9 мин.

Дмитрий Аленичев: «Что-то мы делаем неправильно, нужно менять систему»

Дмитрий Аленичев, один из самых титулованных российских футболистов, в ноябре прошлого года перешел на тренерскую работу и возглавил юношескую сборную России 1993 года рождения. Теперь победитель Кубка УЕФА и Лиги чемпионов в составе «Порту» должен воспитать поколение игроков для национальной команды 2018 года. В интервью «Радио Зенит» Аленичев рассказал, что нужно сделать для победы на домашнем мундиале.

- Как вы восприняли новость о победе заявки России на чемпионат мира-2018?

– Это было для меня неожиданно и очень приятно. Я хорошо помню тот момент: я был в самолете, который летел из Парижа в Москву и буквально перед самым взлетом мне позвонили и сказали, что мы выиграли. Честно говоря, я был удивлен, но удивлен приятно. Прямо в самолете и отметил это событие — выпил бокал шампанского с коллегами.

- Сергей Фурсенко поставил задачу выиграть домашний чемпионат мира. Страна ждет как минимум достойного результата. Что нам в первую очередь нужно изменить, чтобы хорошо выступить на турнире?

– Во-первых, я считаю, что Фурсенко правильно ставит перед всеми нами максимальные задачи. По-другому ничего не добиться. Что сейчас нужно делать? Уделять огромное внимание детскому футболу, поскольку через восемь лет состав национальной сборной обновится почти на сто процентов. Для нас очень важны юноши, которые сейчас играют в команде 1993 года рождения, ребята чуть младше, чуть старше. Вот с ними надо очень плотно работать, нужно предоставить им хорошие условия для тренировок. Очень важно сейчас — создать инфраструктуру: строить новые комплексы, стелить поля, возводить стадионы. Причем мы должны делать это не только в Москве и Петербурге, но и в других регионах, по всей России. Я уверен, что это принесет свои плоды к 2018 году.

- То есть главное — это инфраструктура?

– Ну и кадры, конечно. Сейчас нужно заниматься поиском тренеров, которые подготовят футболистов к чемпионату. На данный момент у нас недостаток квалифицированных специалистов в детском и юношеском футболе. При этом хорошие тренеры, с большим опытом у нас есть. И нужно сохранить их, создать им благоприятные условия для работы.

- В 2018 году костяк сборной, как вы уже сказали, будут составлять как раз игроки 1993 года рождения, то есть ребята из вашей команды. На ваш взгляд, какова самая серьезная проблема юношеского футбола в России?

– Есть талантливые игроки, их очень много. Но вокруг них крутятся агенты, они предлагают сумасшедшие контракты, мешая ребятам развиваться. Многие молодые футболисты, когда начинают получать серьезные деньги, снижают к себе требования, забывают о футболе и останавливаются в росте. Да, они должны зарабатывать хорошо, я только за. Но при этом они обязаны отрабатывать эти деньги, каждый день демонстрировать, что они достойны хорошей зарплаты. Так что необходимо оградить молодежь от влияния агентов, в последнее время они ведут себя очень нагло, во многом из-за них мы теряем целое поколение. Не допустить этого должны родители игрока и его тренеры.

- У вас огромный опыт побед, вы единственный российский футболист, побеждавший на двух главных кубковых турнирах. Как воспитать игрока-победителя?

– Я только начал работать, не считаю себя большим специалистом в этой области. В России есть отличные тренеры, специалисты по юношескому футболу, я многих из них знаю. Только вот почему-то от них избавляются, для меня эта ситуация — загадка. Почему-то у нас не находится работы для тех тренеров, которые имеют огромный опыт работы с молодежными и юношескими сборными СССР, которые выигрывали чемпионаты мира и Европы.

- За последние годы наши молодежные и юношеские сборные не добивались успехов на международной арене. Единственное исключение – победа в 2006 году команды Игоря Колыванова на чемпионате Европы до 17 лет. С чем это связано?

