Твердая четверка. Сборная России открыла домашний турнир победой
Игра российской сборной оставила больше положительных эмоций, чем отрицательных, хотя уровень соперника не позволяет говорить о том, насколько наша команда готова к домашнему турниру. Тем не менее, определенные выводы после старта есть.
Матч открытия Кубка Конфедераций должен был стать для нашей сборной если не определяющим с турнирной точки зрения (потеря очков сулила проблемы с борьбой за выход в полуфинал), то одним из двух самых важных (6 очков как цель). Новая Зеландия фактически в двух шагах от того, чтобы вновь вернуться в Россию через год, но сделать это будет крайне сложно - победитель отбора в Океании еще должен пройти пятую команду латиноамериканской группы. Таким образом, очевидно, что Кубок Конфедераций для "киви" - редчайший шанс мелькнуть на крупном международном турнире, которым они очевидно будут пользоваться в полной мере.
Последний раз Новая Зеландия обыгрывала европейскую сборную семь лет назад - 1:0 была повержена Сербия. Обе сборные тогда готовились к Кубку Мира, на котором выступили по-разному. Многим команда из Океании пришлась по душе своим умением защищаться, учитывая, что новозеландцы не проиграли ни одного матча на групповом этапе, пропустив лишь дважды. Безусловно, именно крепкая защита остается козырем сборной Энтони Хадсона. Причем именно защитник, ныне капитан команды Уинстон Рид из "Вест Хэма" (в клуб он перешел сразу после турнира) принял участие в обоих голах на чемпионате, окончательно утвердив специалистов в мысли о ведущей роли обороны в игровой системе "Олл Уайтс". Однако сборная приехала на Кубок Конфедераций без Рида, а бремя лидерства пало на другого талантливого игрока - Криса Вуда, наколотившего за "Лидс" в Чемпионшипе 40 мячей за два сезона.
Обе команды используют примерно одинаковые схемы. У Черчесова это 3-5-2 с ярко выраженными латералями и двумя нападающими, один из которых часто составляет компанию полузащитникам, выдвигающимся выше - здесь постоянная ротация за счет перемещений Глушакова, Головина и Ерохина. Трансформация в 3-6-1 - вещь ситуативная, но позволяющая как создавать неудобства защитникам, так и более грамотно прессинговать при зарождении чужих атак. Сборная России, к сожалению, до конца так и не показала в товарищеских матчах, в чем суть системы нового тренерского штаба. Виновато в этом не только желание просмотреть побольше игроков, но и собственно переход на новую расстановку, требующий привыкания как среди футболистов, так и среди болельщиков. Кубок Конфедераций должен показать всем нам, какие мысли бродят в блестящей голове Станислава Саламовича. При этом первый матч пришелся на соперника, выбравшего ту же схему.
Можно спорить с выбором футболистов на встречу, но очевидно, что на поле вышел оптимальный состав. Выход Ерохина, пожалуй, логичен. Новая Зеландия - это достаточно крепкая физически команда, которая любит доставку мяча к центру воздухом, и при не самых высоких Глушакове и Головине именно ростовчанин должен возмещать ростовые недостатки. Кроме того, не исключено, что Черчесов верил, что клубная связка Ерохин-Полоз сработает в дебютной встрече.
Сборная Новой Зеландии начала матч именно так, как и должна была, пожалуй: верховые забросы вперед в надежде на скидку и собственную расторопность. Казалось, что головами игроки в белом касались мяча чаще, чем ногами. Эти мячи наши футболисты в основном оставляли за собой, что позволяло создавать давление на половине поля соперника. Несколько угловых в дебюте, опасный удар Головина, затем Васина в штангу, высокий темп игры и много навесов в штрафную - это то, что показали россияне в первые минуты.
Стоит отметить, что Георгий Джикия действовал достаточно высоко, не только уходя за своим оппонентом к центральном кругу (часто это был опасный Вуд), но и помогая Самедову в зоне правого инсайда. При этом, если атака шла через бровку Александра, на противоположной Жирков старался оставаться ниже. Иногда Джикия уходил на правый край, таким образом, сборная перестраивалась на схему с четырьмя защитниками. В целом, только Васин из тройки центрбеков старался действовать в своей зоне даже при начале атак, а широкая игра его партнеров позволяла растягивать линию прессинга оппонентов.
К исходу первой четверти часа сработала игровая связка из "Ростова", но не та, о которой мы говорили.
Федор Кудряшов выдал прекрасный пас на 50 метров, мяч оказался у Полоза, ворвавшегося в штрафную, где нападающий был сбит голкипером Мариновичем. Рефери решил, что тот упал слишком красиво, не назначив очевидный пенальти.
Новозеландцы для своих атак чаще использовали левый фланг, а сборная России не всегда качественно противостояла натиску соперников. Была явная нервозность, и это чувствовалось. Но не такая серьезная, как у вратаря гостей, который явно находился в тонусе, стараясь на ловить, а отбивать летящие мячи от греха подальше.
При этом прессинг соперника негативно влиял на расположение российских футболистов на поле. При начале атак Глушакову под натиском оппонента приходилось смещаться к защитникам, однако другие игроки средней линии нашей сборной не всегда открывались активно, и острые моменты создавались у ворот Мариновича именно тогда, когда мяч миновал эту зону - после длинных забросов, разрезающих передач или пасов на ход. Тем не менее, за счет контрпрессинга россиянам удалось открыть счет.
