Коэффициент посещаемости в России и в Европе
Последний тур чемпионата России дал новую тему для обсуждения. Впервые с начала года был зафиксирован анти-рекорд посещаемости матчей. Недалеко от РФПЛ ушел первый дивизион, который также установил анти-рекорд посещаемости.
Многое уже было сказано на эту тему. Понятно, что одна из основных причин – календарь, который отправил две самые посещаемые команды («Зенит» и «Спартак» М) на выездные матчи. Впрочем, такая ситуация происходит не первый раз за сезон и в предыдущие туры посещаемость в регионах была не столь критична.
За этим тут же последовало бурное обсуждение причин столь низкой посещаемости, а лучше всех на эту тему удалось высказаться Диме Федорову, который изложил, пожалуй, самые насущные проблемы посещаемости российского футбола. Спорить с ними нет смысла – все они соответствуют нынешним российским реалиям, и, конечно же, от их решения посещаемость российского футбола сильно зависима.
Но в обсуждении этой темы нечасто можно было встретить один важный вопрос – а является ли Россия футбольной страной? Какое место в футбольной системе координат занимает наш футбол с точки зрения посещаемости матчей? Отвечая на этот вопрос практически каждый раз ответ пытаются найти в сравнении средней посещаемости нашего и зарубежных чемпионатах. В этом случае, Россия – чуть ли не входит в топ-10 по посещаемости матчей. Однако это настоящий самообман. Не стоит забывать, что мы опережаем, например, Швейцарию и Португалию, население которых, вполне сопоставимо с одной только Москвой.
Для того, чтобы понять какие города России и Европы являются самыми футбольными городами по относительному количеству болельщиков (регулярно посещающих стадионы на каждую тысячу жителей) составим подобные таблицы. Далее представлены шесть слайдов (Россия, Англия, Германия, Испания, Италия, Франция), на которых вы можете узнать коэффициент посещаемости по каждому городу, население которого более 100 тыс. человек, а также среднюю посещаемость европейских чемпионатов.
Все фото кликабельны.
ЧЕМПИОНАТ АНГЛИИ
ЧЕМПИОНАТ ГЕРМАНИИ
ЧЕМПИОНАТ ИСПАНИИ
ЧЕМПИОНАТ ИТАЛИИ
ЧЕМПИОНАТ ФРАНЦИИ
ОБЩАЯ ФУТБОЛЬНАЯ КАРТА ЕВРОПЫ
ОБЩИЙ РЕЙТИНГ ГОРОДОВ ПО КОЭФФИЦИЕНТУ ПОСЕЩАЕМОСТИ
Владикавказ – город, в котором самый высокий коэффициент посещаемости среди всех российских городов – 53 человека регулярно посещают матчи на 1 000 жителей Владикавказа, и занимает 48 место среди европейских городов шести чемпионатов. Дальше следует тройка остальных северо-кавказских городов – Грозный, Махачкала и Нальчик. Лучший российский город из городов-миллионников – Ростов, в котором стадион регулярно посещают 11 человек на 1000 жителей.
Худший результат в России – Омск и Екатеринбург, где при населении около 1 млн. человек, на футбол ходит 2 и 3 человека на 1000 жителей. Результат – катастрофический, который говорит о полном отсутствии интереса к футболу как к спорту.
Что касается городов Премьер-лиги, то худшие по этому показателю – Москва и Санкт-Петербург, где примерно равное количество болельщиков на 1000 жителей ходит на стадион. Впрочем, Санкт-Петербург было бы неправильно оценивать только по этому показателю – это практически единственный город в России, в котором заполняемость стадиона почти стопроцентная, а потенциал увеличения зрителей на новом стадионе будет зависеть от размера нового стадиона.
В Москве же коэффициент посещаемости самый низкий среди европейских городов-миллионников шести чемпионатов – 5 человек на 1000 населения. При этом заполняемость стадионов с трудом набирает 50 процентов. Однако этот результат говорит лишь только об одном – интерес к футболу в столице минимален. Даже если отбросить все проблемы, о которых писал Дима Федоров, то сложно представить причину, по которой 10 млн. город не может регулярно собирать 30-50 тыс. зрителей. Единственное объяснение – отсутствие интереса к футболу у широкой аудитории.
