«Краснодар» снова проиграл конкурентам в чемпионате России
Еще недавно «Краснодар» принимал дома «Зенит» в качестве одного из главных преследователей питерцев, а теперь встречался с ЦСКА в борьбе лишь за третье место. Григорий Ефимов анализировал центральный матч тура в РФПЛ.
РФПЛ, 13 тур. "Краснодар" 0:1 ЦСКА
"Краснодар" 88. Синицын 6. Гранквист 26. Грицаенко 30. Шишкин 98. Петров 8. Газинский 33. Перейра 27. Ристич 7. Вандерсон 16. Классон 10. Смолов
ЦСКА 35. Акинфеев 6. А. Березуцкий (1) 14. Набабкин 4. Игнашевич 42. Щенников 2. Фернандес 66. Натхо 8. Миланов 89. Кучаев 11. Витиньо 99. Оланаре
Совершенно по делу уступив и «Зениту» дома, и «Арсеналу» в гостях, подопечные Игоря Шалимова собственноручно перечеркнули три победы подряд в чемпионате и движение к вершине. Матч с обескровленными армейцами должен был показать, готовы ли «быки» вернуться в гонку за лидерами. Однако даже в такой игре «Краснодар» оказался раздираем внутренними противоречиями и не добился нужного результата.
Состав и схемы
Практически все козыри были на стороне «Краснодара». ЦСКА приехал к ним в гости совсем ослабленным — без Дзагоева, Головина, Василия Березуцкого и Васина, а также с не до конца вылечившимся Вернблумом. В итоге швед все же попал в заявку на матч, но на поле так и не появился. То есть команда, и без того не способная похвастать длинной скамейкой, осталась без пяти игроков основы.
Гончаренко пришлось в срочном порядке латать дыры. И если у Березуцкого есть брат-близнец, то у Васина его нет, из-за чего в центр обороны был переведен Набабкин. В центр поля игроков собирали с миру по нитке так, чтобы поменьше молодежи было в составе. При этом пару Витиньо в атаке неожиданно составил Оланаре.
У хозяев же потерь было всего две, и одна из них была довольно существенной. Не смог сыграть Рамирес — эквадорский защитник еще 11 октября играл против Месси и компании за Эквадор и просто не успел восстановиться после возвращения. Впрочем, эту потерю трудно назвать ключевой — пока Рамиреса нельзя считать железным игроком основного состава «Краснодара».
А вот потеря Каборе из-за красной карточки, полученной в Туле, гораздо более весома для краснодарцев. Шалимов, предпочитающий играть в два опорника, обычно проблемы с травмами и дисквалификациями в этой зоне решал переводом туда Шишкина или Ристича. Однако на этот раз он, видимо осознавая проблемы ЦСКА, решил действовать более агрессивно и предпочел схему с единственным опорником — Газинским. Пару атакующих полузащитников составили Классон и Перейра, а на правый фланг атаки внезапно вышел Ристич.
Игра «Краснодара» в атаке
«Краснодар» практически не испытал проблем с перестроением на схему 4-3-3 — в основном потому, что команда толком и не перестроилась. Лишь в обороне Перейра и Классон выполняли примерно одинаковую работу, а оборонялся «Краснодар» довольно редко. В атаке же их функции кардинально отличались — Классон поднимался в одну линию к Смолову и делал рывки за спину обороне гостей, а Перейра опускался к Газинскому для розыгрыша мяча.
Игра уругвайца в оттяжке благотворно сказалась на атакующих действиях команды. Каборе тоже хорошо двигает мяч, но Перейра гораздо лучше видит поле, чаще обостряет игру, чувствует темп команды. Кроме того, он может находить пространство ближе к воротам соперника и обострять из более высоких позиций. В итоге он стал самым опасным игроком хозяев в матче — на счету Перейры 8 ключевых передач и 19 передач в штрафную. Конечно, не все эти пасы дошли до своих адресатов, но от него исходила постоянная угроза передачи за спину, и ЦСКА вынужден был жаться к своим воротам.
Перейра из полуфланговой зоны делает заброс в штрафную на открывание Классона
Такая низкая «посадка» гостей — результат не только игры «Краснодара», но и кадрового дефицита ЦСКА. В оптимальном построении армейцы в более атакующем стиле прочитывают расстановку 3-5-2 — для этого есть сильная тройка защитников и выжигающий опорную зону Вернблум. Когда же справа в тройке выходит не приспособленный к этой роли Набабкин, а страхующий полузащитник — медленный и маленький Натхо, то логично попытаться сузить пространство, уменьшить расстояние между линий и отдать инициативу сопернику. Что ЦСКА и сделал. Но работала такая стратегия не всегда в первую очередь из-за проблем команды на подборе.
