18 мин.

Полярность

Ещё до матча я уже понимал, что совершенно не знаю, что о нём писать. Честно в этом признаюсь. Понятно, что забей обе команды на двоих мячей пятнадцать – это было бы круто, там можно было бы развернуться. Но на полном серьёзе раздумывать над тактическими перипетиями перед игрой 30-го тура "Зенит" – "Крылья Советов" – не получалось совсем.

Все мы разные. И желания у нас совсем непохожие. Я вот хотел бы, чтобы в среду – в мой день рождения – на "Петровском", куда мне придётся идти вместо праздничного "кубалибре" на мягком диване, перед матчем из колонок играла бы "Кокаинетка" Вертинского в исполнении Татьяны Кабановой. Приятель мечтает о новом "мерседесе", желательно с персональным водителем. Потому что в "мерседесе" удобно, а при наличии водителя можно вечером пропустить бокальчик коньяка. Его желание, кстати, более вероятно в осуществлении нежели моё. Хотя моё красивее.

И радости у всех тоже разные. Я незатейливо порадовался накануне матча тому, что любимый мой объектив – Nikkor 80-200/2.8, при помощи которого я радую вас, дорогие мои, уже больше трёх лет, всё же починился и какое-то время ещё проживёт (так как бесплатно, то не реклама, а объявление: в "Мегафото" на "Техноложке" сидит дедушка-мастер, который творит чудеса быстро и недорого, а официальные сервисы с диагностикой по три месяца... чтоб им всю жизнь чайники по гарантии чинить...) Большинству же такая незатейливая радость покажется странной и непонятной.

Желание игроков "Зенита" было тоже понятным: чтоб вдруг матч отменился, и можно было бы начать праздновать. Пока светло и не очень холодно. "Крылья" же страстно хотели одного. Взять то количество очков, которое позволит им в следующем году приехать в Нижний Новгород на матч с командой, которая названа в честь реки, а не города. И вот опять: желание "Зенита" было неосуществимо, а самарцы всё держали в своих руках.

Радость "Зенита" длилась уже недели две как. Золотые медали зарезервированы, кубок где-то на стадионе. "Крылья" же были бы счастливы 14-му месту.

Игра... Играли. "Зенит" вышел почти боевым составом, но страсти не было. Бегали, чтобы совсем уж не замёрзнуть. "Крылья" играли по счёту. По счёту в трёх параллельных матчах.

Трибуны "Петровского" на этот раз мало интересовались происходящим на поле. С одной стороны им было жаль самарцев, с другой хотелось победы своей команды, а с третьей стадион развлекался небывало массовой поддержкой. Что объяснялось и хорошим настроением, и усиливающимся морозом. Шизить было теплее, нежели изображать из себя зимнего воробья на проводе ЛЭП.

Самарские же болельщики готовились к своему бою – с двадцатитысячной поддержкой хозяев во славу сине-зелёных в Премьер-Лиге. Войны не вышло.

Самарцев всегда приезжает в Петербург довольно много, в этот раз команда вновь не осталась без поддержки. До такой степени, что "Зениту" пришлось менять билеты тем болельщикам хозяев, которые успели приобрести билеты в 6 сектор.

Перформанс на Вираже – это была лишь часть запланированного на матче. Традиционно масштабно, на хорошем уровне. Но не шедевр – зенитовские ультрас уже несколько разбаловали зрителя своими творениями, теперь зритель начинает придираться и привередничать.

Был в этом напряжённо-расслабленном матче и оттенок искренней печали.

Про Маслаченко говорили многое. Ставили в вину какие-то комментаторские ляпы, нескромные интервью, да много чего ещё. Не знаю, я к Владимиру Никитичу относился с большим уважением всегда. Да, были моменты в его карьере, как на мундиале в Японии-Корее, когда он не знал игроков корейской сборной в репортаже. Но были и другие истории с ним. И репортажи его мне нравились, хотя вроде как признаваться в этом было не модно последние лет десять-пятнадцать.

Была и ещё одна история. Когда Орлов уезжал на одну из Олимпиад, себе на замену (тогда матчи "Зенита" показывал 5-й канал, только на Петербург) он позвал именно Маслаченко. И тот провёл репортажи великолепно. Он знал всё обо всех игроках сине-бело-голубых, он комментировал игры для петербуржцев. И когда на "Петровский" приехал "Спартак", Владимир Никитич поступил так, как не каждый смог бы. Он вёл репортаж для болельщиков "Зенита" но как истинный спартаковец, о чём честно и сказал в микрофон. И поздравил Петербург с отличной победой от лица истинного спартаковца. Даже его недоброжелатели тогда оценили.

