Зрелищ и зрелищ
Я уже сбился со счёта: сколькими же авиакомпаниями за всё время летал в Москву? В этот раз меня вёз старенький «аэробус», доставшийся «Авианове», если верить надписям на ящиках, от «EasyJet». У меня на коленях сидела семимесячная дочка, едущая в гости к бабушке. А ровно 9 лет назад я ехал в Москву на матч «Спартак» «Зенит» на автобусе. Простым болельщиком, даже без простенькой плёночной мыльницы. В тот самый день, 27 октября 2001 года, я познакомился со своей будущей женой. Она гоняла за «Локомотив» при этом, да.
Предматчевые расклады были вроде как в пользу «Зенита». И по составу, и по тренерскому уровню команда из Петербурга явно превосходит красно-белых. Но шансы «Спартака» нулевыми отнюдь не выглядели. Травма Алекса заставила Карпина начать думать больше, нежели он привык, но и у Спаллетти голова вполне могла начать обрастать от расстройства: неожиданный перелом Широкова спутал многие карты итальянца. Дело даже не в том, что Широков игрок хороший и незаменимый, нет. Просто в том графике, который сейчас свалился на «Зенит» (справедливости ради: у «Спартака» от немногим легче), начинает сказываться в первую очередь возраст Зырянова и Семака.
Но с «Зенитом» всё было понятно ещё до начала встречи: схема отработана, скорее всего Спаллетти выставлял ту же модификацию, которая смяла Хайдук. С открытым коридором для левого защитника и Данни, бродящего по всей центральной зоне от бровки до бровки.
А вот с расстановкой «Спартака» были возможны самые разнообразные варианты, тем интереснее было посмотреть, что придумает Карпин.
А вот предматчевые наблюдения были далеки от футбола. Я так и не понял несколько московских особенностей. Во-первых, как люди там ездят на машинах в районе 18:00. Нет, у меня и в Петербурге машина большей частью стоит во дворе, а перемещаюсь по городу пешком или на метро, но московский трафик доказывает, что человек выше любых условных рефлексов. Даже если он знает, что после работы простоит в пробке три часа, всё равно сядет в свою машину. Из принципа что ли?
Во-вторых, я так и не осознал правил, по которым на «резервной» полосе (ещё одно московское изобретение) разъезжаются встречные кортежи. Их количество зашкаливает за любые разумные пределы, но и среди них есть более блатные. Внешние различия я, правда, не уловил, но водители членовозов и сопровождения словно чувствуют цвет штанов тех, кого везут их коллеги.
Игра вот и получилась такой: словно на резервной полосе встретились два кортежа. Машины сопровождения, мигалки и все прочие атрибуты. Вроде у москвичей цвет штанов на два ку, но питерские с самого начала дали понять, что количество их ку может стремиться к бесконечности.
А вот дальше было всё: и разборки, кто круче и даже меряние оттенками штанов у действующих лиц спектакля. Которое ещё дождётся своего эциха с гвоздями.
Какого-либо особенного перформанса хозяева не делали. Всё было довольно скромно.
Непробиваемое «не положено» лужниковской милиции шансов на гостевые красоты не оставляет.
Спартаковская трибуна с самого начала решила зажечь в прямом смысле этого слова.
Кстати, о трибунах ещё. Гости решили потешить Комитет по этике и господина Алханова лично, сосредоточившись на поддержке своей команды. Хозяева про этику не вспоминали с самого начала, поэтому привычные опытному уху призывы неслись с завидной периодичностью.
Игрокам до этих разборок дела не было. Противостояние началось. И выяснилось, что либо Карпин читал этот бложик, либо сам сделал какие-то выводы, но вышел он на матч так, как должен был играть с «Челси»: 4-5-1. С чего он решил, что эта схема будет работать с «Зенитом», непонятно, она и не работала. Низко опустившиеся опорные и одинокий Жано был съеден опорными петербуржцев, фланговые позывы гасились без поддержки в центре. «Зенит» завладел мячом и начал методично раскачивать оборону хозяев, пытаясь вывести на удар Кержакова.
При этом «Зенит» выглядел тяжеловато: игра несколько упростилась в сторону забросов.
В борьбе на втором этаже у нападения «Зенита» шансов немного, но первый тайм в любом случае выявил вроде как привычную картину: петербуржцы однозначно сильнее и ведут игру, «Спартак» может рассчитывать только на удачу. И казалось, что весь вопрос только в порядковом номере той минуты, на которой гости забьют.
«Зенит» неплохо растаскивал оборону «Спартака» по флангам, был активен Быстров, остановить которого было тяжеловато.
Но проблемы были видны явственно: Быстров снова «запер» Анюкова на фланге, а полузащита чем дальше, тем больше совершала невынужденных ошибок. Опасностью у ворот Жевнова это пока не заканчивалось, а вот Диканю порой приходилось несладко.
