Один за всех
В комментариях к заметкам, подобным этой, принято называть такое писательское творчество изящным словом «высер». Что ж, против данной формулировки я лично ничего не имею, в конце концов все мы живем в то время, в котором смысл и значение слов как таковых подчас вывернуты и извращены до предела. И в конечном итоге многие действительно важные и значимые слова затерлись и обесценились. Лицемерие и подмена понятий – вот основа не только информационной «картины мира», но и зачастую обыкновенных человеческих отношений. Собственно, об этой ситуации, применительно к футболу, конечно, я и попробую написать. Скажу сразу – все это есть исключительно мое субъективное мнение, мнение болельщика и гражданина своей страны.
Итак, совсем скоро российские клубы ждут еврокубковые матчи. Не буду утомлять вас скучными, завязшими в зубах псевдожурналистскими штампами типа: «в этом году на европейской арене нашу страну будут представлять…», потому что – стоп! В этом и есть уже первая на сегодня подмена понятий: все клубы в европейских (равно как и в мировых, вроде клубного чемпионата мира) соревнованиях представляют, прежде всего, самих себя, своих футболистов, своих тренеров, своих болельщиков, свой город, в конце концов, и только в N-нную очередь – государство, страну, в чемпионате которой они выступают. И так везде и во всем! Мы, страна самых высоких заборов, живем в мире стертых границ. Практически все вокруг нас – межнациональное, транснациональное и интернациональное. Как по мне, во всем видеть «наше» и «не наше» - рудимент советского сознания. Допустим, говорить, что режиссер Серебренников на каком-нибудь международном фестивале представляет российскую (а то и русскую!) культуру – самое настоящее лицемерие (тем забавнее наблюдать как его прогрессивные, по их собственному мнению, защитники пользуются замшелой совковой терминологией). Он, как и любой другой, представляет себя, своих единомышленников и соавторов и то направление в искусстве, которое, в силу своих ума и таланта, он выбрал. Это все равно, что рвать глотку в крике «Русские, вперед!» на матче, допустим, «Спартака» и «Зенита». Патриотично? Наверное. Только бессмысленно.
И вот мы уперлись в понятие «патриотизм». Может ли быть некий патриотизм, солидарность (не очень подходящее слово, но лучше все равно не придумаю) в клубном футболе? Повторю, речь не про сборную, для меня, как и для многих, это – отдельная команда, за которую я (несмотря ни на что) переживаю (и которую критикую, конечно) и буду переживать, вне зависимости от того, сколько футболистов любимого клуба в нее вызваны (и вызваны ли вообще). Скажу сразу, я, болельщик «Спартака», не могу заставить себя даже просто поддерживать ЦСКА, «Зенит» или «Локомотив». Мне не нравятся ни те, ни другие, ни третьи. Даже если бы я написал, что выступление всех российских команд в еврокубках для меня одинаково важно, это было бы неправдой и лицемерием. В то же время я, как болельщик, не нуждаюсь в поддержке со стороны «армейцев» или «питерцев». Пожалуйста, болейте за своих, мне все равно. Просто не нужно привязывать к этому «георгиевскую» ленточку своего превратно понятого «патриотизма».
Политика, хотим мы этого или нет, стала частью нашей повседневной жизни. Причем само слово «политика» намеренно и сознательно определяется и понимается у нас как политика исключительно внешняя: есть некие «мы» и есть некие «они». И «гибридные» слова о том, что спорт вне политики суть то же лукавство вроде «наших американских (европейских, украинских и т.п.) партнеров/друзей» из уст членов нынешнего политбюро. Безусловно, спорт и политика и сейчас, и раньше – сущности одного порядка, спорта без политики не бывает, но спорт – это не война. «Футбол есть футбол», как писали Стругацкие. Так могут ли в клубном футболе некие национальные чувства быть выше собственных многолетних клубных пристрастий? Очки рейтинга? Но зарабатывание очков для страны не есть цель для футбольного клуба, цель – это движение вперед по турнирной сетке, все просто. Разговоры об «общей копилке» - чистое лукавство. Все работают на самих себя, даже если напрямую не декларируют это. Помните мерзкие слова Гинера о «Ростове» после их серебра в ЧР? Вот это каминг-аут лицемера называется. Все разговоры о введении/отмене лимита на легионеров исключительно для пользы сборной – лицемерие, прикрывающее клубный (читай, шкурный) интерес. Накупим аргентинцев, чтобы повысить уровень российских футболистов? Да-да, конечно. Введем налог на иностранных тренеров, чтобы поддерживать своих, доморощенных? Ну, естественно! Отличная идея.
И последнее. У нас с некоторых пор принято свои умопомрачительные «законодательные инициативы» прикрывать фиговым листом некоего «международного опыта». Так вот представить как условный болельщик «Эвертона» болеет за «Ливерпуль» в матче ЛЧ со «Спартаком» я не могу. Уж извините, фантазии не хватает. Или патриотизма.
P.S. И напоследок красивая песенка, что называется, "в тему"...
Всем желаю побольше позитива и терпимости.
"Не болеется" - это одно дело. Мне вот не болеется за ПСЖ. Или за Баварию. Или ещё за много других команд. Ну, я и не смотрю их игры. Но вот создаётся впечатление, что автор статьи смотрит матчи ЦСКА и Зенита. Но принципиально болеет против них. Т.е. неважно, с кем они играют. Он будет болеть против ЦСКА и Зенита. Даже за какой-нибудь Леванте, Сток Сити, Аталанту или ещё какой-нибудь случайный клуб, до которого автору и дела нет. Да, этого нигде не сказано, но это чувствуется.
А главное, почему? Потому что он знает, что ЦСКА, Зенит и Локомотив - это принципиальные соперники, которых "положено" не любить. Так надо. Вот за Ростов или Краснодар болеть можно. А за ЦСКА и Зенит нельзя.
А это всё напускное. Самодельные психологические барьеры. Это чистая политика, которую так осуждает автор. Просто эта политика не про страны, а про клубы. Поэтому и "из принципа".