6 мин.

Парижская зависимость. Для клуба с мешком денег ПСЖ слишком зависим от одного игрока

Унаи Эмери имел на руках все козыри, чтобы переиграть "Монако", но отсутствие Марко Верратти сказалось сильнее, чем можно было себе представить. О том, почему ПСЖ загнал себя в такую ловушку, рассуждают обозреватели Get French Football News Адам Уайт и Эрик Девен.

"Попадая в ПСЖ, ты играешь в матчах исключительно ради победы", - сказал Блез Матюиди после встречи парижан с "Монако", которая завершилась ничьей 1-1. Этот результат по-прежнему не позволяет ПСЖ оказаться на вершине таблицы, и защита титула после 22 туров происходит с третьего места. И пусть "Пари Сен-Жермен" только на три очка отстает от "Монако" и "Ниццы", это был четвертый домашний матч, в котором команда не смогла одержать победу. На данном этапе год назад парижане набирали дома 28 очков из 30 возможных, практически решив судьбу чемпионства.

Нынешний поход за титулом, конечно, дается не так просто. Но когда мы говорим о Лиге 1, рассуждая, в том числе, о финансовых возможностях клубов, то понимаем, что баланс сил здесь сохранился. Только этой зимой ПСЖ выложил 60 млн фунтов за Дракслера и Гуэдеша, которые действуют на позициях, не нуждающихся в экстренном укреплении в новой команде. Из других клубов, хоть как-то претендующих на попадание в Лигу Чемпионов следующей осенью, только в Лионе постарались соответствовать - переход Депая из МЮ можно назвать солидной сделкой, учитывая финансовую сторону. При этом "Монако" подписал юношу из "Аякса" Франко Антонуччи за 3 млн евро, а "Ницца" на рынке бесплатных контрактов нашла пенсионное удостоверение хавбека Мунира Оббади. И даже покупка монегасками минувшим летом Джибриля Сидибе и Камиля Глика не могут говорить о том, что в денежном плане во Франции есть равные ПСЖ клубы.

Тем не менее, этот разрыв сполна ликвидируется на поле. "Монако" в минувшие выходные был хорош на "Парк де Пренс", не идеален, но хорош, и монегаскам удалось воспользоваться определенным тактическим лимитом соперника и отсутствием глубины состава. На протяжении всей "катарской эпохи" ПСЖ команду преследуют травмы лидеров. Тот же Хавьер Пасторе буквально прописался в лазарете, но он в такой роли далеко не одинок. Левен Курзава, Адриен Рабио и Тьяго Силва тоже пропустили по ходу сезона заметное количество матчей.

При этом нельзя отрицать, что хотя форма Рабио и улучшилась в текущем сезоне, незаменимым его считать сложно, равно как Курзава и Силву, которых, например, всегда готовы сменить без потери эффективности Максвелл и Кимпембе. А вот отсутствие Верратти - это иная история. Итальянец хорошо известен своей боевитостью, ведущей к большому количеству карточек, но одновременно с этим Марко отличают футбольный интеллект и необычный для реджисты дриблинг, что позволяет парижанам применять свой игровой стиль на 100 процентов.

Опираясь на почти гипнотический ритм игры, ПСЖ почти всегда с комфортом превосходит соперников во владении мячом, а Верратти и Мотта делают в среднем за матч по 100 касаний минимум. Конечно, не один Марко создает атакам команды правильное движение или строит игру, основанную на контроле, но его видение поля - будь то передача через 40 метров на вингера или разрезающий пас на Матюиди к воротам - позволяет ПСЖ максимизировать все свое командное умение. После ухода Златана Ибрагимовича, человека, способного в одиночку решать судьбу эпизода или матча, именно маленький итальянец стал самым важным футболистом, заменить которого даже на время труднее всего.

Верратти пропускал матч против "Монако" из-за проблем с икроножной мышцей, и футбол Унаи Эмери явно отличался от того, который он проповедует в присутствии итальянца на поле. Подход к воротам был более прямолинейным, моменты обдумывались игроками не так тщательно.

