Калининграде.
Каждый из городов нашего списка в чем-то «самый». Калининград – самый западный город России. Это не простые слова. Он западнее Афин, всей Болгарии, Македонии, Румынии, Украины и Финляндии. 20 градусов восточной долготы. А вокруг – Евросоюз. Даже в как бы единую с Россией Белоруссию нужно попадать через Литву. И отчет ФИФА упоминает о том, что у города свое, собственное время, по отношению ко всей России – 3 часа от Гринвича, что на час ближе к Европе чем Москва.
Историческая справка говорит о том, что до 4 июля 1946 года город носил название Кенигсберг и долгое время был столицей германской провинции Восточная Пруссия. Последние немцы были депортированы из него в 1947-м, однако свое наследие городу они оставили навсегда.
Транспортную связь с исторической родиной Калининград сегодня поддерживает преимущественно опираясь на
1. Автобусное сообщение
Добраться из Калининграда автобусом можно до Берлина, Варшавы, т.д. и, естественно, в противоположном направлении. Можно не сомневаться, что многие туристы в 2018-м попадут сюда именно таким способом, учитывая плановую реконструкцию автодороги до Польши. Ну что ж, заглянем на автовокзал.
Это здание городского автовокзала. На сегодняшний день оно обслуживает в основном пригородные рейсы, международные автобусы приходят на собственную автостанцию компании «Кенигавто» (из-за коммерческого конфликта), которая имеет даже гостиницу с вот таким крыльцом.
Теоретически прибыть в Калининград из Германии, Швеции и Питера туристы смогут и при помощи парома. Но основная специализация Калининградского морского порта все-таки грузоперевозки.
Хотя развивать пассажирское сообщение, безусловно, стоит.
Не пышет гостеприимством для иностранных гостей и
2. Железнодорожный вокзал
Отчет ФИФА упоминает близость Калининграда к Варшавскому международному аэропорту и указывает на железнодорожное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом и столицей Польши. Однако на сегодняшний день поезда не пересекают российско-польскую границу, хотя к одному из перронов вокзала подходит колея европейской ширины, поэтому можно быть уверенными в том, что к 2018-му поезда вновь будут связывать город с Варшавой и Берлином, что подтверждает и отчет.
Ведь, действительно, многие туристы предпочитают путешествовать именно на поезде. Некоторые, как Деннис Бергкамп, панически боятся самолетов, другим комфортнее с бутылочкой пива внутри, чем за рулем автомобиля. Не стоит забывать и об обещании бесплатных услуг РЖД для обладателей билетов на матчи. Насколько колоритнее будет поезд №030Ч Калининград-Москва «Янтарь», когда в нем поедут, например, ирландцы с мексиканцами после зарубы в первом туре?
Прелесть! Дружеские стычки на перроне Вильнюса. Братание в вагоне-ресторане под селедку под шубой. А представьте остановку данного поезда на станции Жодино или Борисов при следовании через Беларусь! «Каму пырашки, пива?» Атрибутика, выпущенная ведущими фабриками Витебска и Бреста! Рубашки, носки – за белорусские рубли и за евро. Только из-за этого поезда Калининград должен принять мундиаль, иначе Литва с Белоруссией совсем на нас обидятся.
А как обстоят дела для размещения в городе этой веселой компании перед матчами?
3. Гостиницы
Пока ФИФА насчитала только 2000 подходящих номеров. Несомненно, учитывались номера не только в гостинице международной автостанции, но и в гостинице «Рэдиссон».
«Radisson Kaliningrad» имеет статус 4 звезды. Средняя цена номера подобного класса отчетом ФИФА определена в 130 долларов. Этот уровень для российского четырехзвездника не является для международной федерации догмой, для Москвы эта планка поднята до 400 USD.
Есть в городе и отель высшего уровня, 5 звезд - Triumph Palace Hotel.
Здесь можно найти двухместный номер за 750 долларов. Есть гостиницы в историческом стиле, такие как Heliopark Kaiserhof.
Кроме того, имеются в городе гостиницы и двух-, трехзвездные, как говорится, на любой вкус, но, тем не менее, для того, чтобы принять матчи группового этапа необходимо построить еще минимум 1000 комнат, а лучше, 2000.
4. Стадион
Очень важно увидеть своими глазами домашнюю арену ФК «Балтика» – стадион «Балтика».
