9 мин.

Что бы стать хорошим тренером, надо убить в себе футболиста «Кокорина» ))

Автор: Кудинов Д.В. «dk_080263@mail.ru» тел: 8 916 5088405.

Пожизненный футболист, это диагноз. Многие, закончив футбольную карьеру, продолжают жить, не утруждая себя. Все мальчишки, занимающиеся футболом без исключения, где-то с 10-14 лет переставали прилежно учиться в общеобразовательной школе, так как футбол занимал их большую часть времени. Соответственно силы, потраченные на тренировках и соревнованиях, подлежат еще и к восстановлению.  Подумайте: где взять время и найти энергию для обучения в школе? Да и зачем заморачиваться по этому пустяковому поводу, если ты будущий «Кокорин» со всеми вытекающими последствиями. Никто из них не задумывается, что знания на всю жизнь, а в футболе добиваются чего-то единицы. Необразованными остаются все. К сожалению, такова жизнь. Потому и многие из бывших профессиональных футболистов сегодня идут в тренеры, так как на большее и не претендуют по определенным причинам.

Пожелание будущим тренерам, в руки которых родители вручают судьбы своих детей.

У каждого начинающего тренера возникает вопрос, что сделать, что бы у его команды и футболистов получилось то, что не получается у других. Как вырастить игрока высокого уровня? Выбрать и двигаться в правильном направлении сложно без педагогов, дающих знания. Но у каждого учителя ты учишься чему-то по не многу и только тебе дано собрать все воедино, в общую концепцию. Иметь свое мнение и разработать свою систему для достижения цели. Это дополнение помогает раскрыть проблемы детско-юношеского футбола (Д.Ю.Ф.) и помочь определиться начинающему специалисту в выборе направления к конечной цели.

 

Чтобы стать хорошим тренерам, надо убить в себе футболиста.

Надо начать обучаться тренерскому мастерству.

А что бы стать хорошим детским тренером, надо убить в себе тренера и стать педагогом – преподавателем, любящим «отцом» для каждого без исключения игрока команды.

 

«Тренер заложник игры на результат, тренируя команду.

Учитель игры в удовольствие, обучая и раскрывая в ребенке только его понимание игры, креативность. В том и другом случае прогресс неизбежен, но важна составляющая процесса, и итог» …

Наша система Д.Ю.Ф. скопирована с взрослой системы, что, априори, в корне неверно. Взрослый футбол заточен на достижение результатов, а что бы достичь результата тренер вынужден не обучать футболистов индивидуально, а тренировать их. Работа детского тренера оценивается так же по результатам поощряются победы во всевозможных соревнованиях. Обучая детей, тренер обязан ко всем относиться одинаково. Не деля их на любимчиков и остальных, на основной состав и запасных. Родители всегда возмущались, тем, что их дети часто и подолгу просиживают в запасе, дети обделены игрой и вниманием со стороны тренера по сравнению с другими. И они правы. Ни один специалист не сможет определить лет до 16, из кого вырастит футболист, так какое право он имеет не давать детям нормально развиваться и получать удовольствие от самого процесса. Играя на результат, тренер, зависимый от него, вынужден играть по правилам существующей системы (копирование взрослого футбола), он выставляет на игру ребят, физически более подготовленных на данный момент, обделяя игровым временем и вниманием ребят слабее. Ибо, по-другому у него мало шансов победить. Этот путь в корне неверен и приводит к тому, что за счет акселератов тренер добивается результата, а на выпуске имеем серую массу выпускников похожих друг на друга без какого-либо креатива, «армию полуфабрикатов». Из которых только 2-5% попадают в команды мастеров, а остальных малограмотных, неприспособленные к жизни система выплевывает в жизнь.

Иоганн Круиф, прожил бурную футбольную жизнь, как игрок мирового уровня, так и тренерскую, в таком клубе как Барселона.

«То, как он представлял себе футбол, вызвало восхищение во всем мире.

Он всю после футбольную жизнь боролся за то, чтобы вернуть футболу его первоначальное предназначение как развлечения. Игроки и болельщики его за это поблагодарят, но, к сожалению, для этого нужно было преодолеть сопротивление тех, кто пытается превратить этот вид спорта в зрелище с предсказуемым финалом, организуемое исключительно ради достижения результата и получения выгоды.

Все болельщики прекрасно помнят, что, перед тем как «Барселона» выиграла Кубок чемпионов на стадионе Уэмбли, Круиф сказал своим игрокам: «Идите и наслаждайтесь».