Испанский менеджер в начале сезона экспериментировал с расстановкой 4-2-3-1, пытаясь привить команде "севильскую" схему, но сегодня он отказался от этой идеи, вернув Парижу его 4-3-3, с которой работали Блан и Анчелотти. Против "Монако" треугольник в центре поля составили чуть глубже Мотта, а также Матюиди и Рабио над ним. Традиционно мяч хорошо держался у хозяев, но уровень владения 55% нельзя назвать обычным для ПСЖ показателем. Более того, их контроль можно было охарактеризовать как "стерильный", так как множество передач составляли перепасовки Мотты с защитниками. Такая игра давала понять, что парижане откровенно боялись делать резкие движения вперед из-за угрозы перехватов, и подобный сценарий явно парализовал зрителя нехваткой воображения.

Даже от чемпиона нельзя постоянно ожидать тотального доминирования, тем более в матче против одного из действующих лидеров турнира, но в данной встрече мы наблюдали подчеркнутую неспособность "Пари Сен-Жермен" заявить о себе в полной мере ввиду отсутствия плеймейкера - Марко Верратти. Без него, без присущей ему изобретательности игра полузащиты ПСЖ заключалась в бесцельной беготне в надежде зацепиться за мяч, который обычно отскакивал к хавбекам либо после верховой борьбы в исполнении Мотты или кого-либо из центрбеков, либо после подбора на неудачном кроссе соперника. Большинство попыток Матюиди и Рабио создать остроту были встречены мощной игрой хавбеков "Монако" Бакайоко и Фабиньо, которые физически передавливали оппонентов в центре поля.

Понятная команде тактика перестала давать результат, который наблюдался многие сезоны, и, вероятно, Эмери зря решил отойти от своей любимой схемы в угоду привычкам футболистов. Появившись в клубе, он приобрел футболиста, способного играть разрушителя-опорника в схеме 4-2-3-1 - Крыховяка, который бы развязывал ноги Марко Верратти в качестве плеймейкера. Мотта и Матюиди уже посматривали на выход после этой покупки, последний почти уехал в Турин, но польский полузащитник не смог до конца обосноваться в составе, выздоровел Рабио, и Унаи Эмери вернулся к традиционной для ПСЖ схеме.

Работала бы его любимая расстановка лучше нынешней? Лукас Моура имеет склонность к смещениям с позиции правого вингера к штрафной площади, создавая определенную зону для контакта с форвардом, действуя фактически под ним. И по такой игре бразилец легко бы превратился в классическую "десятку" парижан с Ди Мария и Дракслером на флангах. Аналогичную роль мог бы исполнять даже Бен Арфа, не входящий в число горячо любимых футболистов испанского тренера. Мы видели летом в составе сборной Франции, что Матюиди не является игроком под схему 4-2-3-1, но в опорной зоне в случае чего неплохо сработалась бы даже связка Рабио-Мотта, учитывая мобильность француза и его способность играть относительно креативно на фоне соседа-разрушителя.

Игра по такой системе не дала бы ПСЖ большей остроты в атаке, чем есть сейчас, но она позволила бы получить больше ширины, заполнить свободное пространства на краях, которое монегаски, возвращаясь к нашему матчу, активно использовали в поединке в Париже. Безусловно, изменение формации накануне важнейшей встречи могло привести к провалу, но отсутствие воли к настоящим экспериментам или изменениям говорят как о менталитете специалиста, так и о клубе в целом.

Хотя, вероятно, такие решения не принимаются, когда команда выигрывает 6 матчей подряд, имея реальный шанс до минимума сократить отставание от лидеров. Однако, с другой стороны, можно сказать о том, что штаб ПСЖ на фоне всех своих побед подряд не в состоянии реагировать на ситуацию как тактически, так и с точки зрения выступления отдельных игроков.

Верратти сегодня - игрок топ-уровня, которого готовы приветствовать в своей форме фанаты любой команды в мире, но на фоне финансовых реалий современной футбольной Франции его отсутствие не должно было сказаться на игре так, как это в итоге произошло. И оправдывать потерю очков нехваткой плеймейкера-итальянца нельзя, играя даже с "Монако". Кажется, Матюиди говорил, что в ПСЖ играют ради побед.

ИСТОЧНИК