7 мин.

Вальекас и Райо Вальекано. Хлебопекарня Ла Таона

Хлебопекарня Ла Таона

Вальеканец Константино Мартинес Соуто рассказывает мне об этом семейным бизнесе, основанным его дедом по матери Констнтином Соуто, который сначала в 1902 арендовал, а позже, в 1917 году, выкупил его у француза:

«Все было настолько примитивно, что мельница, которая молола зерно и делала из него муку, приводилась в движение ослом, кроме того он так же двигал блоки для приготовления теста.

Мой отец мне рассказывал, что однажды, делая ремонт, он обнаружил надпись, в которой говорилось, что она ремонтировалась из-за подтверждений нанесенных французскими солдатами во время Войны за Независимость».

Константино Соуто (2-ой слева) и работники. Фотография из семейного архива.

Константино Соуто (2-ой слева) и работники. Фотография из семейного архива.

В 2002 году в честь своего столетнего юбилея Ла Таона получила благодарность от мадридской мэрии в IV издании Премии Виллы де Вальекас за создание большого числа рабочих мест. В настоящее время, 109 лет спустя, она продолжает обслуживать клиентов.

Французская иммиграция принесла в Вальекас не только пекарей, но ещё точильщиков, сапожников, портных и горшечников, число мастерских которых увеличивалось веками. Особенно Вальекас славился плетеной обувью из пеньки. Чилийский писатель и поэт Пабло Неруда, лауреат Нобелевской Премии по литературе 1971 года, который очень сильно симпатизировал Испанской Республике[1] и в свою бытность чилийским консулом в Мадриде, пытался спасти от тюрьмы испанского поэта Мигеля Эрнандеса[2], попытавшись вывезти его страны, описывал их прогулки по  Вальекасу вместе с галисийской художницей Марухой Мальо[3] следующим образом: «Мы шли по району мимо магазинов на первых этажах, где торговали плетеной обувью и циновками…» Оба поэта жили на проспекте в Пуенте де Вальекас, который сейчас носит имя Пабло Неруды.

Вальекас был богат виноградом, маслинами и вином, а оливки оттуда пользовались славой во всем регионе. Король Филипп IV ценил и отдовал должное вальеканским супам. Фабрика по приготовлению оливок, на которой большую часть их выращивали и продавали, дала название улице Арройо де Оливар [Ручей оливковой рощи], располагалась там, где сейчас находится аптека на бульваре Пуенте де Вальекас, была закрыта только в конце 1950-ых годов.

В течение XIX века Вальекас для обеспечения себя питьевой водой и водой для полива земли использовал воду доставляемую из Канала Изабеллы II. Кроме того еще полвека спустя этим же каналом пользовались районы Пуенте де Вальекас, Нумансия и Донья Карлота.

В Средние века отсюда поставляли гипс в «блоках», которые представляли из себя не что иное, как телеги, которые тащили как минимум два вола. Позже появился канатный поезд, заменивший рабочих в процессе доставки камней из каменоломен на гипсовые фабрики.

Поезд, ходивший в каменоломни. Фото предоставлено Константино Мартинесом Соусто.

Поезд, ходивший в каменоломни. Фото предоставлено Константино Мартинесом Соусто.

Со временем транспорт модернизировался, появился трамвай на паровом ходу, который так же использовался для перевозки пассажиров. Пути начали прокладывать в 1888 году, и несмотря на то, что первоначально они шли только от Пацифико[4] к Вилла де Вальекас, потом они были проложены по улицам, которые сейчас называются Монте Игуелдо и Мартинес де ла Рива, до Каминос де лос Есерос.

В 1920-ых годах появилась междугородняя линия автобусов, принадлежащая семье Мартина Куерво с парком в Вилле, соединявшая Виллу с Пуенте. Рассказывают, что один небольшой шестиколесный деревянный автобус, который называли «Каноэ», не имел достаточно мощности, чтобы сразу выехать на Авенида да ла Альбуфера, по этому ему приходилось делать крюк, чтобы разогнаться, во всяком случае мне так рассказывали ещё живые современники. Наиболее состоятельные семьи ездили по Пуенте де Вальекас на кабриолетах.

Из личной коллекции Сесара Пастора Льописа

Из личной коллекции Сесара Пастора Льописа.

Предоставлено Виктором Эстанко Ла Пресилья

Предоставлено Виктором Эстанко Ла Пресилья.

