4 мин.

Станция «Дно» на горизонте

Евгений Ловчев: Это позор. Но с Бельгией будет лучше

Знаменитая петиция за роспуск сборной России по футболу, собравшая огромное количество подписантов, конечно, была в значительной степени абсурдной по самой постановке вопроса. Но в вместе с тем эта общественная кампания, проходившая под лозунгом «Мы хотим гордиться, а не стыдиться», засвидетельствовала отношение сотен тысяч российских болельщиков футбола к состоянию дел в нашем многострадальном футбольном хозяйстве. И к игре нашей национальной команды в частности, которая, собственно, служит некоторым индикатором этого самого состояния.

Назначение нового главного тренера, который существенно обновил состав сборной, породил надежды на некий апгрейд команды, на преодоление её застоя, начавшего при Капелло (а возможно и раньше) и не преодолённого при Леониде Слуцком. Сама фигура Станислава Черчесова, задекларировавшего намерение строить новую команду к домашнему мундиалю, внушала нам если не уверенность в конечном успехе этого предприятия, то, во всяком случае, сдержанный оптимизм. Но пока плоды работы нового тренерского штаба получаются несъедобными. Впрочем, нам ли привыкать к подобным разочарованиям. What else is new, как говорят англичане.

То, что мы лицезрели накануне на «Арене Краснодар», трудно описать какими-то приемлемыми эпитетами. Это зрелище было ниже эстетической критики. И болельщики своим свистом по окончании матча недвусмысленно выразили своё отношение к происходящему. Да и все опрошенные постфактум эксперты, от Валерия Газзаева до Сергея Юрана, были солидарны в своих оценках игры сборной. Именно игры, а не результата, который в товарищеских играх вторичен. А вот игра имеет большое, первостатейное значение. Ведь именно сейчас, в этих матчах, должна проходить обкатка той команды, которая будет биться за честь страны на домашних полях в 2018 г. Сейчас, по идее, должен формироваться костяк этой команды, её игровой прообраз. Но пока, по большому счёту, нам не за что уцепиться, чтобы составить худо-бедно ясное понимание того, куда движется наша сборная, какой она предстанет на ЧМ.  

При желании, конечно, всему можно найти объяснение и оправдание. Даже краснодарскому позору. Можно, например, сослаться на отсутствие ряда ведущих игроков. Действительно, в игре с ивуарийцами мы недосчитались Фёдора Смолова, Артёма Дзюбы, Алана Дзагоева, Дениса Глушакова. Всё это далеко не последние спицы в колеснице, и, бесспорно, весьма ощутимые кадровые потери. Но подобные отговорки всё же в пользу бедных. В конце концов, африканская сборная вообще играла по сути вторым составом. Да вдобавок ещё и без главного тренера. Но даже эти по большей части не самые звёздные игроки на фоне россиян выглядели как Месси и Криштиану Роналду. Прежде всего, в плане технического оснащения.

Валерий Рейнгольд, как кажется, наиболее ёмко поставил диагноз этой сборной – «не двигается, не создаёт, не обводит, не бьёт». Да и вообще, главный лейтмотив всех высказываний и публикаций по горячим следам – «за державу обидно». Но главное сейчас – не изображать плач Ярославны, не посыпать голову пеплом, а попытаться разобраться в причинах происходящего, нащупать то самое то самое дно, от которого можно будет оттолкнуться. Или, по Ленину, то самое звено, потянув за которое…

Отдельные оголтелые пользователи Интернета уже требуют голову Черчесова, но это проблему не решит. Корень проблем не в тренере, а гораздо глубже. Может быть, при Бердыеве сыграли бы чуть лучше в обороне, но, опять-таки, не в этом суть. Можно предъявлять тренеру какие-то кадровые претензии, в частности, по поводу невызова Игоря Денисова, но это всё же частности, не меняющие картины. В конце концов, вектор на обновление, омоложение сборной – единственно верный и исторически неизбежный. Повторяя мантру «Игнашевичу и Березуцким замены нет», мы обрекаем себя на топтание на месте вместо движения вперёд. Кто-то из великих сказал, что прошлое нужно чтить, но жить им нельзя. Иначе неизбежно ждёт стагнация и откат назад.

Владимир Федотов любил повторять изречение Гёте: «Ничто не может быть великим без страсти». В матче с ивуарийцами пресловутого огня в глазах заметно не было. А ведь в условиях недостатка мастерства именно желание борьбы, эмоции выходят на первый план. Прежде всего это касается конструктивной составляющей игры, ибо в обороне можно отбиться хотя бы числом. В атаке же гегелевский постулат о переходе количества в качество не работает – тут требуется качество само по себе. Но его, увы, нет. Да, иногда у нас появляются отдельные звёздочки вроде Аршавина, Шатова, Дзагоева; сейчас вот на первые роли выходит Миранчук. Но в целом можно согласиться с общим мнением, что нынешнее поколение российских футболистов – едва ли не слабейшее за последнюю четверть века. И что в этих условиях может сделать Черчесов – тренер грамотный, знающий, умеющий прививать своим командам дисциплину и чёткое выполнение установок, но, мягко говоря, отнюдь не волшебник. Так что, ка говорится, требуйте невозможного, но будьте реалистами.

Наша сборная сегодня, фигурально выражаясь, находится на пресловутой станции «Дно», где в конце февраля 1917 г. оказался поезд Николая II. Удастся ли оттуда выбраться – большой вопрос. Возможно, грядущий матч с бельгийцами даст хоть какие-то основания для оптимизма. Хотя верится с трудом.