Игра же была предсказуема. "Крылья" в теории устраивала ничья. Используя терминологию покера, у самарцев было два аута в виде "Амкара" и "Алании", стоявших до стартового свистка ниже в таблице. Поэтому сине-зелёные сосредоточились на разрушении, тем более что выход в атаку у них не очень получался: Соснин очень хотел доказать тренерскому штабу "Зенита", но из-за этого старания чуть передерживал мяч.

"Зенит" же атаковал в своё удовольствие. В удовольствие предвкушения праздника.

Зрители вяло реагировали на происходящее на поле, развлекая себя сами. Конфети и кассовые ленты по всему стадиону – смотрелось годно.

Вот кто точно ничего не знал о возможных договорённостях, росписях и т.д. – Данни. В прямом смысле топтал соперников.

Бухаров доказывал, что он может играть не хуже Кержакова. Может, конечно, просто эти форварды выполняют на поле разные роли совсем, и встраивать Бухарова в рисунок "Зенита" Спаллетти будет уже зимой.

И в первом тайме Бухаров чуть было не поставил "Крылья" на вылет, обыграв Лобоса.

Ионов слишком нервничал. Откровенно "перегорел" перед игрой. Тем более что Леилтон и Джорджевич правах дядек надёжно страховали Цаллагова и Таранова.

А Леилтон, конечно, кабан тот ещё. Не знаю, какой он бразилец, но самарцем он стал настоящим. Такие массо-габаритные характеристики приобретаются на борще и пельменях. И пирогах с грудинкой.

"Петровский" взирал на происходящее благодушно, периодически заряжая "Крылья должны остаться в высшей лиге".

Чуть взбодрил эпизод с назначением углового. Если верить арбитру, то Лобос переводил мяч за лицевую линию весьма изощрённым способом – сквозь сетку над воротами.

Первый тайм логично добрёл до свистка на перерыв. "Зениту" явно не хватало мотивации, "Крыльям" смелости и настойчивости. Холодно было всем.

Посвящение героям былых времён.

Разные способы чистки поля на "Петровском" я видел. Этот тоже ничего так. Хотя с неводом на матче со "Штутгартом", по-моему, ничто не сравнится.

Второй тайм был чуть веселее. Что-то возникало в штрафной "Крыльев", но и те куда как чаще выходили в атаку. А всё равно получалось сплошное бодалово, к которому и мяч особо не нужен был.

Лобос изображал из себя торговца оранжевыми арбузами.

При текущих результатах он готов был хоть трамвай водить вокруг поля. Предварительно проложив рельсы. Самарцы явно отслеживали результаты, Лобосу их докладывал Джорджевич, давая указания никуда не спешить.

Но арбузы трамваями, а попытки ударить по воротам чилиец пресекал жёстко и бесцеремонно. Лобос вратарь удивительный. При хороших данных и неплохой школе он порой совершает чудовищные ляпы. Но если он собирается, то играет выше среднего уровня.

А после удаления Мейры футбол как таковой кончился. "Зенит" перестроился на более осторожную игру, "Крылья" вынуждены были играть первым номером, чего Тарханов яростно не хотел, но тут уж выбирать не приходилось. В итоге о воротах соперники просто забыли. И всё внимание переключилось на трибуны.

"Эй, Макас, давай по торс!" – скандировал Вираж. Макасин какое-то время сопротивлялся, но в итоге уступил. Сэм Браун трибуны не затянули, но мизасцена и без того была роскошной.

Заряд трансформировался в "Пять минут давай по торс!". Температура ниже минус десяти. Накануне наблюдал изумлённые глаза закутанных в несколько шарфов французских туристов, увидевших мою модель – невесту в платье с голыми плечами среди сугробов Таврического сада. Увидев террасы "Петровского" эти французы испытали бы натуральнейший культурный шок. Хотя саппортеры "Марселя" зимой оголяли свои тела на гостевом секторе. Забавно смотрелось – голые по пояс, но в сувенирных ушанках.

