Не воруйте у своих детей детство
Шаг №3
Вот все говорят, спорт и футбол, в том числе облагораживает человека, делает его лучше... А на самом деле, мое мнение, ранний профессионализм разрушает личность, вселяет комплексы неполноценности, создает в раннем возрасте среду для их проверки медными трубами. И они в силу молодости не выдерживают их. Сколько известно трагических судеб знаменитых футболистов, которые став футболистами не выдерживают проверку славой. Пример: Марадоны-наркомана. Они на виду и живут в свое удовольствие, а сколько трагических судеб тех, кто ничего не добился, но подавал большие надежды.
Почему? Потому что его к этому подтолкнула непродуманная система футбольного обучения. Мы слишком рано начинаем селекцию, отбор – с шести лет. И сразу работа на результат. В этом вся проблема. В шесть лет ребят набирают, в десять они лучшие по России. Но почему на выходе из этой команды никого не остается? Почему ребенок с пяти лет тренируется, лучшим становится в 10–12, а на выпуске его нет? Потому что дети элементарно устают от футбола, до 17 лет всем этим наедаясь. Они просто не «доживают» до взрослого футбола. А те кто «дожил» тяжело дается переход во взрослый футбол. Он мечтает о хорошем контракте и безбедном, футбольном угасании. Их пожирает окружение, система, амбиции тренеров. А «доживают» те ребята, кто, может быть, чуть менее талантливы, но у которых талант проявился позже, чем у его Московских оппонентов. У «деревенских» больше желания, что-либо доказывать.
Я солидарен с мнением Иогана Круифа. Вот выписка из статьи Круифа: «У нас (он имеет в виду «Аякс») до 14 лет дети растут совершенно свободными. Им никто не запрещает играть в футбол в свое удовольствие. Из них никто не делает специалистов в своем амплуа. Они не бывают закрепощены сознанием воли и ответственности профессионального игрока. Они просто приходят в клуб, как домой, чтобы общаться и получать удовольствие от игры. В этом и заключается секрет «Аякса». Растить, прежде всего, аяксидов, а затем уже отправлять лучших из них в профессиональный футбол».
А у нас – с пяти лет, детские тренировки ни чем не отличаются от взрослых. Ребят начинают делить по амплуа. Тренер начинает комментировать, кому куда бежать и как играть. Этим он навязывает свое видение и понимание игры, в этом видится уже начало тактического обучения. Гус Хиддинг говорил, что у нас с десяти лет начинают заниматься тактикой. Думаю, это происходит гораздо раньше. Наши детские команды рано начинают участвовать в турнирах, а для этого нужна элементарная тактическая подготовка.
У нас в футболе постоянно идет омоложение набора в ДЮСШ. В пятидесятые годы, пройдя школу дворового футбола, в организованный футбол ребята приходили в 14-15 лет. В семидесятые – уже в 12. В девяностые – в 10, а сейчас приходят в пять в ДЮСШ, а интернет и лет, детские тренировки ни чем не отличаются от взрослых. Ребят начинают делить по амплуа. Тренер начинает комментировать, кому куда бежать и как играть. Этим он навязывает свое видение и понимание игры, в этом видится уже начало тактического обучения. Гус Хидинг говорил, что у нас с десяти лет начинают заниматься тактикой. Думаю, это происходит гораздо раньше. Наши детские команды рано начинают участвовать в турнирах, а для этого нужна элементарная тактическая подготовка.
Организм ребенка только формируется, начинается переходный период в развитии (с 12 до 15 лет). А после переходного периода еще юношеский до восемнадцати. И у каждого этапа свои функции. Если переборщить с нагрузкой, то можно и сердце посадить, и суставы. Я бы лично детям до 14–15 лет не давал бить головой, чтобы не нарушать его нармальное развитие.
Московские Академии, где функционируют интернаты, могут поселить туда мальчишку даже в восемь лет (в виду исключения), что бы перехватить его у конкурентов. С десяти лет уже норма, пример Кокорина. И где они потом, эти талантливые?
Слуцкий пишет про детей, которые попадают в интернаты: «В 12 лет они предоставлены самим себе. Живут в окружении сверстников и нескольких воспитателей пенсионного возраста. А значит, на их формирование оказывают влияние улица и модели поведения, принятые в их среде. В итоге вдобавок к низкой образованности мы получаем и низкую культуру. К 16–17 годам получаем необразованного, невоспитанного молодого человека, который каждый день работает с нагрузками пестрит объявлениями о начале тренировок с 2-3 лет. Считается, что чем раньше придешь, тем лучше. Чем тренеру больше заплатишь, тем больше шансов, что мальчик станет звездой. Неправильно это и даже вредно. Каждому плоду – свое время созревания. В Европе на ранней стадии обучения привлекаются волонтёры или родственники детей. Они тренируют безвозмездно и из любви к детям.
Мы очень рано, по взрослому начинаем обучать футболу ребятишек. Но это понятно, бизнес. За ваши бабки любой каприз. Раньше начальное обучение отводилось двору и улице. Чего сейчас нет, и априори не может быть по многим причинам. В Европе детей до 15 лет стараются не перегружать футболом, у них 2-3 тренировки в неделю, а остальное время, школа, двор, или другая секция. Всех желающих детей принимают в футбольные секции рядом с домом, им не надо ехать за тридевять земель как это происходит в Москве. То время, что наши дети теряют в дороге, их дети используют с выгодой для себя. «Каждый день икру кушать может надоесть». Нельзя перегрузить, нельзя убить в ребенке желание. Он два-три года поиграет и скажет: не хочу! Чрезмерная зацикленность на футболе притупляет желание этим заниматься и в дальнейшем. Мы таким подходом воруем у своего ребенка детство. Нельзя этого делать, это преступление перед подрастающим поколением.