Терра инкогнита. КНДР (часть 1)
Эта статья из моей рубрики в новорождённом ежемесячном футбольном журнале, посвящённой малоизвестному и экзотичному футболу в разных странах (знакомая тематика, не так ли?). Думаю, что большинству читателей этого блога вряд ли доведётся подержать в руках бумажный вариант сего издания, потому как выходит оно исключительно в Украине, так что никакого конфликта интересов не возникнет, а текстом всё-таки хочется поделиться.
Введение
Северная Корея, или, если придерживаться официального протокола, Корейская Народно-Демократическая Республика, по праву является одной из наиболее закрытых и мифологизированных стран мира и потому представляет собой безумно интересный материал для исследования. Информацию о КНДР приходится в буквальном смысле слова выжимать по каплям из различных источников, но затраченные усилия того стоят.
В начале повествования сразу хотелось бы сделать своего рода disclaimer. Несмотря на всю свою замкнутость и «тоталитарность», КНДР ни в коем случае не является воплощением ада на земле. По большому счёту это достаточно обыкновенная страна, у которой хватает проблем, но которая в то же время ухитряется существовать и даже развиваться. Там живут вовсе не зомбированные полулюди-полуроботы, а совершенно обыкновенные корейцы с теми же интересами и потребностями, что и у нас с вами. Они точно так же учатся в институтах, ездят в метро на работу, собираются с друзьями попить пива на берегу реки... И точно так же, как и весь остальной мир, корейцев не обошла странная привычка болеть за любимую футбольную команду.
Истоки
История футбола в Корее уходит своими корнями в XIX век, когда в порту Инчхона состоялся матч между британскими моряками. Традиционный способ распространения футбольной заразы принёс свои плоды и на Корейском полуострове в 1921 году был проведён первый всекорейский футбольный турнир, а в 1928 году образована футбольная ассоциация. Впрочем, называть эти соревнования «корейскими» было бы не совсем правильно. С 1910 года весь полуостров был аннексирован империалистической Японией, так что ни о каком серьёзном развитии футбола речи не шло и у властей, и у жителей находились дела поважнее. А с началом Второй Мировой стало и вовсе не до игры в мяч, что было официально закреплено указом японского правительства, отменившим проведение всекорейского футбольного турнира.
15 августа 1945 года японская оккупация Кореи наконец-то завершилась, однако на полуострове по-прежнему творилось чёрт знает что. Подобно Германии, страна была поделена на советскую и американскую оккупационные зоны, в каждой из которых потихоньку завелось самостоятельное правительство и спустя три года, когда войска СССР и США покинули полуостров, разделение на Север и Юг осталось. Как тогда казалось обоим режимам, лишь временно, ни северная Народно-Демократическая Республика, ни южная просто Республика не желали признавать друг дружку, каждая считала (и продолжает считать) себя единственно легитимным правительством на всей территории Кореи. И если сейчас такое поведение воспринимается как некий курьёзный повод для безумных с точки зрения здравого смысла юридических казусов, то на рубеже 50-х годов корейцам было вовсе не до смеха. Избранная в качестве способа разрешения конфликта кровавая и жестокая гражданская война за три с небольшим года разрушила и без того небогатую страну, унесла более пяти миллионов жизней и окончательно закрепила первый за тысячу лет раздел Кореи какой уж тут футбол...
Начало
И на первый взгляд, особых предпосылок для возрождения игры в новоиспечённой стране соцлагеря не наблюдалось. Идеология чучхэ довольно быстро стала вытеснять заимствованную в СССР «марксистско-ленинистскую» риторику более традиционной для Кореи остронационалистической, а поскольку футбол никогда не был исконно корейским занятием, то и большого внимания ему не уделялось. Даже успехи южных соседей а Республика Корея быстро заявила о себе как о лучшей азиатской команде, пробившись на швейцарский чемпионат мира и выиграв два подряд Кубка Азии в 1956 и 1960 годах не вызвали ни малейшей реакции у руководства страны. За это время сборная КНДР лишь трижды сыграла в местечковом турнире соцлагеря с Китаем, Северным Вьетнамом и Монголией, наотрез отказываясь от выступлений во всех «капиталистических» турнирах. Стоит отметить, что в те годы Северная Корея нисколечко не уступала, а местами даже превосходила своих соседей в экономическом плане (впрочем, Южная Корея тогда являла собой едва ли не образцовую диктатуру третьего мира), так что дело было лишь в отсутствии должного интереса к игре у руководителей страны. Вернее, у старшего поколения руководителей.