Но было холодно. Кто-то грелся о фальшфейеры. Интересно что полуголые люди в этот момент наблюдались даже на респектабельных центральных секторах и даже под вип-ложей.

Болельщики "Крыльев советов" выразили своё отношение к кавказским командам, словно именно они виноваты в бедах сине-зелёных.

Однако беды эти – плоть от плоти самарские. Не "Алания" была виновата в странном матче "Крыльев" с "Тереком". И уж точно не "Тереку" предъявлять претензии за беспримерное растаскивание денег (осторожно, инвективная лексика), по сравнению с которым претензии одного блогера к одной государственной компании кажутся смешными и несущественными.

Но у самарцев в итоге случилась своя, локальная радость. Больше всех говорили о том, что их команды "не хотят видеть в Премьер-Лиге" "Крылья советов" и "Амкар", а вылетела в итоге "Алания", споткнувшаяся о принципиальный "Сатурн".

"Зениту" все эти расклады и радости были неважны. У "Зенита" счастье было своё, персональное, которое предмет зависти всех остальных. И тренерский штаб, сделавший фанатам алаверды.

Спаллетти заводил.

Женщины на какой-то момент впадали в прострацию...

Не игравший Алвеш готовился к празднованию. Но, судя по его виду, в этот день он установил Personal Best по отрицательной температуре окружающего его самого воздуха.

Спаллетти вознёсся над полем. Тут жанр требует провести максимально пафосные параллели с "Зенитом", вознёсшимся над соперниками, но стукните меня чем-нибудь тяжелым (но мягким), если я когда-либо сорвусь на подобные перлы.

Алвеш же никак не мог поверить, что может быть так холодно. А тут ещё тренер пролетает вверх-вниз, поднимая ледяной ветер.

Но Спаллетти, кстати, тоже замёрз. Во всяком случае пока готовился помост, он успел совершить несколько ускорений вокруг своей команды.

Вертолёт над "Петровским" сыпал цветами и морозил до костей всех, над кем он на такой высоте пролетал. Забавно, но цвета фюзеляжа были в цвет флага "Крыльев".

Кто-то не стал дожидаться окончания речей и внёс музыкальную составляющую в официальную часть. "Чампионы! Чампионы! Олэ-олэ-олэ!" Если бы не вынесли кубок, Крижанац мог петь до утра.

Алексей Миллер и Валентина Матвиенко рассматривают картину под названием "Триумф". Автор итальянский.

А Данни пытался выяснить у Кержакова, как будут праздновать. Можно предположить разговор:

– Сначал в "иксы", потом в "Пургу", а до утра уже в "Миллере"?

Шутка, если что.

Анюков на правах капитана проверил правильность гравировки. А также не стёрли ли в Казани надписи трёхлетней давности.

А Малафеев доказал, что вратари тоже могут быстро бегать. Когда он схватил кубок, за ним не поспел никто. К счастью, на длинные дистанции голкиперы бегать не приучены. Догнали, отняли.

Финальный аккорд – кубок несут к Виражу.

Дальше слово взял Кержаков. Эмоции его переполняли, очевидно, что для нападающего этот титул стоит больше кубков УЕФА и Испании с "Севильей".

К концу речи и песен Кержаков сорвал голос. На самом деле – в ноль просто.

А вот тут у кого-то, кто отвечает за сохранность трофея, мог случиться инфаркт. Передача кубка на трибуны запланирована вроде не была. Но футболистов отламывать не стали, вазу вернули по первой просьбе.

Празднование прошло не без накладок, но без эксцессов. Фанаты сами выделили людей в помощь стюардам, гарантировав, что прорыва на поле не будет. Его и не было, никаких беспорядков. Что лишний раз доказывает факт, что договорённость клуба с болельщиками куда как лучше инициативы высоких милицейских чинов.

Чемпионат закончен. Он получился весьма неплохим, хотя тут много разных мнений. Но на мой взгляд, он вполне себе держал в напряжении.

Теперь можно начинать осознавать, что нас ждёт в ближайшие полтора года.

А в чём-то даже жаль, что переход не состоялся уже. Несомненный плюс системы "осень-весна" – любые такие празднования проходят в тепле, а в некоторых случая даже в предверии белых ночей.

Впрочем, это не так важно. Зимой – значит зимой. Победители радуются в любую погоду, проигравшим тоже нет дела до снега или дождя.