4 мин.

Приключения либеро, или туда и обратно

Слово «либеро» вышло из обихода в современном футбольном языке. В свои славные дни в семидесятые, эту позицию сделал популярной Франц Беккенбауэр. Позиция, на которой играл один из лучших защитников прошлого века, стала не нужна тридцать лет спустя, и в этой статье мы попытаемся проследить последователей Беккенбауэра, и обрисовать полуреинкарнацию либеро в современном футболе — играющего с мячом центрального защитника.

Происхождение «либеро» уходит корнями в давнее прошлое футбола. Слово происходит от итальянского «свободный», но сама идея освобожденного центрального защитника зародилась не в Италии. Многие тренеры испробовали и использовали идею «свиппера», чистильщика, защитника, играющего между линией центральных защитников и вратарем, и освобожденного от обязанностей персональной опеки. Этот игрок перемещался горизонтально вдоль штрафной и выполнял роль последнего страхующего игрока на пути к воротам.

Первым на регулярной основе стал применять эту систему австрийский тренер Карл Раппан в тридцатые годы прошлого века — и добился значимых успехов на клубном уровне. Суть тактики заключалась в том, что один из защитников располагался максимально глубоко, перед самим вратарем. Впоследствии эту позицию начали называть "чистильщик" - "sweeper" (от английского "sweep" - подметать). Такую схему начали называть: "Замок Раппана", "болт Раппана", "засов Раппана", популярно название: "Швейцарский замок". Сам автор пользовался термином verrou - "цепь". Этот последний защитник Раппана стал предшественником либеро, а «швейцарский замок» - предшественником итальянского «катеначчо».

Философия Раппана была в том, что если в команде нет 11 прирожденно сверхталантливых игроков (это он видимо имеет в виду бразильцев), то на первый план выходят дисциплина и тактика. Спустя годы эта философия игры стала определять методы игры слабых команд, главной целью которых стало сесть поглубже в оборону и не давать играть более классному сопернику.

Это тот случай, когда мысль определяет, придумывает и воплощает смысл игры в отдельно взятой позиции игрока. В швейцарском замке и катеначчо чистильщик просто не имел права подключаться к атакам, постоянно играя сверхосторожно и отправляя мяч вперед в большинстве своем длинными передачами. Однако не все команды устраивала такая расточительность в использовании потенциала либеро. Беккенбауэр — яркий пример совсем другой игры освобожденного защитника, игрок, который может пойти с мячом в атаку, создавая моменты еще находясь в линии обороны. Атакующий либеро становился грозным оружием, если только в команде находился игрок, способный играть эту роль. Главным качеством было чувство игры — знание, когда стоит пойти в атаку, а когда лучше остаться в обороне. Соперник не предполагает, что игрок обороны пойдет в атаку, и либеро остается неприкрытым, что становится серьезной проблемой для обороны соперника. Кроме того, такие подключения делают более эффективным и быстрым переход из обороны в атаку.

Это были лучшие времена для либеро, но в восьмидесятые их популярность пошла на убыль. Тренеры стали понимать, что введение дополнительного освобожденного защитника происходит за счет исключения одного игрока из полузащиты, и в итоге соперник просто имеет численное превосходство в полузащите. Использование этого численного превосходства и стало уничтожать атакующих «либеро» как класс, но оборонительные либеро, «свипперы», продолжали себе жить в катеначчо. Дело в том, что в заточенных под оборону системах численное превосходство в полузащите не оказывает сильного влияния на игру — команда и так, сознательно отдает владение мячом и преимущество в центре поля сопернику.

Но все же в наши дни большинство команд играет в четыре защитника в линию. Футбол еще не готов к возрождению либеро, но сама идея защитника, поддерживающего атаки, живее всех живых.

Играющий с мячом центральный защитник — это такое собирательное название защитников, которые не зациклены исключительно на оборонительных функциях, хотя они и являются для них приоритетными. Таких защитников много — Лусио в «Интере», Рио Фердинанд, Даниэль Аггер.

На самый яркий пример — это Херард Пике. Этот безумно одаренный футболист, отлично умеющий обращаться с мячом, постоянно подключается к атакам, добавляя в них разнообразия своим присутствием. Без такого центрального защитника команде нужен центральный полузащитник, который может без проблем отойти в оборону и помочь центральным защитникам в розыгрыше мяча.В этом есть и положительные, и отрицательные моменты. Отход одного полузащитнику вглубь обороны требует изменения позиций и остальных полузащитников, которые должны подстраиваться под него для приема мяча. Впрочем, это происходит, если команда играет в короткий пас, хотя отходящий в оборону полузащитник может отправлять его направленными передачами сразу к позициям фоврардов. Хаби Алонсо часто играл именно так в свои первые сезоны в «Ливерпуле», Аналогичная игра Аггера позволяет атакующим игрокам «Ливерпуля» оттеснять соперника ближе к своим воротам в ожидании мяча.

Учитывая, как много команд используют опорных полузащитников сегодня, это предоставляет дополнительную свободу центральным защитникам. Имеются в виду те случаи, когда центральный защитник обладает лучшей техникой и атакующими умениями, чем опорник — в таких случаях (как у Пике с Бускетсом) и используется выход центрбэка в атаку, и отход на его позицию опорника.

Впрочем, только время покажет нам жизнеспособность систем с активно участвующими в атаке центральными защитниками. Учитывая тенденцию использования схем с одним форвардом, и автоматически высвобождающимся одним центральным защитником в таком случае, возможно, мы еще увидим возвращение либеро в тактические схемы.

Оригинал http://backpagefootball.com/featured/the-rise-fall-and-rise-of-the-libero/

От себя: конечно, статья местами допускает условности и делает порой довольно частные выводы. Но мысль довольно верная и интересная. Мы уже не раз писали о том, что подключение в атаку игрока, играющего в центре обороны — это довольно робко, но проявляющаяся тенденция, цель которой — разрушить системность зонной игры в обороне. Дополнительный, не предусмотренный традицией игрок становится серьезной проблемой для соперника. Только за последнее время подобное мы наблюдали в матчах «Вест Хэм» - «Манчестер Юнайтед», «Динамо» - «Рубин» или «Боруссия» Менхедгладбах - «Бавария». Так что, «возможно когда-нибудь сложно будет представить, что центральные защитники только обороняются, так же как крайние защитники сейчас», как написал в комментариях к тактическому обзору матча москвичей и казанцев Awls.