Дело в том, что его строительство началось по инициативе почетного жителя Кенигсберга, банкира и доктора наук Вальтера Симона в, аж страшно сказать, 1892 году. Вдумайтесь, только через 4 года состоятся I Олимпийские Игры в Афинах, спортсмены от России будут участвовать в них лишь с 1908 года (по причине недостатка средств и слабого развития спортивных дисциплин), а здесь уже закладывают стадион! И с 1905-го по 1929 год «Вальтер-Симон-Платц» являлся домашней ареной для VfB Koenigsberg (осн. в 1900-м) – флагмана футбола Восточной Пруссии. С его достижениями можно ознакомиться тут. Более того, сборная Германии провела здесь две встречи, в октябре 1935-го с Литвой (3:0, 12000 зрителей) и в августе 1937-го с Эстонией (4:1, 14000 зрителей).
Стадион уцелел в вихрях первой и второй мировых войн, и после прихода Советской власти был отремонтирован, получив идеологически выдержанное название «Пищевик», а с 1957-го - современное «Балтика».
Поэтому очень хорошо, что комиссия ФИФА приняла решение о невозможности строительства арены к ЧМ-2018 на этом месте, так как разместить ее со всей инфраструктурой здесь просто негде. После осмотра несколько площадок, которые соответствовали бы требованиям будущего строительства, идеальным вариантом был признан остров в устье реки Преголи, на берегах которой и расположен город. Сейчас у калининградцев есть только макет позолоченной арены, нет даже проекта, не говоря уже о смете, но мудрый отчет ФИФА сообщает нам стоимость работ – 210 миллионов долларов под гарантии правительства РФ. Все сыты и бывший «Пищевик» цел.
Вот и хорошо. Но где же будут гулять будущие гости Калининграда? В основном там, где будет
5. Фан-зона
ФИФА в своем отчете определяет будущую дислокацию громкоголосых гостей на острове Канта, в самом центре города. Это небольшой остров, соединенный с другими частями города тремя мостами, через него проходит Ленинский проспект (коммунисты, в общем, уважали Канта) и кроме исторического символа Калининграда – Кафедрального Собора – на нем располагается только парк.
Собор уникален. Мало того, что ему почти 700 лет, так он смог уцелеть после ковровых бомбардировок центра города англичанами, в августе 1944-го, и даже при чутком руководстве городом коммунистической партии СССР, когда прусское наследие всячески искоренялось. При жеребьевке финальной части просто необходимо отправить в Калининград сборную Германии!
Конечно, фанатам будет тесновато в границах старой и новой Преголи, омывающих остров, и они наверняка посетят и площадь Победы.
Еще в городе есть Центральная площадь, но в данный момент она замечательна только своим долгостроем – Домом Советов. Ну чем не Восточный Берлин до 1990-го?
Определенно, жребий должен учесть чаяния немцев!
6. Общественный транспорт
Гандикап немецкой промышленности перед российской отражается на городской истории. Трамвайная сеть Калининграда/Кенигсберга является самой старой на территории современной РФ, с 1895-го. Но на сегодняшний день городская сеть сократилась до 3-х маршрутов. Зато есть «трамваи-гармошки».
А как живописно трамвай проезжает под Бранденбургскими воротами!
Теперь о троллейбусах. Их привезли в Калининград тоже немцы. Печально, но местная троллейбусная сеть возникла в период фашистской оккупации нашей Родины и являлась куском физически удаленной части киевской сети, включая контактные провода и сами машины. Добавились только новые немецкие сиденья и занавески. Длилось сие благоденствие года два, до штурма города советской армией. После этого троллейбуса не было в городе до 1975-го. Сейчас функционирует 5 маршрутов.
Интересным моментом является то, что при дефиците подвижного состава по всем троллейбусным маршрутам организуется движение автобусов большого класса МКП «Калининград-ГорТранс». Такое «ноу-хау». Ждешь троллебус №7, а вместо него приходит автобус с той же вывеской. Не зря Козьма Прутков заранее предостерегал гостей столицы янтарного края «не верь глазам своим»!
Наверное поэтому официальный отчет ФИФА признает систему городского транспорта Калининграда как «приемлемую», хоть и уступающую более крупным городам заявочного списка.
