Или футбол?
Когда-то футбольных трансляций не было, зрительская аудитория ограничивалась трибунами стадионов, а обзор футбольного матча в «Советском спорте» составлял от двух до пяти абзацев. Советский гражданин «из глубинки», попавший на матч высшей лиги, передавал свои впечатления друзьям и родственникам, как средневековый трубадур. Журналист был полубогом, его можно было не любить, но в его компетенции нельзя было сомневаться.
Сегодня футбольный матч лишь часть самого себя, если иметь в виду маркетинговый продукт. Превью, прогнозы, расклады, интервью до и после, статистика, аналитика, слухи, скандалы, контракты, зарплаты… Среднестатистический потребитель футбольного продукта не ходит на стадион, не знает что такое диагональная подстраховка, но расскажет, какими словами назвали друг друга Карпин и Денисов и что пили футболисты сборной перед Марибором. Журналист изрядно утратил свою посредническую функцию и перестал быть безусловным авторитетом, блогосфера наступает, а подловить комментатора на ляпе может даже ребенок, был бы гугл под рукой. Не случайно, вытесняемые с привычных позиций акулы пера жмутся ближе к эксклюзиву – интервью и отчеты с мест, требующих аккредитации, пока еще кормят, но доступ к потоковому видео и ресурсы типа YouTube меняют расклад сил, усмешка Гаджиева после Терека перевесит любые изыски пишущих о ней, а что вы хотели, лучше один раз увидеть.
Матчи, называемые договорными, выделились в отдельный субпродукт. Их анонсируют как спектакли плохих театров, где Дездемона от волнения сама может задушить Отелло. Маленький, но гордый клуб-нацпроект «Терек» сдал матч в Грозном, разве не интересно? Ну, играл бы в футбол, ну выиграл бы – о чем говорить? В инете большинство комментов от людей, матч не видевших, это уже норма.
Околофутбольная часть, став самостоятельным куском медийного пространства, сама уже порождает очередной продукт, не только обретающий, в свою очередь, самостоятельность, но и претендующий на первоочередной интерес публики.
Вот, например. Мы смотрим матч – первая производная. Мы читаем то, что о послематчевом комментарии тренера написал, допустим, Василий Уткин – вторая производная. Мы читаем отзывы, а то и целые заметки о тексте Василия Уткина о матче – третья производная. Так вот, интерес к третьей производной часто выше, чем к первой. Комментарий почитали – не зацепило, заметку прочитали – уже интереснее, заметка о заметке – бурное обсуждение.
И вот - квинтэссенция. Хороший знакомый, болельщик Динамо, позвонил и вместо привета:
- Какой матч будем смотреть, старый? Они же в одно время. Я про тур.
Я осторожно поинтересовался, что он пил. Понимаю, что Динамо увязло в середине, турнирной мотивации нет, бла-бла-бла, но ты же болельщик, черт побери! Это я могу выбирать, как человек, свободный сердцем. Ладно. думаю, купился на дерби, ЦСКА - Спартак, но он убивает меня снова.
- Я вот хочу Терек с Аланией, отдаст Кадыров второй матч подряд или нет, любопытно...
Какой Кадыров? Какой Терек? Ну есть еще Рубин и Зенит, посмотри его.! Не. Моего знакомого ранило обращение болельщиков на блоге Терека, они просили Кадырова больше матчи не сдавать. Сюжет его интересует, туды в качель. И правильно, при чем тут футбол? Это ж, блин, реально интересно! Сдадут или нет? Дантес - Пушкин, Мартынов - Лермонтов, полуфинал. Желаете сделать ставки?
Или все-таки футбол посмотрим?