«Краснодару» удавалось посадить гостей к воротам, двигать мяч по ширине и использовать полуфланговые зоны для передач в штрафную. С большинством этих забросов ЦСКА справлялся достаточно легко. Проигрывать верх у своих ворот команда начала лишь в концовке, когда хозяева перешли на навал, и в атаку ушел Гранквист. До этого центральные защитники армейцев выиграли три четверти верховых единоборств, и весь второй этаж в штрафной гостей был под их контролем.
Но после выноса у ЦСКА очень редко получалось зацепиться за мяч. Из-за низкого расположения полузащиты большинство выносов оказывались в зоне действия игроков полузащиты «Краснодара», и хозяева показали феноменальный результат — 44 подбора на чужой половине поля (в среднем команды в РФПЛ делают по 25 подборов на половине поля соперника). Больше других отличился тот же Перейра — на его счету 10 подборов. И все начиналось сначала — розыгрыш по ширине поля, глубокая посадка гостей к воротам, передача в штрафную.
Перейра подбирает мяч в пустой опорной зоне ЦСКА после выноса и сразу возвращает его в штрафную
Перейра действовал чуть ближе к правому флангу атаки и такие показатели по подборам, в том числе, вина его прямого оппонента — Константина Кучаева. Молодой полузащитник ЦСКА явно чувствовал себя не в своей тарелке при постоянной игре в обороне — все-таки он игрок более атакующего склада. И оказался он против Перейры довольно случайно.
Начинал армеец ближе к своему правому флангу, но когда «Краснодар» начал на этот фланг давить, то оказалось, что подбор игроков у ЦСКА там не самый подходящий. И если на Фернандеса Гончаренко всегда может положиться, то связка Набабкина и Кучаева на не родных позициях быстро была использована хозяевами в своих целях.
Трое армейцев встречают Вандерсона, но ни Набабкин, ни Кучаев не перекрывают линию паса на Классона
Гончаренко принял решение поменять местами Миланова и Кучаева, чтобы заткнуть дыру справа, но в лучшую сторону на игре Кучаева это не сказалось. Полузащитник был очень пассивен при игре в обороне и явно не успевал за развитием событий. За 73 минуты на поле он вступил всего в два единоборства в защите (оба проиграл) и сделал лишь один подбор. Неудивительно, что Перейра получал столько свободы в атаке. Тем не менее, далеко не всё в атаках «Краснодара» было так безоблачно.
В первую очередь откровенно выпадал правый фланг. Ристич, конечно, довольно универсальный игрок, но только Шалимов додумался поставить его правым вингером. И логично, что серб на этой позиции потерялся. Он может выступать на такой позиции слева, где ему можно двигаться в строну лицевой и использовать свою технику на скорости, но справа, на позиции инвертированного вингера, смещения в центральную зону ему откровенно не удавались, отчего — проигранная борьба (всего два выигранных единоборства из 15) и частые потери. Игрок чувствовал себя не в своей тарелке, постоянно ошибался, и в конечном итоге именно он упустил подключение Березуцкого в голевом эпизоде.
Игра «Краснодара» в обороне
Не все хорошо было у хозяев и при ведении оборонительных действий. И здесь потеря Каборе оказала серьезное влияние на ход матча. Во-первых, сыграл свою важную роль выход Оланаре в старте. Нигериец хоть и часто проигрывал борьбу в атаке, но все-таки выполнял громадный объем двигательной работы, предлагал себя партнерам, цеплялся за мяч, подыгрывал Витиньо. Бразилец обычно располагался рядом с центрфорвардом, и нередко они оставались вдвоем против центральных защитников соперника.
Присутствие на поле быстрого, жесткого и неуступчивого Каборе позволило бы «Краснодару» накрывать эту связку за счет его быстрых возвращений в оборону. А неторопливый Газинский в большинстве эпизодов не успевал помочь партнерам, и парочка мобильных нападающих гостей выходила на оборону соперника, заставляла ее пятиться и наносила удары из пределов штрафной без сопротивления. Всего на счету Оланаре и Витиньо 12 ударов по воротам соперника. И если нигериец часто бил из не самых выгодных позиций, то у Витиньо было как минимум три голевых возможности.