7. Достопримечательности
Главной достопримечательностью Калининграда является его нетипичность как российского города. Историческое прошлое прусского города-крепости перемешано с архитектурой периода построения развитого социалистического общества. Вот это – Королевские Ворота:
А это – мэрия:
Подробнее ознакомиться с видами города можно здесь и здесь. Еще в городе есть прекрасный зоопарк, думается, что будущие гости с удовольствием приобщаться к местным представителям флоры и фауны.
Но как же спортивная жизнь города? Где, кроме стадиона «Балтика» бьются за очки и овации зрителей, да и просто занимаются спортом?
8. Спортсооружения
Их крайне мало. Волейбольный клуб города «Динамо-Янтарь» играет на арене ДС «Янтарный», который недолюбливают энергетики, и который находится на окраине города. Пока отключен только сайт.
Его открытие прошло относительно недавно, в октябре 2009-го, остальная же городская спортивная инфраструктура значительно отстает. Стадион «Локомотив», например, тоже был построен немцами, и на нем проходят некоторые городские мероприятия.
9. Аэропорт
Связь с другими городами ЧМ-2018 Калининград будет держать через Москву, зато местный аэропорт «Храброво» уже сейчас имеет широкие возможности для приема самолетов и международный терминал. Еще бы, до границы с Польшей 40 км.
До центра Калининграда от аэропорта 21 км. К аэропорту подходит тупиковая железнодорожная ветка, однако она не используется для пассажирских перевозок. Теперь есть все шансы запуска пассажирского поезда-аэроэкспресса. И не только это ожидает в светлом будущем «Храброво». По сведениям из отчета ФИФА, глобальная модернизация аэропорта закончится к 2018-му, после чего его пропускная способность будет увеличена до 7 млн человек в год (в том числе до 12000 пассажиров за 10 часов до и после матча на период ЧМ-2018). Имейте в виду, что за 2009-й воздушные ворота Калининграда обслужили 1 357 000 пассажиров. Значительный прирост, не правда ли?
А теперь посмотрим, о чем эти условные 12000 человек после посещения каждого матча в Калининграде, помимо футбола
10. Будут говорить
– Янтарная комната. Калининграду необходимо устроить специальную компанию по привлечению туристов, в основе которой будет лежать история о подземных городских лабиринтах где некоторые внезапно видели предметы из утерянной «Янтарной комнаты» (см. Лох-Несс).
– БМВ. История о «Желтой Ладе Калине» не для Калининграда.
Гид: «Dear visitors, this is a plant of cars».
После паузы: «Уи мэйк Би-Эм-ДаблЮ»!
– АЧС. Любой желающий пользователь сети может сегодня зайти на сайт городской администрации Калининграда и ознакомиться с «Памяткой населению Калининградской области по профилактике заболевания африканской чумой свиней». Эта справка оттуда же, дословно: «Африканская чума свиней (АЧС) – это острое вирусное зоонозное заболевание с 95-100-процентной смертностью домашних и летальностью диких свиней. Человек данным заболеванием не болеет».
Вот так. Задолго до появления на балтийском берегу человека с вувузелой здесь борются с этой заразой не разделяя ее летальность и смертность!
– Пиво «Балтика». По трагическому стечению обстоятельств (закон «О рекламе», действует с 1.06.06) местный футбольный клуб лишился могучего спонсора. Ах, какой мог быть у них роман, а вышло, что так, поцеловались пару раз, да и только. Представьте, VFB «Holsten», или FC «Guiness». И нельзя!!!
А гости испробуют, точно.
– Иммануил Кант. Самый, самый, самый известный горожанин. Практически всю жизнь провел здесь, родился и умер. Любой может погулять вдоль Верхнего пруда, где в детстве бегал будущий философ «маленький, с кудрявой головой».
Одна из сентенций Канта: «Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись». Стоит поздравить ФИФА с разумным выбором от 2.12.2010, ведь посетив этот город, любой может стать философом, хотя бы на недельку!
Welcome to Kaliningrad!
П.с. Расскажите в камментах, каким Вы видели Калининград!
Так происходит в попытках диалога практически со всеми блогерами тут.
От Навоши до Филибастера.
Все хотят елея и плюсов.
Задолбало. (
Калининград конечно же красивый город. Как и вся наша страна!
Пиво «Балтика» явно не к месту. Уж в Калининграде-то наоборот, нет недостатка в качественном европейском пиве.
Это бред чей-то, так как автобус №7 существует и имеет другой маршрут... Просто отписка чинуш