9 мин.

«Феномен» Роналдо. Часть первая

Потрясающий сезон Роналдо 1996/97 в «Барселоне»

Возможно, что период с весны 1996 года до лета 1997 года был не только самым конвульсивным, злым, коварным, ярким и разочаровывающим. Это был один из самых противоречивых годов не только в истории «Барселоны», но и любого клуба в современной истории.

Первые подземные толчки начались в мае 1996 года, после того, как команду покинул первосвященник «Камп Ноу», Йохан Кройфф.

В том же месяце «Барселона» выкрала полузащитника Луиса Энрике из цепких лап непримиримого соперника — мадридского «Реала».

А затем «Барселона» потратила на одного футболиста столько, сколько ни один клуб до этого не позволял себе — £13,2 миллиона. И всё это лишь для того, чтобы заполучить главного героя этой истории. Этот трансфер означал, что сделка о переходе некого перспективного француза из «Бордо», о которой устно договаривался ещё сам Кройфф, не состоится.

А представляете, что было бы, если в одной команде играли Луис Энрике и Зидан?

До того, как двенадцать месяцев закончились, «Барса» лгала неистовым болельщикам, предала и уволила Сэра Бобби Робсона, который завоевал для команды три трофея, и подписала контракт с Луи ван Гаалом, держа в тренерском составе Жозе Моуриньо. В это время зародилась оппозиционная группа «Синий слон», возглавляемая молодым адвокатом Жоаном Лапортой, который возвестил величайшую эру в истории «Барселоны», или, возможно, величайшую эру среди когда-либо существовавших футбольных клубов.

Помимо вышеперечисленного, это был единственный сезон бразильца по имени Роналдо Луис Назарио де Лима на «Камп Ноу».

Парень, который провёл обалденный, волнующий, причудливый, противоречивый, незрелый, переполненный адреналина и напоминающий американские горки сезон.

Его подписали сразу после того, как ему стукнуло двадцать. К этому моменту он уже был в ранге чемпиона мира, он был прекрасным, забавным, зубастым, удивительно подготовленным, и очень одарённым юношей, который был тогда известен под именем Роналдиньо. Он покинул «Барсу» ещё до того, как успел задуть 21 свечу на именинном торте.

Он оставил после себя удивительное наследие, забив 47 гол в 49 матчах, а также завоевав три трофея. Он стал самым молодым победителем в номинации игроку года по версии ФИФА, его трансферы дважды были совершены за рекордные на тот момент суммы.

Говорят, что время лечит, однако это не тот случай.

Поток отваги, настоящий искромётный футбол, которые изливал бразилец в сине-гранатовой футболке, был настолько захватывающим, что даже атмосфера провокаций, откровенной лжи и постоянных тыканий пальцами не могла затмить красоту этого сезона.

Уровень неприязни, которая последовала после отъезда Роналдо в «Интер» за £19,5 миллионов (а также последовавшее прибытие в стан «галактикос») был очень высок. Недавно бразилец в программе «Minuto #0» заявил, что жалеет, что свой легендарный гол в ворота «Компостелы» в сезоне 1996/97 он забил не в футболке «бланкос». Он единственный «дезертир», ненависть к которому хоть как-то может сравниться с ненавистью отдельных болельщиков «Барселоны» к Луишу Фигу.

Но вернёмся к началу. Какой покровитель поставил бразильца на путь истинный?

За успех карьеры бразильца, окрещенного прозвищем «феномен», ответственны два «отца». Талант бразильца открыл и развил бразильская легенда семидесятых годов Жоржиньо, но лишь в «Барселоне» Роналдо удалось в полной мере начать оправдывать своё прозвище.

Его первым футбольным отцом, конечно же, был легендарный английский наставник «Барселоны» сэр Бобби Робсон.

Дважды во время краткого периода правления Бобби Робсона на «Камп Ноу» я наблюдал за тем, как он тренирует команду, и мне удалось взять у него большое интервью. Он размышлял о том, насколько повезло «Барселоне» задёшево отхватить такого вундеркинда всего лишь благодаря его оптимистичным рекомендациям.

Много лет спустя, в своей автобиографии Бобби Робсон всё же нашёл смелость признать, что подписание Роналдо не было целиком его собственной заслугой. Робсона проинформировал его друг, бывший игрок лиссабонского «Спортинга» и ПСВ, Стан Валкс.

Более того, без его посреднической роли, которая так распространена в футболе, никакого трансфера не состоялось бы. ПСВ скорее продал бы юного бомбардира в «Милан», «Интер», «Арсенал» или «Манчестер Юнайтед», но никак не в «Барселону».

А «Барселона» подписала бы вместо него Алана Ширера.

В своей книге «Farewell but not Goodbye» (Не до свиданья, а Прощай) Робсон писал: «За год работы в «Барселоне» частью моего наследия останется тот факт, что я привёл Роналдо в великий Каталонский цирк».

Он вспоминал президента клуба Хосепа Луиса Нуньеса, который интересовался: «Бобби, нам нужен первоклассный нападающий… кто-нибудь, кто сможет и взбудоражить фанатов и забивать голы. У тебя есть кто-нибудь на примете?»

Робсон ответил: «Есть один парень в Англии, я от него в восторге. Его зовут Алан Ширер. Он забивает везде. С такими партнёрами, как Гвардиола и Стоичков, он точно забьёт тридцать голов за сезон. И характер у него не дурной».