Оланаре и Витиньо разыгрывают двоечку перед обороной соперника. Оланаре хорошим пасом выводит партнера на ударную позицию
Армейцы организуют атаку фактически 4 в 4, «Краснодару» в данном эпизоде не хватает волнореза, чтобы ее остановить
Плюс, конечно, в целом игра у «Краснодара» в обороне недостаточно отлажена — есть большой перекос в сторону атакующих действий из-за большого количества игроков группы атаки. Они в этом матче действовали в обороне либо слишком мало (как Вандерсон — всего два единоборства), либо слишком плохо (как Ристич и Жоаозиньо — одно выигранное единоборство из 10 на двоих).
Присутствие на поле Каборе уравновешивало бы соотношение как в количественном, так и в качественном плане — африканец выполняет большой объем работы и пашет в обороне за партнеров. Без него же полузащита краснодарцев выглядела слишком мягкой. Наглядный пример — эпизод перед голом, когда никто даже не попытался накрыть подачу Фернандеса.
Трое игроков хозяев перед Фернандесом, но у него есть время подработать мяч и исполнить подачу
Замены Шалимова
Свою ошибку с выходом Ристича на фланг атаки Шалимов осознал уже в перерыве, но, возможно, следовало не менять его на Жоаозиньо, а передвинуть серба в центр поля — укрепить середину и дать больше свободы Перейре. А сам по себе выход натурализованного бразильца на фланг ничего не дал — да, он лучше чувствовал себя с мячом, не терял его и не допускал грубых ошибок, но и остроты никакой не создал.
Лишь выход Лаборде на последнюю 15-минутку стоит занести Шалимову в плюс. Колумбийский нападающий действовал в манере классического вингера и не просто смещался в центр, а делал рывки к воротам под забросы из глубины. Причем делал их не широко по флангу, а в зону между Щенниковым и Березуцким. Для Щенникова, который в целом до этого справлялся с оппонентами, такое развитие событий стало сюрпризом. Плюс на этот фланг перешел Петров, который, наконец, смог подключаться к атакам до лицевой — на левом фланге ему как правше делать это очень неудобно. В итоге последняя четверть часа полностью осталась за хозяевами — 9 ударов по воротам и несколько голевых моментов, пришедших именно с правого фланга атаки.
Лаборде получает заброс от Перейры из глубины и выкатывает мяч во второй темп под удар Классона
Невезение или неумение?
Однако этого оказалось недостаточно для того, чтобы вырвать у ЦСКА хотя бы ничью. Думаю, Гончаренко перед матчем на ничью бы согласился, но все сложилось для его команды куда удачнее. Да, безусловно «Краснодар» достаточно много создал, и мог претендовать на большее. Именно этим объясняются слова Шалимова и игроков после матча о невезении и несправедливости поражения. Но невезение — слишком простое объяснение для феномена команды из Краснодара.
Из трех матчей против топ-клубов «Краснодар» проиграл все три, и при этом не забил ни одного гола. Причем первые два матча, со «Спартаком» и «Зенитом», команда проиграла совершенно по делу, а в матче с полурезервным составом ЦСКА могла зацепиться разве что за ничью — у гостей тоже хватало моментов для того, чтобы увеличить разницу в счете.
Если посмотреть еще шире, на всю первую восьмерку, из которой «Краснодар» не играл только с «Локомотивом», то мы увидим ужасающую для команды Шалимова картину. Всего одна победа в шести матчах (в гостях над «Ахматом»), разница мячей — 4-8, три мяча забиты как раз в победном матче в Грозном. Удручающая статистика, и ни о каком невезении не может идти и речи.
Подопечные Шалимова явно психологически не готовы играть против команд даже равного класса, не говоря уже про более сильные коллективы. Именно психология определяет плохую реализацию моментов. Гол — это всегда стечение множества обстоятельств, и никто не может утверждать, что уверенность в себе не играет роли в решающем ударе. Уверен, что играет, и очень важную, может быть даже определяющую.
Для большинства специалистов, в том числе и футбольных, психология остается часто загадкой — ее не видно на футбольном поле, ее никак нельзя посчитать. Поэтому проще про плохую психологическую подготовку команды не упоминать, а списать все на неуправляемый фактор — невезение. С этой мыслью всем легче жить. Но только вот прогресса в таком случае ждать не стоит. И «Краснодар» будет ожидаемо обыгрывать команды из второй половины таблицы, и каждый раз ему будет «чего-то не хватать». Везения? Или…
В материале использована статистика компании InStat