Это мнение мэтра, в отношении взрослого футбола, что же тогда сказать, про детский в России.

Надо разделить детский футбол и взрослый. На сегодня они развиваются по одному сценарию, это неправильно. В детском футболе должно быть больше обучения, чем тренировки и наоборот.

Детский футбол должен развиваться по своим правилам. Дети, играя в футбол, должны получать удовольствие и радость от самого процесса, они во время обучения не должны бояться совершать ошибки, ибо, не ошибаясь, сложно чему-то научиться.

Ни один тренер в мире, не способен научить играть в футбол. Но грамотный тренер, любящий свое дело, способен помочь раскрыть ребенку только его понимание, и видение игры.

Станиславский говорил, что научить режиссуре невозможно, но можно научиться.

Пайчадзе в 1967 году, будучи на финале «кожаного мяча» говорил, что в футбол научить играть нельзя, в него можно научиться. Для этого футбол надо очень любить и уделять ему много времени.

Для плодотворного обучения ребенка футболу, надо создать среду, где взрослые (родители, тренеры, функционеры, болельщики), не будут вмешиваться в естественное развитие ребенка, не мешать, а помогать раскрыть ему его потенциал, индивидуальность, креативность.

Чрезмерное внимание и ажиотаж, мешает ребенку нормально развиваться.

Грамотно созданная методика, поможет учителю не перегружать физически и морально будущего человека общества и футболиста с большой буквы.

 

Тренер,  который перестает учиться, перестает быть тренером.

 

 

«А кем является детский тренер сегодня, в таком великом клубе, как «Барселона» или «Реал»? Тренером или педагогом? Если тренером, то он захочет строить карьеру, добиваться с командой результатов. А он не должен жить этим; он может требовать результата только в виде усваивания учениками его уроков».  Я категорически против того, чтобы детским тренерам нужны были какие-то бумаги, дипломы для выполнения своей работы. Кто должен тренировать? Парень «из народа», который всю жизнь играл в футбол и теперь хочет посвятить себя работе с детьми. Не тот, кто постигал тренерские премудрости, обучаясь в специализированных заведениях; пусть этот сеньор занимается своей карьерой. А как поднимаются по карьерной лестнице? Выигрывая, побеждая. Если ты – руководитель клуба, ты не возьмешь на работу тренера, который завершил сезон со своей юношеской командой, скажем, на четвертом месте. Хотя, на мой взгляд, может быть, это и есть самый лучший тренер на свете» - Йохан Круиф…

Детей младшего возраста должны обучать не бывшие футболисты с именем и амбициями, а люди, умудренные опытом и знанием, любящие детей и увлеченные футболом. Спутником таких занятий должна быть радость детей от самого процесса игры и обучения футболу.  То как происходит во всех цивилизованных странах Европы.  Радость и счастье, то чего мы лишили наших детей, торопясь собрать урожай в виде побед и титулов.  Детский профессионализм – это зло, которое ворует у наших детей детство, и радость общения   при игре в футбол. По статистике в команды мастеров попадает 2 – 5 % выпускников ДЮСШ.  «Куда же деваются те 95 % прошедшие всю мясорубку   раннего профессионализма ребят?»

Тренеры с именем и амбициями должны работать позже, когда начинается соревновательный процесс, т.е.  в начале этапа спортивного совершенствования.

Станиславский говорил, что научить режиссуре невозможно, но можно научиться.

 

Самая хорошая тренировка – это игра в футбол, в которой, обязательно принимает участие преподаватель, разбирающийся в тактике и умеющий показать, а главное научить ребенка всем премудростям игры.

Футбол из всех игровых видов спорта самый сложный в обучении (т.к. играют ногами). Один заслуженный ветеран футбола в 1967 году, будучи на финале «кожаного мяча» говорил, что в футбол научить играть нельзя, в него можно научиться. Для этого футбол надо очень любить и уделять ему много времени.  Раньше «улично-дворовый футбол» справлялся с этим, многочасовыми баталиями на пустырях, пригодных для игры в футбол.