Робсон позвонил тренеру «Блэкберна», ныне покойному Рею Харфорду.

«Мы можем потратить большую сумму», — сказал Бобби. А затем рассказал Харфорду о планах «Барселоны» на Ширера.

Робсону ответили твёрдо, но не слишком правдоподобно. Харфорд сказал, что владелец «Блэкберна» не продаст Ширера ни за какие деньги, а еще посоветовал не приближаться к английскому бомбардиру и тем более давать какие-нибудь поводы для домыслов в прессе, чтобы не дай бог не потревожить его.

В штаб-квартире «сине-гранатовых» президент Нуньес становился нервным. Предсезонка уже приближалась, и, уволив Кройффа, он должен был сделать громкое подписание, чтобы успокоить болельщиков и выиграть время.

У Робсона оставалась идея Стана Валкса, которая и воплотилась в жизнь.

«Есть бразильский паренёк с отличным потенциалом. Он играет в ПСВ, и у него дриблинг лучше, чем у Ширера», — сказал он. — «Я знаю этот клуб, они не будут упираться. Думаю, что они запросят около $10 миллионов (около £6,4 миллионов по курсу на тот период времени)».

«Барселона» и ПСВ Эйндховен оперативно начали торги, а сумма с предполагаемых $10 миллионов быстро возросла до $18 миллионов (£11,5 миллионов).

В какой-то момент Нуньес сказал: «Хватит!» Президент предостерёг тренера: «Ты понимаешь, что твоя работа зависит от этого трансфера?» В какой-то момент Робсон сомневался в себе. «Вижу ли я то, чего другие не видят? Или я ошибаюсь в нём настолько, что это очевидно каждому?»

В итоге был поставлен мировой рекорд трансфера в £13,2 миллиона, и нападающий подписал контракт с «Барселоной» на целых восемь лет.

Он надавил на форварда, и Роналдо, который находился в расположении олимпийской сборной Бразилии в Атланте, было разрешено вести переговоры с «Барселоной» в Майами. (Этот рекорд держался чуть более полумесяца, ровно до того момента, когда «Ньюкасл Юнайтед» не подписал «непродаваемого» Алана Ширера за £15 миллионов, что привело в бешенство не только Бобби Робсона, но и Алекса Фергюсона, который предполагал, что он был близок к тому, чтобы заполучить в свои ряды бомбардира).

Вторым футбольным отцом Роналдо, который ответственен за столь выдающийся сезон бразильца в «Барселоне», несомненно, был Дик Адвокат.

Агенты нападающего искали лишние поводы для большей финансовой выгоды для своего вундеркинда. Голландский специалист «дал им палец», а они не упустили возможности «откусить по локоть».

Девятнадцатилетний Роналдо весной, в свой последний сезон за ПСВ, травмировался и не смог принять участие в двухраундовом противостоянии против «Барселоны» Йохана Кройффа. Бразильская конфедерация футбола, перед тем как огласить заявку на Олимпийские игры, хотела воочию увидеть, в какой форме находится Роналдо. Поэтому она и договорилась о своём присутствии на финале Кубка Нидерландов по футболу, где эйндховенцам предстояла встреча с роттердамской «Спартой».

ПСВ шёл к победе в турнире, но Роналдо был в запасе до 75 минуты, до этого момента Адвокат заставлял его разминаться на бровке, и это казалось вечностью.

«Это была неприятная новость, когда я понял, что не выйду в стартовом составе. Адвокат заставил меня разминаться тридцать пять минут перед тем, как позволил мне выйти на поле», — рассказывал разгневанный бомбардир телеканалу «RTL 4» после игры.

«Он и Франк Арнесен постоянно спрашивали меня о том, хочу ли я поехать на Олимпийские игры. Я неоднократно говорил им, что хочу этого, но мне нужно было доказать в этом финале, что я в хорошей физической форме».

 

«Мне кажется, они не хотели, чтобы я поехал выступать за свою сборную на Олимпийские игры в Атланту. Это и послужило причиной моего ухода. Меня рассердил не тот факт, что меня выпустили на замену, а то, что меня не выпускали в старте именно тогда, когда Бразильская конфедерация футбола приехала, чтобы оценить уровень моей физической формы. Когда я перешёл в ПСВ, мне обещали не ставить барьеров на моём пути развития, обещали, что я смогу уехать, если я буду несчастен. Сейчас я чувствую себя именно так».

Ситуация быстро накалилась.

Адвокат отвечал: «Дверь открыта, мы не держим его. Он может уехать и не возвращаться. Его ребяческое отношение к клубу недопустимо. Я не думаю, что его желание уехать как-то связано с финалом Кубка, но те стервятники, что окружают его, несомненно, используют это, для того чтобы ускорить его отъезд».

Роналдо отреагировал так же быстро, как он действовал в штрафной площади соперника: «Адвокат не имеет никакого представления ни о футболе, ни о том, как нужно общаться с людьми». Тем самым бразилец подытожил период своего голландского путешествия.

Так «Барса» заполучила бразильца.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Продолжение следует...

Перевод: Vova Raspisnoy

FranceFootball: «Барселона» не так сильна, как раньше? 

Йохан Кройфф: возрождение национальной гордости