– Да, та сборная тогда выиграла. Но вот еще одна проблема — очень мало футболистов из этой команды сейчас играют в премьер-лиге. Видимо, у ребят закружилась голова, посчитали, что уже всего достигли. Это то, о чем я говорил только что: снизили к себе требования, подумали, что имеют право тренироваться вполсилы, что все у них пойдет по накатанной. Но футбол такого не прощает. Что касается причин наших неудачных выступлений на международной арене, то мне здесь трудно судить. Очевидно, что что-то мы делаем неправильно, что нужно менять систему. Думаю, Сергей Фурсенко как раз и пришел на пост президента РФС для этого. А начинать надо с инфраструктуры в юношеском и детском футболе. Я видел, в каких условиях тренируются мальчишки за границей. Там все на порядок качественнее. Но я рад, что сейчас и в России начинают понимать: без детского футбола нам и рассчитывать не на что ни в 2018, ни в 2022 году, никогда. Как только создадим условия, в футбол придет больше детей, всем же хочется тренироваться в комфорте. Потом количество перерастет в качество, и мы начнем развиваться, как Голландия или, например, Испания.

- Можно ли добиваться успеха во взрослых соревнованиях, не побеждая на юношеских?

– Мне кажется, здесь главное — это стабильное участие в международных турнирах. Не хотелось бы, чтобы получалось следующим образом: основная национальная сборная завоевывает бронзу чемпионата Европы, а молодежные и юношеские команды даже не попадают в финальную часть соревнования. По инициативе Фурсенко, все тренеры сборных разных возрастов сейчас находятся в тесном контакте, мы постоянно общаемся, проводим семинары. И я очень рад этому.

- Контактируете ли вы с наставниками молодежных составов клубов?

– Конечно. Правда, не всегда я нахожу понимание. Некоторые тренеры не хотят отпускать своих игроков в сборную. Я их понимаю: вдруг случится травма или футболист устанет от слишком большого количества матчей. Но приоритетом сейчас должна быть именно сборная. И клубы обязаны отпускать туда своих игроков.

- Вы без сомнения следите за российской премьер-лигой. Вы видите сейчас в чемпионате талантливых молодых футболистов?

– Их очень мало, к сожалению. И я поддерживаю введение лимита на легионеров: не было бы его, у нас в командах играло бы 80% иностранцев. Да и сейчас молодым игрокам тяжело пробиться в основу команды, во многом это связано с тем, что клубу легче купить сильного исполнителя на ту или иную позицию. Я смотрю наш чемпионат очень внимательно и сейчас у нас молодых ярких звездочек — раз, два и обчелся.

- Кого вы бы назвали в первую очередь?

– Дзагоев — с ним, прежде всего, связаны надежды, именно он должен стабильно заиграть в основном составе сборной. Щенников — очень хороший парень. Кокорин — суперталант, но пока не может раскрыться до конца. Но этого мало, особенно по сравнению с ведущими европейскими футбольными державами. И, казалось бы: у нас огромная страна, а футболистов для национальной команды еле-еле находим.

- Среди игроков вашей команды 1993 года рождения есть молодые дарования?

– Есть. Но я не буду называть конкретные фамилии, прочитают это интервью и успокоятся, подумают, что достигли потолка. Есть звездочки, три-четыре футболиста, действительно способные стать основными игроками сборной 2018 года.

- Как нужно работать с таким молодым дарованием? Потому что им уже сейчас все уши прожужжали про домашний чемпионат мира.

– И хорошо, так и будет, и давление будет усиливаться. Здесь один совет — упорно работать. Я уверен, что сейчас каждый мальчишка, в том числе и из моей команды, мечтает сыграть на этом мундиале. Я каждый день им говорю: вы этого хотите, но одного желания мало. Нужно иметь трудолюбие и характер. Без характера они не то что в сборную, они в команду премьер-лиги не попадут. На одном мастерстве далеко не уедешь. А вот совокупность мастерства, трудолюбия и характера — это залог успеха, считайте, вы уже в национальной сборной.