Сейчас невозможно выяснить, каким образом уроженец Хабаровского края Юрий Ирсенович Ким смог стать футбольным фанатом, так что нам остаётся просто констатировать факт: спорт №1 развился в КНДР именно благодаря будущему Любимому Руководителю. Впрочем, тогда, в начале 60-х годов, Ким Чен Ир был всего лишь выпускником Пхеньянского университета, остро нуждающимся в заметных свершениях для того, чтобы утвердиться в борьбе за власть и влияние. Сила спорта в подобных вопросах была прекрасно известна дружба с Советским Союзом не прошла даром а увлечение футболом окончательно задало направление будущим успехам.
Задача на первый взгляд стояла трудновыполнимая: ну где в закрытой и милитаризованной стране без малейшего намёка на футбольные традиции взяться игрокам и тренерам? Решение заключалось в самом вопросе: конечно же, в армии! Десятилетний срок службы, приходящийся на самый «футбольный» возраст, отличная физическая подготовка и невероятная дисциплинированность солдат любой советский ЦСКА позавидовал бы красно-синей завистью такому «исходному материалу». Игровую практику кандидаты в сборную должны были получать в созданном в 1960 году футбольном турнире в рамках ежегодных весенних «Игр технических новаторов» первом регулярном соревновании в КНДР. Тяжелее было с квалифицированными тренерами, но тут хорошим подспорьем стал большой брат СССР и удачно «социализированные» футбольные гранды в лице Венгрии с Чехословакией. Именно там и обучались северокорейские тренеры, в частности, будущий наставник сборной Рэхён Мён.
Взлёт
Стараясь, по-видимому, во всём следовать полученным в соцлагере урокам, сборная КНДР готовилась блеснуть на Олимпиаде-1964. В отборочной группе были без труда обыграны Бирма и Таиланд, но в канун Игр МОК внезапно дисквалифицировал часть северокорейских игроков. Причиной наказания послужило их участие в крайне политизированных играх молодых социалистических государств GANEFO (GAmes of New Emerging FOrces Игры новых развивающихся сил), годом ранее организованных Индонезией. И тренеры, и руководство понимали, что без ключевых исполнителей команду ждал неминуемый провал, и потому решили отказаться от участия.
Казалось бы, все усилия пошли прахом однако всего лишь год спустя крутой поворот колеса судьбы преподнёс КНДР поистине царский подарок, с лихвой компенсировав потерю места на Олимпиаде. На отборочном турнире к ЧМ-1966, заявку в который северокорейцы подали скорее «для галочки», внезапно случилась эпидемия оскорблённой гордости. Сначала все африканские команды посчитали недостойным сражаться лишь за половинку места в финальном турнире и массово снялись с соревнований, а следом за ними южные корейцы не смогли смириться с переносом игр азиатской группы отбора в Камбоджу так что Чхоллиме осталось сыграть лишь со сборной Австралии. В двух матчах «антиподы» были просто размазаны по газону 6:1, 3:1, и северокорейцы едут в Англию.
Подробности того легендарного выступления в лучшем виде освещены как многочисленными историями чемпионатов мира, так и отличным фильмом Дэниела Гордона «The Game of Their Lives», так что нет смысла тратить время и место на очередной пересказ давно известных фактов. Стоит сказать лишь пару слов о дальнейшей судьбе той северокорейской сборной, ведь какие только слухи не ходили о вернувшихся на Родину «англичанах»... Однако семеро её участников не просто живы и здравствуют до сих пор, но даже побывали в 2002 году в Миддлсбро, городе своей боевой славы. В немногочисленных матчах сборной после 1966 года всплывали и другие фамилии из того «четвертьфинального» состава, так что, к разочарованию любителей страшилок, все истории о рудниках и расстрелах игроков являются не более чем плодом нездорового воображения.
Исчезновение
Однако после ЧМ сборная КНДР всё же подверглась своеобразной «ссылке», испарившись из международного футбола на целых пять лет (единственным исключением стал товарняк с Алжиром в декабре 1969 года). Последовательно были проигнорированы отборочные турниры к ОИ-68, Кубку Азии-68 и ЧМ-70. Что случилось, почему столь громко заявившая о себе сборная решила тут же спрятаться в прочный панцирь, вместо того, чтобы развить успех?
имеется же ввиду документальный 2002 года выпуска