"Крылья Советов" - "Рубин". Тактический обзор матча
Не вызывающая сомнений победа "Рубина" была основана на полном превосходстве в полузащите и своевременном выходе Рязанцева.
Диспозиция
Команды начали в примерно схожем ключе. Самарцы выстроились в 4-5-1, при атаке в начале матча она разворачивалась едва ли не в 4-3-3, при этом Самсонов и Яковлев старались держаться ближе центра. «Рубин» же играл в атаке 4-4-2.
Смещения Самсонова и Яковлева в центр не выглядели, как игра классических инсайдов. Более того, если позволите, я бы сказал, что при обороне оба играли едва ли не на позиции опорников или центрхавов, обеспечивая давление на Нобоа и Натхо. Малопонятный ход Тарханова, открывший фланги Кузьмину и Калешину.
Странная оборона
Оборонялись же «Крылья Советов» фактически двумя линиями 4+5, при этом встречали «Рубин» достаточно далеко от центральной линии.
Для Нобоа эта "встреча" была практически незаметной — обученные игре в быстрый пас на контратаке полузащитники «Рубина» могут отдать пас и на 40 метров, что уж там о 15 — так, раз за разом направленными передачами опорники казанцев выводили своих форвардов прямиком на свидание с Лобосом.
Выход же из обороны у «Крыльев» сразу не заладился — да и как ему было заладиться, когда выход производился длинным пасом из зоны, где находится 10 игроков команды в остальную часть футбольного поля, где (где-то) должен быть Савин. В итоге мяч в 90% случаев вновь оказывался у «Рубина», причем в позиции, когда пас на ход форвардам встречает защитников на противоходе. Если бы не Лобос, быть беде. Красноречиво о проблеме выхода из обороны в атаку и первого паса у самарцев говорит количество успешных отборов за игру у Нобоа — 7 из 23, при том, что все 4 защитника «Крыльев» совершили 12 успешных отборов из 22.
Расчет Тарханова на отсиживание в обороне непонятен. Для «Рубина», большую часть голов забивающего группой из 3-4 игроков, при игре на скорости не становится проблемой оборона европейских грандов. Навязывать борьбу, мешая первому проникающему пасу ни один полузащитник хозяев не собирался, встречая соперника перед своей штрафной, а выхода в атаку, удержания мяча и давления на чужой половине поля игроки самарской команды с такой схемой и тактикой предложить не могли. При этом «Рубин» владение стал забирать сразу активным прессингом именно в зоне первого, открывающего атаку паса, и это у них удавалось успешно. А активнейший высокий прессинг применялся и на этапе выхода из обороны в атаку.
Странная полузащита
В принципе, 4-5-1 хозяев предполагала, думается, такой вариант, при котором два из трех центральных полузащитников встречали бы Нобоа и Натхо, не давая им начать атаку, а третий либо держал бы одного из оттянувшихся назад форвардов, либо встречал бы прорвавшегося полузащитника «Рубина». Только вот Мартинс всегда оказывался между защитниками и опорником, а Нобоа и Натхо никого обыгрывать и не собирались, моментально ускоряя атаку стремительным пасом на форвардов, чаще всего в штрафную.
Когда же «Крылья Советов» едва ли не случайно (очень уж редко это получалось) навязывали прессинг на чужой половине поля, у «Рубина» сразу же пропадали любые возможности для развития атаки.
Как следствие проблем в полузащите, возник вариант с выходом «Крыльев» в атаку длинным пасом защитника, либо ускорением фуллбека. Отдать первый пас и защитникам было не просто — они находились под жестким прессингом соперника, хотя временами эти передачи и выглядели единственно верным решением, а вот что касается фуллбеков... Леилтон в этом матче выглядел, как игрок английской северной конференции. Грузный, подолгу обдумывающий каждое движение. Характерными были моменты, когда команды при проходе Леилтона по флангу останавливались в ожидании его паса. Естественно, этот пас становился добычей игроков «Рубина».
Не менее характерными были ошибки полузащитников самарцев в выборе позиции при встрече гостей на этапе второго паса. На кадре — три полузащитника «Крыльев» бегут в игру очевидно, после того, как отвлеклись от своих дел. От каких — непонятно. Впрочем, скорее всего, это даже не их ошибка, а ошибка Тарханова, если он действительно дал им задание играть выдвинутых вперед чистых хавбеков. Схема с двумя опорниками против «Рубина» наверное, была бы эффективнее.
Второй тайм
В конце первого тайма Касаев с Быстровым поменялись флангами, но ничего необычного это в игру не привнесло.
По итогам первого тайма Мартинс, хоть и достаточно активно разрушал оборону «Крыльев», умно выбирал позицию между линиями, но все же не добавлял остроты в атаку, и его замена на Рязанцева выглядела довольно логичной. При получении мяча в той же зоне, что и Мартинс, Рязанцев мог отдать еще один обостряющий пас, который стал бы для обороны «Крыльев» явно проблемным. Кроме того, это добавляло вариативности «Рубину» в полузащите — появлялась возможность игры в короткий пас.
Именно этот короткий пас Рязанцева и начал голевую атаку казанцев.
Теперь уже каждая потеря позиции в обороне полузащитниками хозяев была почти роковой — в свободной зоне за мяч боролся Рязанцев. В голевой атаке полузащита самарцев как бы совсем отсутствовала на поле — Рязанцев остался за спиной у номинального опорника, а в центре полузащиты сразу три игрока казанской команды — и ни одного самарца. Натхо получил и время, и пространство для голевого паса.
