12 мин.

Препарируя Сергея Фурсенко (частичный перевод интервью с русского на русский)

Увлекшись фигурой главного тренера (который является основным объектом обсуждений этого блога), мы как-то упустили из виду другого героя российского футбола, а именно г-на С. Фурсенко. Нужно отдавать себе отчет, что Адвокат-Фурсенко – это, может быть, и не Ленин-Партия, но вполне себе мощная связка, которую и рассматривать нужно именно в паре. Сегодня хочу немного восполнить этот пробел, тем более, что есть хороший повод – довольно объемное интервью, которое дал Сергей Александрович газете «Спорт-Экспресс». Оно растянулось аж на две полосы (здесь и здесь ) и аналитического материала предоставляет довольно много.

Впрочем, ничего принципиального нового человеку, который не только живет в России 2010 года, но и не идет на поводу у телевидения, наблюдает и думает, в этом интервью вычитать не удастся. Все то же, характерное для современной власти различных уровней, хамское отношение к электорату людям, тот же уход от острых тем, и прочие знакомые уловки. Я хочу только чуть ярче расставить акценты, чтобы эти уловки стали заметны бо′льшему числу читателей. Текст буду приводить, копируя с сайта «С-Э», так как те выдержки, которые приводятся в местной ленте новостей не содержат вопросов корреспондента Бориса Левина, а они зачастую важны. Итак:

[…] Борис Левин (Б. Л.) - И как, идею перехода на местах поддерживают?

Сергей Фурсенко (С. Ф.) - […] те, с кем я встречался в поездке, […] нашу позицию полностью поддерживают.

Puablo Muchacho (Р-М): И сразу же, СТОП! Читаем Льва Стрелкова, ген. директора «Сибири»: «Я думаю, результаты мы узнаем через несколько лет, а сейчас поздно метаться. Решение принято — надо работать. Что касается Новосибирска, то мы несколько лет назад доказали, что нам без разницы, по какой системе играть». Лично для меня очевидна разница, между «нашу позицию полностью поддерживают» и «нам без разницы по какой системе играть». А вам?

Б. Л. - Подписаны ли во время поездки какие-либо документы?

С. Ф. - Со всеми руководителями республик, областей и краев подписан Кодекс чести. Вообще необходимость внесения в нашу жизнь базовых ценностей, норм общественного поведения и человеческой морали была поддержана всеми без исключения.

Р. М.: Архи важное дело – подписать документ «Что такое хорошо, и что такое плохо». Может нам не того брата подсунули? Мне казалось что «внесение в нашу жизнь базовых ценностей, норм общественного поведения и человеческой морали» - это не первостатейная задача РФС. Хотя, что я тут, крест колхозный, понимаю. Вот С. Ф. – это голова! И далее следует очень важный кусок интервью. Важный, для понимания движения начальственной мысли и слова:

Б. Л. - Как же так получается: на местах все, включая руководителей клубов, вас поддерживают, а ПФЛ объявляет, что 90 процентов ее членов с переходом не согласны?

С. Ф. - Мне кажется, что просто до многих представителей клубов не доводится реальное положение вещей, информация им преподносится тенденциозно. Со всем тем, что касается Кодекса чести, работа в ПФЛ, по-моему, вообще не ведется. Не знаю, что происходит в ПФЛ, но с теми, с кем я встречался, в том числе представителями первого и второго дивизионов, мы нашли полное взаимопонимание. Как в вопросах перехода на новую систему розыгрыша, так и по остальным нашим нововведениям.

Б. Л. - Что вы имеете в виду?

С. Ф. - Мы, в частности, подробно говорили о развитии Студенческой лиги. […]

Р. М.: И далее идут длинные рассуждения о том, как хорошо будет жить и развиваться молодежь, когда организуется и заработает студенческая лига. То есть, ещё раз следим за руками:

вопрос о том, почему все недовольны, если все так хорошо с переходом а новую систему – ответ о том, что они все не так поняли и у нас есть важный кодекс чести (о нем спрашивали?!). Уточняющий вопрос от непонимающего этой смысловой пустоты корреспондента – и финальный выпад чиновника, с уходом в мечты о студенческой лиге!

Туше!

А, после выхода на оперативный простор фантазии, можно уже не сдерживаться. И, как писали классики, «Остапа несло»:

С. Ф. - Чем хороши университеты? На базе их инфраструктуры и профессорско-преподавательского состава можно создать центры подготовки всех футбольных кадров - тренеров, менеджеров, врачей, судей, которых сегодня катастрофически не хватает. То есть построить настоящие центры развития футбола, поддержку которым можно обеспечить и со стороны министерства образования, и со стороны министерства спорта. РФС со своей стороны готов взять на себя все методическое обеспечение.

Смотрите, какая получается схема: у министерства спорта есть программа укладки полей для ДЮСШ. Но почему не состыковать ДЮСШ с местным университетом? Минспорта укладывает поле с подогревом при вузе, а школа, которая к этому вузу прикреплена, проводит там свои занятия, чем обеспечивается непрерывная система образования. ДЮСШ подпитывает Студенческую лигу, университеты оказывают помощь школе, в том числе в плане получения образования ее выпускниками.

