Качественный скачок. Из г...на
В финальном матче Кубка Конфедераций я переживал за Чили. Почему – не знаю, чистая эмоция. Может быть, на мои болельщицкие предпочтения повлияла страшная нелепость гола, пропущенного чилийцами, может быть, их яркий темповой футбол с бешеным прессингом, может быть, их огненная страсть и доигранность каждого эпизода, а, может быть, и все вместе в сочетании с катастрофическим невезением в завершающей стадии их симпатичных атак. Согласитесь, они были достойны быть победителями. Но победили немцы. Все, кто мог, уже оттоптались на фразе Гари Линекера. Но знаете что, так или иначе, из любого турнира, в котором участвует сборная России, мы должны извлекать пользу именно для своего футбола, вне зависимости от результата. И вот, послушав интервью Станислава Черчесова, которое, по сути, можно считать официальным отчетом перед общественностью о проделанной работе, я хочу сказать – правильно, что победили немцы. Хорошо, что победили.
Сначала о плохом.
Меня ужасно раздражает то благодушие и удовлетворенность, с которой руководство и тренерский штаб нашей сборной (да и многие болельщики тоже) оценивают ее выступление. Печально, что ожидания (которые, как известно, наши проблемы) от результата игры сборной деградируют с каждым крупным турниром. Еще год назад вылет из группы с Англией, Словакией и Уэльсом считался провалом и позором, сейчас же невыход из группы с Португалией, Мексикой и Новой Зеландией на домашнем (что важно!) турнире считается в некоторой степени нормальным и даже допустимым.
Меня раздражает формулировка «качественный скачок», придуманная лично Черчесовым или пресс-службой сборной и повторяемая чуть ли не в каждом интервью. Качественный скачок в уровне игры? В психологии? Ну, если сравнивать со сборной Слуцкого, им же самим метко названной г…ном, то да, наверное. Только качественный скачок из г…на может быть один – в не г…но. Итак, наша сборная – не г…но. Г…но – это Новая Зеландия, а мы – нет. Все довольны, аплодисменты.
Меня раздражает та тупая самоуверенность, с которой тренер Черчесов говорит об изначальном выборе футболистов, о выборе состава на конкретный матч, о своих тактических решениях по ходу игры. По его мнению, он прав во всем: Габулов в великолепной форме; Гильерме всегда готов; Шишкин, оказывается, всю весну играл опорника (русский Лам, что уж там); левоногий Джикия на позиции правого центрального – ничего страшного, привыкнет; Бухаров в матче с Португалией не нужен, а вот с Мексикой – в самый раз – освобождает простор для Смолова… Складывается все более стойкое ощущение, что этот человек не способен учиться. Он уже научился. Всему. Самое главное – отчитаться перед начальством. Что ж, в нынешней вертикали «профессиональных» взаимоотношений этого достаточно.
А теперь о хорошем.
Так вот, если бы победили чилийцы, поток этого сахарного лицемерия был бы еще навязчивей. Еще бы, мы ж с ними в «контрольном» матче 1:1 сгоняли! Только глядя на финал, понимаешь, что с нами они и вполноги не играли. Так, процентов на 40. А вот победа немцев показательна во всех смыслах. И прежде всего вот в чем. Я искренне надеюсь, что те, кто безапелляционным прокурорским голосом твердят о том, что нашей сборной катастрофически не хватает международного опыта, наконец, задумаются. А у этих немцев много международного опыта, много опыта еврокубковых матчей? Я, конечно, футбольный дилетант, но составы многих команд знаю неплохо (помогает 12-летний опыт игры в Football Manager). Так вот только на КК я впервые услышал о, допустим, молодых Хенриксе, Демирбае, Платтенхардте и немолодых Штиндле и Вагнере… Международный опыт, безусловно, имеет значение, но это не определяющий фактор, что блестяще доказали немцы. Гораздо важнее тактическая выучка игроков, их функциональное состояние и техническая оснащенность, опыт, психологическая устойчивость и грамотность главного тренера и всего тренерского штаба… А еще важна институциональная система сборных команд. В той же Германии работает система юношеских сборных разных возрастов, есть молодежка (кстати, победители Евро 2017), из молодежки – прямой путь в первую сборную. И ее главный тренер не будет тащить в состав какого-нибудь престарелого Вайденфеллера, говоря о том, что у него больше международного опыта, чем допустим у какого-нибудь Лено. У нас же этой системы просто нет. В том числе и поэтому даже локальные успехи юношеских и молодежных сборных мы не можем инвестировать в будущее. А ведь еще лимит, раздутые зарплаты футболистов, бюджетное финансирование клубов, мутная процедура внутренних трансферов, «странные» матчи, которые не расследуются, своя особая манера судейства, Мутко, в конце концов. И горькое ощущение безнадежности, ведь главное для наших футбольных руководителей всех уровней – это отчитаться перед дилетантом-начальником…