Рязанцев в отличии от Мартинса стал играть гораздо шире, по всему флангу атаки, при этом Касаев и Быстров гораздо активнее стали превращаться в инсайдов, смещаясь в центр и открывая фланги Калешину и Кузьмину. Растягивая игру по флангам забеганиями фуллбеков, «Рубин» старался освободить пространство в центральной зоне, куда врывалось трио центральных полузащитников.
«Крылья» растягиваться не хотели — что ж, получили гол с фланга. Голевую передачу при этом отдал ворвавшийся по флангу в штрафную Рязанцев. Что делал в этом моменте Леилтон, и где он был, непонятно до сих пор.
Две замены проводит Тарханов — вместо Савина и Кузнецова вышли Гриднев и Елич. В схеме «Крыльев» ничего не поменялось, как и на левом фланге защиты — Леилтон продолжал пятиться назад перед Касаевым вплоть до самой штрафной, предоставляя ему все удобства для развития атаки.
Луч света
Лишь в середине второго тайма «Крылья» почувствовали, как можно играть против «Рубина». Сначала появился активный прессинг на чужой половине поля, а затем и понимание того, что оборону «Рубина», которой помогали сразу три центральных полузащитника (Рязанцев отходил в оборону очень глубоко, играя едва ли не в линию с опорниками), через центральную зону не пройти. Пара атак с использованием флангов на фоне беспомощных потуг в первом тайме выглядели едва ли не феерией.
Бердыев долго испытывать судьбу не стал, решив добавить агрессивности на своих флангах — тут же на поле появился Карадениз, заменив хорошо отработавшего на фланге Быстрова. Касаев ушел на левый фланг, Карадениз — на правый.
Впрочем, у «Крыльев» еще оставалась возможность атаковать через фланги — все-таки тот же Касаев уже подустал, и стал больше играть для рефери и для себя, чем для команды. Но не хватало мастерства и скорости мысли — особенно методично уничтожаемому мной в этом обзоре Леилтону. Скажу откровенно — это первая игра «Крыльев», которую я смотрю в сезоне, и может быть, Леилтон просто провел не лучший матч, но по этому матчу он не игрок уровня Премьер—Лиги. Хотя он старался, забегал, но в каждом моменте обрабатывал мяч не меньше 3-4 секунд, а потом разводил руками — не сказать, что отдать было некому, но кому — он не знал или не видел. Бегал Леилтон очень много, но всё куда-то не туда.
Унылый финал
Подуставшего Корниленко заменил Медведев. Но ход игры это не поменяло — игра, по воле и желанию «Рубина», катилась к унылому российскому катанию мяча. Касаев и Леилтон соревновались в падениях, «Крылья» укрепляли свое преимущество в проценте владения мячом, не зная, что с ним делать, комментатор, заскучав, начал рассуждать о видеоповторах.
Выводы
Справедливая победа «Рубина» и явный недостаток класса у игроков «Крыльев Советов». Игра так и завершилась, несколько выводов. Во-первых, провалила матч полностью, с первой и до последней минуты полузащита «Крыльев». Дело даже не в технике, не в желании, и не в креативности. Она просто гораздо медленнее мыслила, чем полузащита «Рубина». Возможно, в таких условиях Тарханову стоило сыграть все-таки с двумя опорниками. Во-вторых, не хватало прессинга — и так уступая сопернику в скорости мышления, хозяева не сделали ничего, что действующим чемпионам это самое время на принятие решений сократить. В итоге именно далеко не блестящая игра полузащиты обнажила проблемы фуллбеков — Цаллагов атаке и вовсе толком помочь не смог, а Леилтон хотел, да не получалось. Все, что я по этому поводу думаю, написано выше.
«Рубин» сыграл солидно, Бердыев провел грамотные замены, своевременно выпустив Рязанцева и Карадениза, добавив тем самым в первом случае разнообразия атакующим действиям в зоне между защитой и полузащитой самарцев, а во втором случае — успокоив фланги хозяев, добавив на них давления.
«Лишь в середине второго тайма «Крылья» почувствовали, как можно играть против «Зенита»» - причем здесь Зенит?
И про то, что для атаки Рубина не проблема оборона европейских грандов пожалуй чересчур) Как раз атака - не самая сильная черта нынешнего Рубина.
http://www.fcrubin.ru/raznoe/krilya-sovetov-rubin--takticheskiy-obzor-matcha.html
Отдав «Рубину» половину половины своего поля, можно было тогда сразу не заморачиваться на обороне, а сыграть 4-2-3-1, с опорниками, которые бы встречали в районе центрального круга соперника, и прижать на флангах прессингом... Но для этого не Леилтон и Цаллагов на флангах нужны.
В общем, если «Крылья» выполнили установку тренера - то претензии к Тарханову. Если они сыграли не так, как он планировал - то претензии к полузащитникам) Но что-то сомнительно, чтобы опытный тренер решил «Рубину» без борьбы центр поля отдать)
Да нет как раз это всегда разные 3-4 футболисты ,даже центро дефы в атаке участвуют иногда
Я хотел подчеркнуть, что «Рубин» при игре на скорости, может 3-4 игроками пройти и не такую оборону. Они на это и делают ставку. А уж оборону вчерашних самарцев - и подавно, раз уж они давали им и разбегаться, и отадавать сквозные передачи в штрафную с дистанции в 30 метров от ворот и ближе.