В послевоенное время, все свободное время занимал двор.  Футбольные матчи порой продолжались до ночи, и повторялись изо дня в день. В этих играх закалялся характер, и дети набирались футбольного мастерства. И только с 14-15 лет они начинали заниматься организованно. В 1960-1970-е годы дети приобщались к организованным занятиям футболом с 10-12 лет.   До этого они приобретали значительный опыт в естественных условиях «улично-дворового» футбола.  Дворовый футбол приказал долго жить лет 30 назад. На смену «стихийному» пришел «организованный» футбол - детей стали отбирать, а чаще набирать с шестилетнего возраста. Основным стал (и до настоящего времени сохраняется) подход к содержанию тренировочного процесса, основанный на применении однообразных упражнений с акцентом на физическую подготовку, форсирование тренировочного процесса и возрастание нагрузок.

Мы заблуждаемся во мнении, что тренер может научить играть в футбол. Ребенок может научиться играть в футбол, если он захочет, и, если он растет в плодотворной среде. Темпы его прогресса зависит от количества времени, потраченное на тренировки по футболу. Почему у нас вырастают, как их называют специалисты «полуфабрикаты»? Потому что тренер во время тренировки и игры ходит и подсказывает, как детям играть и куда бежать. Он им навязывает свое видение и понимание футбола. Это мешает детям раскрыть свою индивидуальность, свой присущий только им потенциал и креативность. Тренер во время обучения должен советовать, а ребенок уже сам решает понадобиться ему это в игре или нет. Если ребенок чувствует рядом помеху в лице тренера или любого взрослого человека, он не в состоянии расслабиться и раскрыть свои возможности, свой потенциал.  Учитель рядом должен быть для него старшим товарищем, но определяющим его направление развития, тогда он более раскрепощён и свободен в проявлении творчества на поле.

В дворовых условиях старого футбола этот закон действовал неотвратимо. Поэтому хорошую черту дворового футбола многократное повторение игровых приемов во время футбольных баталий на пустырях и во дворах, мы должны перенести в детские спортивные школы (ДЮСШ) и секции футбола (СФ).

На физкультурно-оздоровительном этапе, мальчики и девочки должны заниматься футболом в смешанных группах. Это связано с тем, что уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Генетически мальчики сильнее, но скорость возмужания у них медленнее, чем у девочек. Два этих фактора, накладываются   один на другой, обусловливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста до 12–13 лет, то есть до начала пубертатного скачка. Смешанные группы способствуют развитие нормальной, традиционной ориентации и большего интереса в общении.

Тренер должен понимать, что мальчик или девочка – это не уменьшенные копии мужчины и женщины. У них есть своя специфическая психология, особый род взаимоотношений с партнерами, особенности протекания физиологических и биохимических процессов. Именно поэтому юных футболистов и футболисток надо больше обучать, а не тренировать. На этом этапе с детьми должны работать люди, любящие детей и общение с ними. Эти занятия не должны быть уменьшенными копиями тренировок взрослых спортсменов. Детский футбол отличатся в корне от взрослого. Все упражнения протекают в игровой форме, желательно с мячом. Занятия должны проходить в атмосфере радости и взаимопонимания тренера и детей. На начальном этапе взаимоотношение между ними должны быть дружескими, «родственными» как родителя и ребенка разбавленные заботой, вниманием и любовью.

 

Результаты: проанализирована соревновательная практика юных футболистов России на этапах многолетнего совершенствования. Установлено, что основной целью деятельности российских тренеров детско-юношеских футбольных команд является текущий результат, а не качество и эффективность тренировочного процесса, направленного на индивидуальное развитие и подготовку креативного игрока.

Заключение: определена необходимость внесения изменений в отечественную систему многолетней подготовки, практику проведения детско-юношеских соревнований, педагогические подходы управления спортивной деятельностью юных футболистов.

Заметим, что системы многолетней подготовки юных футболистов к интеграции в профессиональный спорт в России и странах Западной Европы существенно отличаются. Это обусловлено различиями в менталитете, тренерских подходах к определению целей, задач, форм организации тренировочной и соревновательной деятельности, а также к разработке стратегии подготовки футболистов.

При этом основными критериями эффективности тренировочного процесса, особенно на начальных этапах подготовки юных футболистов, должны быть планомерное развитие двигательных качеств и приобретение двигательных навыков, и только с 15 лет – начало игры на большом поле (для взрослых) и успешность соревновательной деятельности.

 

 

 

 

 

Мнение специалистов, если идти к мастерству через результаты, то к цели приближаешься быстро, но отдаляешься от мастерства. Если к результату идти через мастерство, то путь к цели будет длиннее, но зато к совершенству ближе.