4 мин.

Не воруйте у своих детей детство

Шаг №3

 

Вот все говорят, спорт и футбол,  в том числе  облагораживает человека, делает его лучше... А на самом деле, мое мнение, ранний профессионализм  разрушает личность, вселяет комплексы неполноценности, создает в раннем возрасте среду  для их проверки медными трубами. И они в силу молодости не выдерживают их. Сколько известно трагических судеб знаменитых футболистов,  которые став футболистами не выдерживают проверку славой. Пример: Марадоны-наркомана. Они на виду и живут в свое удовольствие, а сколько трагических судеб тех,  кто ничего не добился, но подавал большие надежды.  

Почему? Потому что его к этому подтолкнула непродуманная система футбольного обучения. Мы слишком рано начинаем селекцию, отбор – с шести лет. И сразу работа на результат. В этом вся проблема. В шесть лет ребят набирают, в десять они лучшие по России. Но почему на выходе из этой команды никого не остается? Почему ребенок с пяти лет тренируется, лучшим становится в 10–12, а на выпуске его нет? Потому что дети элементарно устают от футбола, до 17 лет всем этим наедаясь. Они просто не «доживают» до взрослого футбола. А те кто «дожил» тяжело дается переход во взрослый футбол. Он  мечтает о хорошем контракте и безбедном, футбольном  угасании. Их пожирает окружение, система, амбиции тренеров. А «доживают»  те ребята, кто, может быть, чуть менее талантливы, но  у которых талант проявился позже, чем у его Московских оппонентов. У «деревенских»  больше желания, что-либо доказывать.  

Я солидарен с мнением Иогана Круифа. Вот выписка из статьи  Круифа: «У нас (он имеет в виду «Аякс») до 14 лет дети растут совершенно свободными. Им никто не запрещает играть в футбол в свое удовольствие. Из них никто не делает специалистов в своем амплуа. Они не бывают закрепощены сознанием воли и ответственности профессионального игрока. Они просто приходят в клуб, как домой, чтобы общаться и получать удовольствие от игры. В этом и заключается секрет «Аякса». Растить,  прежде всего,   аяксидов,  а затем уже отправлять лучших из них в профессиональный футбол». 

А у нас – с пяти лет, детские тренировки ни чем не отличаются от взрослых. Ребят начинают делить по амплуа. Тренер начинает комментировать,  кому куда бежать и как играть. Этим он навязывает свое видение и понимание игры, в этом видится уже начало тактического обучения. Гус Хиддинг говорил, что у нас с десяти лет начинают заниматься тактикой. Думаю, это происходит гораздо раньше. Наши детские команды рано начинают  участвовать  в турнирах, а для этого нужна элементарная тактическая подготовка.   

У нас в футболе постоянно идет омоложение набора в ДЮСШ. В пятидесятые годы,  пройдя школу дворового футбола,   в организованный футбол ребята приходили в 14-15  лет. В семидесятые  – уже в 12.  В девяностые  – в 10,  а сейчас приходят в пять в ДЮСШ, а интернет и лет, детские тренировки ни чем не отличаются от взрослых. Ребят начинают делить по амплуа. Тренер начинает комментировать,  кому куда бежать и как играть. Этим он навязывает свое видение и понимание игры, в этом видится уже начало тактического обучения. Гус Хидинг говорил, что у нас с десяти лет начинают заниматься тактикой. Думаю, это происходит гораздо раньше. Наши детские команды рано начинают  участвовать  в турнирах, а для этого нужна элементарная тактическая подготовка.   

 

Организм ребенка только формируется, начинается  переходный период в развитии  (с 12 до 15 лет). А после переходного периода  еще юношеский   до восемнадцати. И у каждого этапа свои функции. Если переборщить с  нагрузкой, то можно и сердце посадить, и суставы. Я бы лично детям до 14–15 лет не давал бить головой, чтобы не нарушать его нармальное  развитие.

Московские Академии,  где функционируют  интернаты, могут поселить туда мальчишку даже в восемь лет (в виду исключения), что бы перехватить его у конкурентов. С десяти лет уже норма, пример Кокорина. И где они потом, эти талантливые?

Слуцкий пишет про детей, которые попадают в интернаты: «В 12 лет они предоставлены самим себе. Живут в окружении сверстников и нескольких воспитателей пенсионного возраста. А значит, на их формирование оказывают влияние улица и модели поведения, принятые в их среде. В итоге вдобавок к низкой образованности мы получаем и низкую культуру. К 16–17 годам получаем необразованного, невоспитанного молодого человека, который каждый день работает с нагрузками пестрит объявлениями о начале тренировок с 2-3 лет.  Считается, что  чем раньше придешь, тем лучше. Чем тренеру больше заплатишь, тем больше шансов, что мальчик станет звездой.  Неправильно это и даже вредно. Каждому плоду – свое время созревания. В Европе на ранней стадии обучения привлекаются волонтёры или родственники детей. Они тренируют безвозмездно и из любви к детям. 

Мы очень рано,  по взрослому  начинаем  обучать  футболу ребятишек. Но это понятно, бизнес. За ваши бабки любой каприз. Раньше начальное обучение отводилось двору и улице. Чего сейчас нет, и априори не может быть по многим причинам. В Европе  детей   до 15 лет стараются не перегружать футболом, у них 2-3 тренировки в неделю, а остальное  время, школа,  двор, или другая секция. Всех желающих детей принимают в футбольные секции рядом с домом, им не надо ехать за тридевять земель как это происходит в Москве. То время, что наши дети  теряют в  дороге, их дети  используют с выгодой для себя.  «Каждый день икру кушать может надоесть».  Нельзя перегрузить, нельзя убить в ребенке желание. Он два-три года поиграет и скажет: не хочу! Чрезмерная зацикленность на футболе притупляет желание этим заниматься и в дальнейшем. Мы таким подходом воруем у своего  ребенка детство. Нельзя этого делать, это преступление перед подрастающим поколением.