8 мин.

Бестактный англичанин

Харри Реднапп часто старается замаскировать свои тактические размышления, говоря о том, что к тактике он никакого отношения не имеет, но, в самом деле, он идет по стопам Брайана Клафа.

Упоминать Харри Реднаппа в связи с тактикой принято разве что с юмором. Те, кто считает, что роль тактики в футболе серьезно преувеличена, приводят его в пример, когда говорят, что не нужна никакая тактика - нужно просто выбрать 11 лучших своих игроков и завести их перед игрой.

Собственно, смысла в таких высказываниях немного. Тактика, которую многие считают скучной и занудной, несомненно, делает разговоры об игре менее забавными, чрезмерно интеллектуализирует обсуждение, вынимает душу. Это то же самое, что остановить фильм о любви, и начать объяснять смотрящим его, мол, любовь - это все феромоны.

В то же время, никто, наверное, и не рассчитывает, что можно выиграть игру, выйдя на матч с 10 центрфорвардами и голкипером. Если вы признаете это, значит, вы уже признаете важность тактического аспекта, важность сбалансированности атаки и обороны в игре команды.

Но в то же время, абсурдно утверждать, что тактика определяет полностью весь ход игры. При всем при этом, тактика закладывает базис выступления команды, на который нанизываются умение, мотивация, физическая готовность, и удача. Если Реднапп и правда - тактический болван, ему должно везти, как дураку. Правда, чтобы прослыть дураком, одного везения, как известно, мало.

Он и правда, не теоретик игры. Не Виктор Маслов, не Ринус Михелс, не Арриго Сакки. Но кто он? Он - то кто он есть. Возможно, он более умелый мотиватор, чем тактик, так же, как Рафа Бенитес лучший тактик, чем мотиватор. Но это не означает, что он тактический идиот, даже если он таким и прикидывается, стараясь казаться при общении со СМИ английским мужиком, а не иностранным мумбо-юмбо.

Нет и спрятанных от общественности подробнейших тактических инструктажей команды. “Здесь нет долгих и нудных тактических занятий, как в “Реале”. Есть доска в раздевалке, но Харри на ней не рисует. Не то чтобы он совсем не говорил о тактике - но все очень близко к этому”. Это ван дер Ваарт говорит о Реднаппе.

В своем недоверии к теории Реднапп является ярким представителем древней английской ментальности, национальной черты характера, и футбол тут ни при чём. "Наши традиции, наша природа, наш темперамент совсем не в том, чтобы описывать основополагающие идеи”, писал Джон Стюарт Милл. В футболе главным проявлением этой английской анти-интеллектуальности был Брайан Клаф.

Парадигма Клафа

Клаф всегда язвительно высказывался по поводу излишнего усложнения игры, и слово "тактика" употреблял исключительно пренебрежительно. Как он сам считал, задача его состоит в том, чтобы заставить играть свою команду, а не помешать играть команде соперника. "Тактика," говорил он, "играет очень маленькую роль в моем методе менеджмента. 90% моей работы состоит в том, чтобы работать над игрой моей команды, а не на том, чтобы поставить в стойло соперника."

Он мог думать о тактике все что угодно, считая, что это слово достойно употребления только какими-нибудь итальянцами, но у него никогда не было мысли о том, чтобы просто отправить 11 игроков на поле, и надеяться, что они сами выиграют. Даже часто не обращая внимания на особенности игры соперника, временами он давал своим игрокам специфичные инструкции перед определёнными играми. К примеру, в финале Кубка Чемпионов 1980 года, из-за травмы Фрэнсиса, оп выпустил Ли Миллза пятым полузащитником, дав ему задачу перекрыть кислород Кевину Кигану.

Это такой микро-пример, но вообще стиль “Ноттингем Форест” в 1977 году определился еще в предсезонке, и в этой схеме Мартин О’Нил играл справа, но ближе к центру в полузащите, а Джон Робертсон играл широко на левом фланге, в итоге получалась асимметричная 4-3-3, трансформировавшаяся позднее в 4-4-2. Что это было, как не предложение тактического решения проблемы малой эффективности двух широко играющих фланговых полузащитников?

Питер Тэйлор утверждал, что они с Клафом постоянно обсуждали тактику, причем еще с тех времён, когда оба играли в “Миддлсбро”. В чем уж они были оба талантливы - так это в умении отдавать простые и понятные инструкции. Они не верили в диаграммы на доске, и никогда не собирали досье на соперников. "Сказать игрокам, как нужно играть, обычно не занимало много времени," писал Тэйлор в автобиографии.

Объяснял он и то, какими были эти инструкции. "Джону О’Хара он говорил: Держи мяч, независимо от того, как жестко его у тебя забирают.′ Кевину Хектору: ′Смотри за О’Хара. Будь готов принять от него мяч, когда он будет вынужден отдать его тебе.′ А Алану Хинтону он просто говорил: ′Стой на фланге.′" Это все очень просто по отдельности, но в целом все это создавало картину эффективной игры его команды.

Во время игр Клаф просто настойчиво напоминал о своих требованиях игрокам. "Я выкрикивал им напоминания," рассказывал Клаф, "когда они теряли позицию. Напоминал им о том, что нужно держать мяч и отправлять его пасом вперед, как только представится возможность." Это все очень просто, но это и есть самый что ни на есть тактический манифест Брайана Клафа.