Подземная железная дорога, которую мы знаем как «Метро», пришла в Пуенте де Валькас, и на несколько десятилетий позже и в Виллу. Чтобы сделать обзор истории метро сеньорита Петри Гарсия специально для меня получила из архива внешних связей Компании Метроплитано следующий репортаж, относящийся к тем временам:

«Гасета де Мадрид (сегодня Официальный Государственный Бюллетень) объявила в январе 1917 года концессию по проекту инженеров Карлоса Мендосы, Антонио Гонсалеса Эчарте и Мигеля Отаменди с начальной стоимостью 8 миллионов песет. Привлечение финансов из Европы в течение Первой Мировой войны было очень затруднительным. Банк де Бискайя вложил 50% процентов, мадридцы вложили ещё 3 миллиона песет, оставшийся миллион предоставил король Альфонсо XIII[5] в качестве владельца двух миллионов акций, которые принадлежали Королевскому дому».

17 октября 1919 года в 15:30 король лично открыл станцию Куатро Каминос, несмотря на то, что станция не работала до 31 числа. Протяженность Линии 1 составила 4 километра и включала в себя 8 станций: Пуерта дель Соль, Ред де Сан Луис (Гран Виа), Оспико (Трибунал), Бильбао, Чамбери, Мартинес Кампос (Иглесиа), Риос Росас и Куатро Каминос. В первый день новой системой общественного транспорта воспользовались 56 200 пассажиров, которые принесли в кассы 8 433 песет. Цена билета составляла всего 0,15 песеты и в первый год аудитория метро составила 14 миллионов пассажиров.

Три года, шесть месяцев и 7 дней спустя, а именно 8 майя 1923, была проложена линия, которая соединила Куатро Каминос, Соль, Аточу и Пуенте де Вальекас. Открытие проводили министр внутренних дел Мартин Росалес Мартел и министр развития Рафаель Гассет Чинчила. 3 июля 1962 года линию продлили от Пуенте де Вальекас до станции Портазго[исп. - Таможня], которая так издревле называлась потому что здесь надо было оплачивать мостовой сбор за проезд по вышеозначенной дороге и который обеспечивал увеличение доходов феодалов.

Появление метро стало очень выгодным для предпринимателей, которые занимались гостиничным бизнесом, хотя оно было немного дороговато для простых рабочих. Оно превратилось в транспорт для богатых и вызвало препирательства и протесты. Во время Гражданской войны некоторые туннели были разрушены, потому что население их использовало как бомбоубежища.

Станция метро Пуенте де Вальекас. Фотография: Архив мэрии Мадрида

Станция метро Пуенте де Вальекас. Фотография: Архив мэрии Мадрида

Пуенте значительно опередил Виллу как по населению, так и по развитости сферы услуг и числу торговых точек. Тьма народа приезжала в Пуенте для того, чтобы купить мясные продукты, рыбу, фрукты и овощи на рынке на Пласе Вьеха.

На фотографиях ниже можно увидеть прилавки с фруктами, принадлежащие семье Мартин.

Рынок на Пласа Вьеха. Семейный альбом Пако Рамоса Мартина

Рынок на Пласа Вьеха. Семейный альбом Пако Рамоса Мартина

Толедец Мелкиадес Биенсинто, оставив свой родной город, где его семья имела достаточное благосостояние, обосновался в Пуенте, где женился на Исабель Мартинес де ла Рива и стал председателем совета депутатов городского совета Вальекаса Пуенте и провел обширные реформы в городской сфере и сфере благоустройства. Будучи человеком сострадательным, он отдавал свою зарплату, получаемую от города, в пользу бедных и нуждающихся квартала.

В его честь и в честь его жены названы две крупные улицы в Пуенте де Вальекас.

 

 

[1] Вторая Испанская Республика (исп. La Segunda República Española) — республиканский период после низложения монархии, до установления диктатуры Франко. Вторая Испанская Республика существовала с 1931 по 1939 год.

[2] Миге́ль Эрна́ндес Хилабе́рт (исп. Miguel Hernández Gilabert; 1910 - 1942) — испанский поэт и драматург. Хотя по хронологии Эрнандес должен был бы принадлежать к так называемому «поколению 1936 года», его творчество обычно рассматривают в рамках Поколения 1927 года, с представителями которого он был творчески и дружески связан. Многие стихотворения Эрнандеса положены на музыку. Умер в франкистской тюрьме.

[3] Мару́ха Ма́льо (исп. Maruja Mallo; 1902- 1995) — испанская художница, работавшая в стиле сюрреализма. Иллюстрировала его книгу Мигеля Эрнандеса «Неугасимый луч».

[4] Район в Мадриде немного к югу от парка Ретиро.

[5] Альфо́нсо XIII (исп. Alfonso XIII, 1886 —1941, Рим) — король Испании (1886—1931). В 1931 отрекся от престола, это отречение положило начало 2-ой Республике.