6 мин.

Несправедливость в работе с детьми

Несправедливость

Несправедливость, которую надо постараться устранить при работе с детьми хотя бы до начала игры на результат, т.е. до начала этапа спортивного мастерства. А в идеале 18 лет.

Комплектование учебных групп и команд на сегодня в России проводится по возрастному критерию. Это означает, что в одной команде или группе будут дети, родившиеся 1 января и 31 декабря текущего года. Формально, по документам, они однолетки, но реально родившиеся 1 января на 364 дня, старше рожденного 31 декабря этого же года. Первый, как правило, выше и тяжелее, с более высоким уровнем физической подготовленности. Он больше загружен тренировочной работой, чаще играет в юношеской команде СДЮШОР. Иное отношение к детям, родившимся во второй половине года. К ним меньшее внимание, потому что обеспечить победный результат для них затруднительно. В результате – замедленное прогрессирование и преждевременный уход из футбола. Такое положение сохранится до пубертатного скачка, после которого возможны изменения в динамике физического развития и дети, отстающие в развитии, или рожденные в конце года, догоняют и опережают тех, кому уступали в физике на начальной стадии в ДЮСШ.

Такое деление удобно для провидения всевозможных соревнований. Многие «специалисты» ратуют за то, чтобы сузить комплектование групп до 6 месяцев. Эта точка зрения говорит о недальновидности, и незнание предмета. Что бы в группах дети прогрессировали и были мотивированы, надо набирать детей разных возрастов. Как это было в дворовом футболе, где в играх принимали участие разновозрастные футболисты. Каждый мальчишка стремился как можно быстрее попасть в команду к старшим ребятам, это и был их стимул, мотивация.

Чтобы дети прогрессировали каждый год и тянулись за старшими, группы надо делить не по одному году, а по два или еще лучше по три, как это практикуют в Голландском «Аяксе», т.е. (6-7) (8-9) или (6-7-8) (9-10-11).

При таком комплектовании групп, дети мотивированы и каждый год прогрессируют. Видят пример в лице старших ребят и на протяжении всего времени обучения, тянутся за ними, копируя и подражая.

Смешанные по возрасту группы – это копия развития детей в «дворовом футболе» и для обучения, развития и прогресса дает много плюсов.

На сегодня среди тренеров много вопросов по тому, что лучше, вести группы детей от начала и до конца или год, два и передавать группу другому?

·         В смешанных группах, эта проблема   решается легко. Тренер работает со своим возрастом в зависимости от классификации, и каждый год футболисты в группах меняются, а не тренеры.

·         Игра на результат в этом случае не приемлем. Сложно требовать результат от команд, в которых собраны дети разного возраста.

·         Решается и проблема подстав? Для чего родители занижают возраст своим детям, а тренеры используют их? Для того, чтобы их команды имели преимущество перед соперником, и у них было больше шансов победить.

·         Дети больше играют на укороченных полях, тренер не торопиться выводить их на большое поле для взрослых.

Уровень подготовленности и прогресса юных футболистов на каждом этапе многолетней подготовки должен наблюдаться в соревновательных достижениях. При этом на начальном этапе ведущими являются физкультурно – оздоровительное развитие личности. На этом этапе, дети участвуют во многих соревнованиях товарищеского характера (турнирах-фестивалях), что бы дети не чувствовал психологического давления присутствующего во время футбольных матчей. Не боялись, совершать ошибки и тем более детский тренер не имеет права укорять за это. Самое главное нельзя во время этих матчей тренеру навязывать свою точку зрения и видение игры, подсказывать во время матча, и требовать от него играть «проще». Ребенок должен сам познать и раскрыть свое понимание, и ощущение игры в футбол. Тренер обязан предлагать варианты развития в игре, но выбирать или нет должен сам ребенок. Только в случаях нарушения дисциплины или неправильного поведения в обществе, тренер обязан пресекать и дипломатично объяснять недопонимание.