Ну, а лучший результат у Манчестера – 261 человек регулярно посещают матчи двух команд на 1000 жителей города. О таком результате российским городам остается мечтать даже в долгосрочной перспективе.
Надеюсь, что мы получим ЧМ-2018. Это позволит построить множество новых стадионов. Обычно, посещаемость на новом стадике вырастает в 1,5-2 раза.
К сожалению, в футболе очень мало примеров этого (разве что Локомотив как раз в 2,5 раза повысивший посещаемость), зато в хоккее - полно.
Посмотрим в следующем году на посещаемость Терека и Зенита.
Павел, преклоняюсь! Это не пост - это исследование.
Добавил в ленту.
Что касается посещаемости. Живу с недавних пор (2 года) в Чехии. Тут посещаемость в порядке, не как в соседней Германии, но лучше сем у нас.
Объяснить эту пропасть 77 в Германии против 9 на 1000 в России можно.
Есть 2 фактора: спортивный и социальный.
Возьмем мою родную команду Сибирь (Новосибирск) и например... Мюнхен 1860.Стартовые позиции для сравнения примерно равны. Завсегдатаи вторых дивизионов своих стран, изредка пробивающиеся в элиту. Города - с населением более миллиона. В обоих городах есть куча команд по другим и не только видам спорта.
Спортивный фактор.
Мюнхен 1860: Суперсовременный стадион (69 тысяч человек) (Alliance Arena), разрешенное пиво, разнообразная еда внутри стадио, отсутствие очередей на стадион, со стадиона, за едой/пивом, и т.п. Возможность купить билет на стадио с выбором места через интернет за 5 минут. Отдельно выделю цивилизованные ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЧИСТЫЕ туалеты, что всегда актуально. Непревзойденная транспортная сеть. Отношение клуба к болельщикам - никакого снобизма. Знаете, тут часто детские праздники на природе проводят. Так вот, игроки футбольных клубов не брезгуют и проводят много часов среди простых смертных, подписывая майки, мячи, играя с детьми в футбол. Клубы обязывают игроков на диалоги со СМИ, с фанклубами. и т.д.
Сибирь: разваливающийся советский стадион (12 тысяч человек). Пункты питания - только на улице (учитывая климат это очень неприятно), и очень скудны. Я бы сказал, примитивны в вопросе ассортимента. Пиво запрещено. Постоянные очереди в кассы. Очередей на стадио и с него нет, только потому что он вмещает мало :) Билет через инет купить невозможно. Туалеты - не знаю, как сейчас, может перед премьер-лигой изменили... Но год назад это были дырки в полу. Как в сельпо. Крайне редко убирающиеся. Транспорт - ну тут ясно, что жителю области чтобы посмотреть футбол нужно претерпеть немало проблем. от автобуса по грунтовке до забитой электрички..
Социальный аспект.
Мюнхен. Для того, чтобы понять, что такое для простого немца (читай европейца) поход на футбол, надо понять, что для него вообще жизнь. Они тут живут не для того, чтобы «успетьсрубитьпобольшебабла». Нет, тут главное - жить, отдыхать, быть с семьей, ездить на природу, развлекаться в парках, на стадионах, ездить отдыхать в другие страны, кататься на великах. Они работают до 4-х. Но с 8. Суббота- воскресенье не работает почти никто. Все ЖИВУТ. Соответственно, у них остаются силы на эти все развлечения.
Сибирь. По себе помню. чтобы быть на работе в 9, нужно было проснуться в 6-30, прогреть машину, отвезти ребенка в детский сад (40 минут езды), ведь в своем районе найти официальное место в саду нереально), потом еще полчаса стоять в пробке чтоб за 15 минут до начала рабочего дня быть на планерке. В 18-00 - снова в сад, потом где-то в 19-30 - добирался до дома. Уже как правило было темно. (зима длинная) . И какой мне стадион после этого? А в выходные конечно можно было сходить. Но с ребенком страшно, с друзьями - не интересно (без пива и тп). Вот и выбираем мы телевизор.
Только у западных городов всё-таки лучше брать агломерацию или метроареал. Вот Манчестер формально небольшой, а с пригородами почти 3 млн.
Абрамович вот сразу заинтересовался именно настоящим соккером - британским. для Усманова ядумаю это имиджево-бизнес проект. а имена мансуров и трактоверно мне вообще ничего не говорят.