Спартаковские фанаты тем временем развлекались баннерным творчеством. Один из них содержал в себе какие-то уж очень сложные аллюзии, поэтому цели своей оскорбить и унизить не достиг. Судя по всему, авторы рисунка не в курсе некоторых реалий в стане соперника.
Следующий был далёк от тонкости. Вообще повышенное внимание некоторой части болельщиков красно-белых к представителям отряда парнокопытных настораживает. Что-то у них к ним личное.
А на поле чего-то сверхординарного не происходило. Защитники «Зенита» выигрывали свои единоборства, не оставляя шансов Веллитону зацепиться за мяч.
Периодически моменты возникали у ворот Диканя. Гол назревал, и гол этот назревал в ворота «Спартака».
Но на перерыв уоманды ушли при счёте 0:0. Сложно сказать, что происходило в раздевалке красно-белых. Но вот как заметил coverciano, «не существует тренера, который показывал бы за два тайма две разных игровых философии в двух линиях из трёх, чувствуется, что за всем этим стоит чья-то опытная рука, всё ещё способная крепко сжимать одновременно и удочку, и стакан». Уж так оно или нет, мы никогда досконально не узнаем. Вполне возможно, что Карпина внезапно накрыло самым натуральным сатори в лучших традициях риндзай-сю. Так или иначе игра «Спартака» резко изменилась.
Вместо Жано вышел Ари, задание которому было дано в виде конкретных указаний и непереводимой игры слов. Указания играть ниже Веллитона, напрягая опорных полузащитников «Зенита» в обороне, и действуя по линии штрафной в атаке. Игра слов это доступное объяснение, что, каким образом и как долго будут делать с бразильцем, если он, собака лесная, оставит свой пост и уйдёт в свободное плавание как в матче с англичанами.
Спаллетти оставил свой левый фланг на откуп одному защитнику? Который к тому же наелся за прошлую неделю хорватами и дагестанцами? Так давай ударим именно там. Автопробегом по бездорожью. И никаких игр в благородство, мол, Губочан травму получил, дайте Луковичу отдохнуть.
А чтобы быль «Зенита» сделать страшной сказкой, приподнимем наконец-то Ибсона над его привычным местом, а то ещё пара матчей, и бразильский зад разрастётся до рекорда Карвальо времён второго пришествия в ЦСКА. Пусть побегает вперёд, создавая глубину и ширину атаки. И как раз с акцентом на зону Луковича.
Спаллетти на этот ход отреагировал максимально оперативно. Казалось бы: Лазович вместо Семка эта замена ослабляет защиту, но на самом деле она её именно укрепляла. Данни ушёл в центр, Зырянов опустился на место опорника, а Лазович занял место над Луковичем, закрывая пробоину.
И тут случилось то, чего Спаллетти не ожидал. А если и ожидал, то готов к этому не был. Опорные полузащитники поплыли. Опорная зона цвет и гордость спаллеттиевских построений рухнула в одночасье. И нельзя сказать, что одна схема переиграла другую, уступили персоналии. Железный Денисов вдруг начал совершать одну ошибку за другой, Зырянов не успевал туда, где он должен был бы быть.
«Спартак» воспользовался предоставленной возможностью в полной мере, заперев «Зенит» на его половине. И если в штрафную петербуржцы хозяев долгое время не пускали, то подбор проиграли почти весь.
Но ведь если долго сидеть на берегу реки, можно в конце концов увидеть, как мимо проплывают твои враги. С песнями, плясками, баяном и цыганами. И вообще все в шоколаде. Особенно если при этом позволять беспрепятственно навешивать в собственную штрафную.
Особенно если очень часто давать навешивать в штрафную.
Проблема Данни в такой ситуации решается просто: он сам прибегает за мячом, потому как никто не пасует даже в направлении зоны диспетчера. Блокировать же зенитовскую «десятку» на его половине поля не только не вредно, но и полезно.
А дальнейшее уложилось в логику произошедшего. Следствие из причины: провал в опорной зоне, и центральные защитники начинают выбрасываться вперёд. Ломбертс, который должен играть второго номера, остаётся один против Веллитона, но «Зениту» некоторое время везёт с тем, что Комбаров на своём фланге неубедителен, хотя как расплата за это минус Быстров в атаке «Зенита».
Жёлтая Веллитону, мягко говоря, странная. Пенальти там был вернейший.
Кстати, верный признак того, что болельщики гостей разуверились в грядущем голе своей команды это сжигание запаса пиротехники до собственно этого самого гола.
А вот гол «Спратака» всё же состоялся. «Зенит» мог сохранить ничью, но это было бы везение. Можно, конечно, винить Алвеша, но опять же он играл и за себя, и за тех парней, которые отдали зону перед штрафной.
Во время игры, наблюдая момент сквозь видоискатель, я был уверен, что Егоров свистнул абсолютно левый пенальти: Алвеш стопроцентно сыграл сперва в мяч. Просматривая повтор, мнение поменял. Как в том анекдоте: а ручки-то вот они. Держал за руку? Держал. На точку.