Тренерам надо обратить внимание на утомляемость детей, особенно на первом этапе обучения. Дети во время обучения или игры сами решают, когда и сколько им отдыхать. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Все дети разные и фаза усталости у них разная. Кто-то устает быстро, кто-то позже. Дети в этом возрасте быстро устают и соответственно быстро восстанавливаться. Паузы в игре заполняются отдыхом и частым питьем воды. Надо научить детей правильно пить воду, т.е. не заливать в желудок, а поглощать ее глотками, маленькими порциями, предварительно подержав во рту.

В группах занимаются как мальчики, так и девочки. На этом этапе юные футболисты изучают подвижные игры, осваивают процесс игры в соответствии с принципами «дворового футбола», изучают основы техники футбола, элементы тактики малых групп. Дети обучаются, учатся играть и получать радость от игры, и общения. На этом этапе дети получают теоретические знания о технике футбола, основах тактики и правилах игры в футбол, гигиеническом обеспечении учебного процесса, о том, что такое врачебный контроль и что нужно делать, если в ходе тренировки ребенок получил травму.

Они не участвуют в официальных соревнованиях «…по причине вреда, который наносит преждевременная интенсификация подготовки юных спортсменов путем раннего подключения их к системе соревнований с установкой на демонстрацию максимальных возможностей и с созданием стабильной команды». Матчи с их участием носят товарищеский характер и в них принимают участие все участники соревнований, вне зависимости от уровня подготовки.

Они участвуют во множестве футбольных фестивалях и турнирах носящий не принципиальный характер, а товарищеский. В игре практикуется не добывание очков всеми способами, а обучение детей футбольному мастерству и тактике ведения игры.

Победа не лежит во главе угла, а является естественным желанием детей победить.

Нельзя до 18 лет афишировать в СМИ детские мероприятия и результаты детских соревнований, дабы не создавать условия для испытания детей «медными трубами»

 

Мы не имеем право воровать у детей детство, прикрываясь лозунгами «идти на жертвы, ради достижения футбольных результатов» Дети до 18 лет, должны обучаться, а не тренироваться. Они не должны быть загнаны в рамки регламента, у них должно быть право на ошибку, не ошибается тот, кто ничего не делает.  По статистике 2-5 % ребят попадают в команды мастеров из 10 000 выпускников ежегодно. Единицы из них попадают в команды мастеров. Стоит ли эта тенденция таких жертв???

Необходимо учитывать, что при одном и том же паспортном возрасте у детей может быть разный биологический возраст. Предположим, что по паспорту двум детям 10 лет, но по уровню развития функциональных систем организма (костно-мышечной, нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной и т.п.) возраст одного из них соответствует возрасту восьмилетнего, а у другого – возрасту двенадцатилетнего. Есть и спортивный возраст, который определяют уровнем тренированности, эффективностью техники выполнения игровых приемов, тактическими знаниями. И здесь между детьми одного паспортного возраста могут быть значительные различия. Все эти факторы необходимо учитывать при планировании тренировочных нагрузок. Состав, объем, и интенсивность этих нагрузок должны соответствовать как требованиям игры, так и особенностям структуры подготовленности юных футболистов. Лучшие качества каждого юного футболиста, которые определяют меру его талантливости, должны развиваться и совершенствоваться, прежде всего.

О каком соревновательном процессе игры на результат идет речь, если дети, которые в разное время пришли обучаться футболу, элементарно на разных стадиях развития.

До этапа спортивного совершенствования.  Дети должны участвовать во многих соревнованиях, носящих товарищеский характер (фестивалях), игра должна быть в удовольствие, а не в тягость. Команды составляются так, чтобы в игре принимали участие все заявленные. Дети должны играть с улыбкой. Первый показатель правильности проведения соревнований, это позитив, улыбки и проявление жизнерадостности всех участников без исключения. Наш менталитет мешает чувствовать себя счастливым рядом с играющими детьми т.к. наши амбиции заставляют нас гневаться, проявлять отрицательные эмоции там, где их не должно быть априори.