Нередко смещавшийся в центр поля Жирков, а также Глушаков и Ерохин мертвой хваткой вцепились в соперников, заставив тех через прессинг потерять мяч, и Полоз сыграл в касание на Дениса, который откликнулся на классную передачу партнера.
Игра накоротке в нужный момент позволила найти пространство в штрафной гостей, однако в средней трети поля по-прежнему было слишком людно, чтобы заполнять ее для активного перехода на чужую половину. Атакующие футболисты сборной России в такой ситуации старались искать зоны выше - между средней и защитной линиями Новой Зеландии, и это позволяло создавать угрозу чужим воротам. Закрепляясь на половине поля соперника таким образом, наши игроки осуществляли попытки позиционных атак, которые зачастую в конечном счете сводились к прострелам или навесам в штрафную.
На старте второго тайма прекрасный момент был у Полоза, который бил в дальнюю девятку головой после навеса справа, но голкипер выручил, а Ерохин на добивании сыграл неубедительно. Вскоре Полоз не использовал точную передачу от Головина, прошедшего с мячом пару десятков метров, прежде чем ростовчанин открылся под пас накоротке слева в штрафной. Это было похоже на контратаку, учитывая, что мяч быстро дошел от Джикии до Головина и следом - до нападающего, но на деле гости просто перестали контролировать ситуацию в центре поля так, как они это делали в первом тайме.
Если до того новозеландцы числом и иногда умением создавали плотность в средней трети поля, то после перерыва первый редут их обороны россияне проходили, затрачивая заметно меньше физических ресурсов. Справляться с давлением в этой зоне помогали в числе прочего смещения фланговых игроков в центр - особенно часто это делал Жирков, уводя своего оппонента и освобождая пространство под товарищей по команде - туда по ситуации уходил и Смолов, и Полоз, и Глушаков. Другой фактор, позволивший полностью отодвинуть игру к штрафной соперника, связан с подборами мяча. Здесь преуспевали Головин и Ерохин, не давая игрокам в белой форме вернуть владение и оперативно выйти из обороны. Причем во втором тайме ростовчанин играл глубже партнеров по полузащите, помогая обороне снимать мяч после прямолинейных забросов новозеландцев.
На 63 минуте произошла первая замена в составе сборной России - Полоза, который, на скромный вкус, был одним из лучших на поле, сменил Бухаров. И без того игравший глубже Смолов окончательно сработался на правом фланге с Самедовым и часто приходившим в эту зону Джикия.
Именно Федор через 6 минут отойдет к центральному кругу за мячом, пройдет с ним без помех к штрафной, отдаст на Самедова и откроется под его прострел. Новая Зеландия окончательно потеряла пространство между линиями, и оставленная без поддержки кучка защитников была буквально растерзана в пару касаний.
Чтобы окончательно похоронить надежду соперника на атаки через верховые забросы, штаб российской сборной выпустил Дмитрия Тарасова. Понятно, что сменил он Александра Ерохина, который после перерыва занимался тем, что отрабатывал в качестве опорного полузащитника на обоих этажах.
Выход свежего футболиста "Локомотива" немного ослабил игру нашей сборной около штрафной, как могло показаться. По крайней мере, из этой зоны стали появляться моменты.
Одновременно с этим уход Полоза словно оживил Смолова, который продолжал дирижировать атаками команды, чаще действуя именно в подыгрыше, а не на острие. Причем игра сборной в нападении с появлением Бухарова не изменилась - Федор по-прежнему действовал в качестве свободного художника, появляясь с мячом то справа, то слева, то около центрального круга. А вот навесы стали менее опасными, хотя, казалось, что выход большого форварда должен, наоборот, улучшить ситуацию. До мяча в верховой борьбе Бухаров не добирался, хотя моменты создавались исправно. Создавались вплоть до последней минуты, когда Глушаков скидкой после корнера буквально подарил шанс нападающему, но тот не смог переиграть вратаря в ближнем бою.
В целом, сборной России по первому матчу стоит вписать в журнал успеваемости твердую четверку. Конечно, взаимодействие между линиями пока хромает, мяч в центре поля ходит не так, как хотелось бы, а доставка вперед порой слишком проста, и это влияет на процент брака. Командная игра, хочется надеяться, в данном случае - дело наживное. Станислав Черчесов, и здесь нельзя не отдать ему должное, смог вовлечь в атакующую игру максимальное число футболистов - нередко только Васин и Акинфеев оставались на своей половине поля. Иногда количество перерастало в качество, но поиск адресатов в штрафной по-прежнему осуществлялся двумя путями: через разрезающие передачи низом и кроссы. Атакам сборной не хватало разнообразия, в связи с чем есть вопросы к креативным игрокам. Тем не менее, полузащитники справились с оборонительной работой, за что стоит похвалить всю троицу хавбеков.
Новозеландцы же не показали практически ничего, если закрыть глаза на минуту эпилепсии в штрафной Акинфеева, которая закончилась опасным угловым и выносом с ленточки от Жиркова. Но что за сборная России без приключений в защите? Команде еще есть над чем работать перед вторым туром во всех линиях, однако с эмоциональной точки зрения к нему футболисты будут подходить уже с большей долей определенности и оптимизма.