1:0.
Человеку, живущему в Петербурге, моветон писать о том, что ему понравилось, как играл «Спартак». С «Зенитом». Но что поделать, тут как с творчеством Лаэртского: многим нравится, но признаваться в этом, особенно с цитатами вслух, как-то неприлично. Но соблюдать приличия я как-то не научился, честное слово.
«Спартак» во втором тайме сыграл если не отлично, то как минимум хорошо. По ситуации. И не умаляет его заслуг эпидемия кори, скосившая зенитовскую полузащиту.
То, что случилось после свистка, вызвало бурю возмущения у всех. Простыни текстов о недопустимости, наказаниях, профилактике... Но признайтесь честно: понравилось ведь? Я знаю, что понравилось.
Естественно, я ни секунды не верю в то, что Карпин общался с Денисовым в стиле «что же ты, рядовой Петров, своему боевому товарищу расплавленным оловом на лоб капаешь». Правда, расшифровка разговора по губам (мне почему-то сразу же вспомнился момент, когда Аксель Фоули объясняет, что ему нужен не целый поднос, а только два банана, следи за губами: два банана!) не раскрывает до конца, что же говорил Карпину Денисов. Ну да ладно, накипело у людей, поговорили, разошлись. Вроде всё закончилось.
Но тут безвестный доныне физиотерапевт «Спартака» решил, что это его шанс. Вот кому из вас до этой среды хоть что-то говорила фамилия Панассольо? А написали бы вы её без ошибок до 22:00 27.10.2010?
«Пропустите меня к этому человеку!» кричал бразилец, подражая гениальному Владимиру Семёновичу. Чем Панассольо провинился перед Ибсоном непонятно. Сама сцена, конечно, изумительная.
Кто все эти люди? как бы говорит нам взгляд Панассольо.
По-моему, Ари его тоже не знает.
Весёлое кончилось. Кто-то грустно приветствовал трибуны.
Кто-то не замечал корреспондентов, подсчитывая собственные титулы и титулы Денисова. Посчитал не очень удачно, кстати, ну это и не важно, на самом деле.
Кто-то объяснял, в чём дело, почему не скажет, кто виноват и что вообще делать дальше.
А кто-то счастливо отдувался: и движуха была, и не виноват вроде.
Борьба за чемпионство, вроде как уже потускневшая, приобрела чуть более бодрый вид. Уровень трагедии концовки подло сбило «Динамо», отняв очки у ЦСКА, а ведь пять очков было бы совсем интересно. В Петербурге большинство, правда, больше тоскуют о бывшем возможным десятиочковом преимуществе перед ЦСКА.
А матч получился отличный. Одно зрелище сменяло другое. И разговоров теперь до КДК и после.
Отличный текст, отличные фотографии.
Думаю, что по тактической части все гораздо проще. У «Спартака» в этом матче мог быть только один козырь (помимо фактора хозяйского поля) – он был заведомо свежее. И Карпин, как бы иронично-снисходительно Вы к нему ни относились, уж такую-то простую вещь не мог не понимать. Более того, он даже, вероятно, стремился именно к этому, оставив на скамейке половину основы в Новосибирске.
То, что «Зенит» начинает выдыхаться, было видно еще в первом тайме. И, честно говоря, никакого ощущения вызревания гостевого гола у меня не было при этом. Нет, забить-то «Зенит» мог, конечно, но голевые моменты как раз были абсолютно спонтанными (в отличие от весеннего матча в Питере, например, где ответный гол именно что зрел, был более чем логичен и т.д. и т.п.).
Во-вторых, никакой вариативности в плане тактики у Карпина и не было, ибо скамейка у «Спартака» куда как скромнее зенитовской. Про потерю Широкова Вы упомянули, а об отсутствии Алекса забыли. Таким образом, весь тактический выбор Карпина сводился ко все той же «челсианской» альтернативе – или 4-5-1 с Жано или 4-4-1-1 с Ари. Все! И, как в матче с «Челси», так и в матче с «Зенитом», были задействованы оба эти варианта.
Ну и напоследок пару слов про «Зенит». По поведению Спаллетти на пресс-конференции после матча мне показалось, что он крайне раздосадован, и поражение это для него оказалось весьма болезненным, несмотря на то, что он очень старался не показать виду. Собственно говоря, вопрос с чемпионством-то давно ясен. Поэтому и смеялись в зале. Таким образом, у Спаллетти в этом году было ровно 2 главных матча – с «Осером» в гостях и со «Спартаком» в гостях. Все остальные, так или иначе – турнирная рутина. И так случилось, что оба матча Спаллетти проиграл... За этим следует такой приглушенный межзубный звук, свидетельствующий о некоем разочаровании :). Хотя лично я к Лучиано по-прежнему отношусь с огромной симпатией и уважением.