- Перед тренером молодежного состава любого клуба стоят вполне понятные задачи: подготовить игроков для основы. Какие задачи стоят перед тренером юношеской сборной России?

– Нам, в свою очередь, нужно подготовить ребят в молодежную сборную. Плюс есть свои актуальные задачи. Для меня это выигрыш юношеского чемпионата Европы 2012 года. Именно эту цель я поставил перед своими футболистами. Возможно, она показалась им чем-то нереальным, но в таком случае они сильно ошибаются. Я им прямо сказал: мы должны достигнуть максимума. Если кто-то считает, что это невозможно, лучше тогда уйти из команды, чтобы попусту не тратить времени. Я тоже когда-то думал, что победить в Лиге чемпионов — это что-то запредельное, но у меня получилось. По своему опыту могу сказать: без больших задач и амбиций побед не будет.

- Что вы ставите во главу угла: результат или воспитание хорошего футболиста?

– И то, и другое. От результата мне в любом случае никуда не деться — мою работу оценивают именно по степени успешности выступления сборной. Я не тренер клуба премьер-лиги, у меня нет 30 матчей и возможности для маневра. Я должен побеждать в каждом поединке, и об этом я ребятам тоже говорю. При этом я обязан научить их играть в футбол. Я сам получал от этого большое удовольствие и хотел бы, чтобы они дышали тем же, чем я дышал тогда. Ну и конечно, мне нужно привить им психологию победителей. Сейчас я вижу, что некоторые ребята неправильно относятся к поражениям, думают: а, ерунда это все. А переживать нужно. Я не призываю зацикливаться на поражении и месяц ходить с понурой головой. Надо попереживать, сделать для себя выводы, поработать над ошибками и идти дальше.

- Вы видите команду не так уж и часто. Вам хватает времени на обучение?

– Нет, времени совсем не хватает. Но я не могу с этим ничего сделать, у нас есть календарь и график. Но на это и есть клубные тренеры, они тоже должны учить и воспитывать. Игрок все-таки большую часть своего времени проводит именно в клубе.

- Сейчас некоторые клубы России создают юношеские академии по европейским образцам. Руководят такими структурами иностранцы. Как вы к этому относитесь?

– Скажу коротко: нужно посмотреть биографию этих специалистов. Если они в той или иной стране добились успеха, то почему бы их не пригласить в Россию. Положительный зарубежный опыт нам не помешает, а пойдет только на пользу. Но мне кажется, что и в России есть достойные опытные люди, способные руководить академиями.

- Давайте попытаемся смоделировать сборную России образца 2018 года. Сколько лидеров должно быть в успешной команде? Один или больше?

– Пусть будет 11 лидеров на поле, это нормально. Хорошо, когда есть один человек, способный повести за собой остальных. Ну а если таким качеством будет обладать каждый игрок команды, то мы будем непобедимыми. Чего я искренне желаю.

- Вы сами играли в сборной до 33 лет. Насколько важен в сборной опытный ветеран?

– Дядька в команде очень важен, это касается не только национальной сборной, но и любого футбольного клуба. В 1996 году «Спартак» Ярцева называли командой детского сада. Но у нас был свой дядька, Сергей Горлукович. Именно он нас объединил, благодаря ему мы выиграли тот чемпионат. Обязательно нужен человек, который стал бы примером того, как вести себя на поле и за его пределами.

- Лидеру сегодняшней сборной Андрею Аршавину к 2018 году будет 36 лет. Можно ли, на ваш взгляд, на него рассчитывать на домашнем чемпионате мира?

Почему нет? Если он будет в хорошей физической форме, если будет стабильно играть за свой клуб, то опыт Аршавина обязательно пригодится.