Концепция игры Тейлора, была создана под впечатлением от игры венгров на “Уэмбли” в 1953 году - как у них в Англии все завязано на этом матче! Потом, увидев в 1962 году товарищескую игру “Сантоса” против “Шеффилд Уэнсдей”, он добавил к ней еще и важность атакующих фуллбеков, и 10 лет спустя его клуб установил трансферный рекорд Англии тех времен, приобретя атакующего фуллбека “Лестера” Дэвида Ниша. Его сменщиком в “Форест” стал Вив Андерсон.

"Умение оценить игровое пространство - важнейшее качество при обороне," говорил Клаф. "Под этим я понимаю умение игрока выбрать позицию на своей половине поля, оценить, как может развиваться атака соперника. Первым таким игроком, которого я видел, был русский Игорь Нетто. Потом уже были Дэвид Макэй, Бобби Мур, Терри Хеннеси... Потом еще нужно уметь аккуратно, точно обращаться с мячом. В “Дерби” каждый умел обращаться с мячом. Это важно потому, что мы рассчитываем держать мяч внизу, мы никогда не рассчитывали на то, что наши форварды будут цепляться за верховые передачи, так как в большей своей части они просто неконтролируемы."

Ни одна из этих инструкций и вправду не требует “диаграмм на доске”, но все это - тактика. Тедди Шерингем рассказывал, как однажды, оставив его в запасе, Клаф усадил его рядом с собой на скамейке запасных. Слушая его комментарии по ходу матча, он уяснил для себя важность придерживания мяча центрфорвардом, а не исполнения трюков и финтов, для уменьшения нагрузки на своих защитников, для сохранения мяча у команды. Опять же - Клаф не рисовал этого на доске, но эта часть его тактического замысла отложилась у Тедди в голове.

Реднапп в действии

Реднапп настолько похож на Клафа, что даже проценты у них одинаковые. "Вы можете обсуждать свои тактики, стратегии, системы сколько угодно. Для меня главное — это игроки. Что там будет — 4-4-2, 4-2-3-1, 4-3-3, мне эти математические игры неинтересны. В игре схема определяет лишь 10% процентов, 90% остается за игроками”.

Действительно, когда в игре все так взаимосвязано, можно вполне отказаться от использования численных обозначений, или даже поиронизировать над ними, используя другие числа. Все равно, те игроки, что гораздо сильнее, выигрывают гораздо чаще. В то же время, формация, расположение игроков на поле - это лишь часть тактики. То, что чем Реднапп говорит “если они делают свою работу”. Эта “работа”, если что, устойчива в своем тактическом выражении. Даже его знаменитая инструкция “выйди и побегай там, твою мать” - по-умному это можно назвать “мобильный форвард, чья задача в нарушении расположения защитной линии”.

А вот вам еще цитата Джонни Джайлса, поигравшего немного под руководством Клафа: "Главный фактор на поле - это футбольный мяч, хорошие игроки занимают правильные позиции по отношению к его местоположению, а плохие игроки - неправильные, независимо от тактики и формации." Но ведь понятие “правильных” и “неправильных” позиций - это часть тактики.

И чтобы там ни говорил Реднапп, он доказал, что разбирается в тактике. Когда в выездном матче Лиги Чемпионов его шпоры попали под активный прессинг “Янг Бойз”, и вполне могли быть уничтожены еще к перерыву. Реднапп убрал Ассу-Экотто, выпустив дополнительного игрока в полузащите (Хаддлстоуна), отправив Гарета Бэйла на левый фланг, выпустив Кранчара вместо Модрича, тем самым добавив надежности игры полузащиты и сконцентрировавшись на передачах в направлении Бэйла. Из 0-3 счет быстро превратился в 2-3, и разница мячей вывела “Тоттенхэм” в следующий раунд.

В матче с “Арсеналом” ключевым моментом стало не изменение схемы игры, а изменение позиций игроков на поле в целом. «Шпоры» стали играть гораздо уже, ВДВ и Бэйл постоянно смещались в центр, откуда Бэйл и забил первый гол.

Дальние передачи «шпор» в первом тайме на фланговых игроков были не слишком успешны, а вот во втором «Тоттенхэм» стал играть в короткий пас в ноги, и в центре поля переигрывал «Арсенал» благодаря отличному взаимодействию своих креативных игроков — Модрича, Бэйла, ван дер Ваарта.

Тут пришло время Реднаппу вновь заговорить о тактике: “Я изменил игру в перерыве, сделав ее более открытой, отправив Рафу направо, и Джермэйна в атаку, в итоге у нас получилось два форварда”. “В первом тайме я играл с двумя вингерами, и мы были слишком растянуты... Нападающий и Рафа при потере мяча оставались в атаке, а соперник нас численно превосходил в центре поля. Так что во втором тайме нам надо было играть уже”. Умение Реднаппа кардинально изменять рисунок игры может стать ключевым фактором успеха “Тоттенхэма”. Дело не только в его умении завести игроков, но в и его умении делать своевременные адекватные тактические изменения. Конечно, логично предположить вопрос - а что же мешает Реднаппу, если он такой умный, сразу же правильно настроить игру команды? Но давайте все же отметим его безусловное чувство, интуицию, если хотите, которая позволяет вовремя вносить необходимые изменения.

Безусловно, в этом сезоне в атакующем плане “Шпоры” - одна из самых привлекательных команд в Европе. “Манчестер Юнайтед” когда-то был столь же симпатичен, и выиграл три чемпионства подряд, но стал пропускать слишком много, что заставило Сэра Алекса играть в более осторожный футбол. Но чтобы не случилось со “Шпорами”, идею о том, что Харри Реднапп далек от мира тактики, стоит отвергнуть, как абсолютно несостоятельную.

По материалам статей Джонатана Уилсона ("Гардиан") и Майкла Кокса ("Зоналмаркинг").