Далее с образовавшимся региональным центром развития футбола стыкуется местная команда второй или первой лиги, которая может воспользоваться современным полем с подогревом для тех трех-четырех матчей в году, что придутся на непогоду. Фактически команды получают резервный стадион на три-четыре тысячи мест. И возможность, в свою очередь, подпитываться за счет лучших игроков студенческих команд[…]

Р. М.: После этого должны быть расписаны перспективы проведения первого межгалактического студенческого турнира, но, как сказал другой почти классик «сдержал себя Шамиль». Однако, у меня возникает небольшой вопрос: Сергей Александрович отлично придумал, как удачно можно использовать то, чем уже занимается Минспорта (читай - Мутко). Не секрет, что у Мутко не самые простые отношения с Фурсенко и министр Спорта не любит, когда решения принимают за него. Даже если это хорошие решения. По поводу того, кто будет финансировать улучшение материально-технической базы для перехода на систему осень-весна, г-н Мутко уже высказался, и это высказывание никак не вяжется с мнением нашего сегодняшнего героя и руководителя РФС. Впрочем, к этой теме мы ещё вернемся, повод будет. Пока что возникает другой, вполне резонный вопрос: а почему было не начать с начала? То есть, с молодежи, методической и материальной базы, согласования своих идей и планов с соответствующим министерством? Радует, что этот вопрос возник не только у меня, но и у Левина.

Б. Л. - У противников реформы возникает недоумение: а нельзя ли было подстегнуть усовершенствование инфраструктуры жесткими лицензионными мерами, а уж потом совершать переход?

С. Ф. - Понимаете, премьер-лига к подобному переходу практически готова уже сейчас.

Р. М.: И вот тут снова СТОП! Начинается самое интересное. Эту часть интервью я предлагаю рассматривать внимательно, под микроскопом. Потому что именно здесь Сергей Александрович говорит важнейшие вещи. Интересно знать, кто именно в премьер-лиге готов к подобному переходу прямо сейчас? Мне на память приходит только «Локомотив». Остальные московские клубы – без своих стадионов, не говоря уже про манежи. Да, в столице есть манежи, которые можно арендовать, есть Лужники, в которых можно играть в любую погоду. Но есть разница, между «можно играть» с одной стороны и «клубы готовы» с другой. И у остальных клубов та же ситуация: «Зенит», «Рубин», «Крылья», продолжать?

Может быть, «Терек» - самая готовая к переходу команда, но мне думается что грозненцам нет принципиальной разницы, по какой системе играть. И уж точно не их силами двигается этот переход.

Далее:

С. Ф. - Почему она [премьер-лига] должна ждать низшие дивизионы, которым может потребоваться четыре-пять лет? Конечно, если главная цель перехода - вторая лига, то надо было поступать так, как говорите вы [подстегнуть усовершенствование инфраструктуры жесткими лицензионными мерами, а уж потом совершать переход]. Но, не умаляя достоинств этого дивизиона, не по второй лиге судят о футболе в стране, а по ведущим клубам и сборной, которая формируется опять же из игроков ведущих клубов.

Р. М.: Эмоции. Мне кажется именно они подвели тут Сергея Фурсенко. Ну, не должен руководитель РФС признаваться, что его идея хоронит низшие дивизионы. Я прямо говорю «хоронит», потому что переходить на новую систему будут ближайшие три года, а клубам низших лиг на это нужно, даже по мнению Сергея Александровича, четыре-пять. Реально – больше. А значит, этот переход большую часть из них просто смоет, вот в эту самую временную яму, когда уже перешли, но перейти не могли. А о футболе в стране судят по ведущим клубам только любители и сторонние наблюдатели. Люди, копающие глубоко, судят о футболе в стране по силе клубов, которые не являются флагманами, по «середнячкам». Именно вторая, третья лига создают основу стабильного развития футбола. Если есть сильная конкурентная вторая по счету лига – есть база у всего национального футбола. А судить о футболе в стране по ведущим клубам и сборной (в которую еле-еле наскребают 22 игрока) – это покупаться на понты. Одно слово, любительство.

С. Ф. - Главное сейчас - жестко задать тенденцию изменения инфраструктуры, без чего мы не поменяем ее никогда.

Р. М.: Вот это мне особенно нравится. Именно об этом я говорил в самом начале, когда отмечал хамское отношение руководства ко всем, кто ниже. В переводе на разговорный русский язык, эта фраза Фурсенко (и вообще, этот посыл в переходе на новую систему) будет звучать так: «Вам, холопам, пока мудрый барин не укажет, что да как, вы же шевелиться не начнете! А теперь я все придумал, будете у меня работать, как миленькие. Что? Кто там говорит, что жрать нечего? Нечего жрать – незачем тебе, такому бестолковому, и жить. Всем работать как я сказал, и не прибедняться!»

Я, конечно, утрирую, но сам подход, когда говорится, что сначала надо всех пнуть, чтобы начали строить, мне видится ужасно неуважительным к тем, у кого уже строятся стадионы и/или манежи, но и они не будут готовы через год-два. А потом, попомните мои слова, Сергей Фурсенко не постесняется сказать, что, если бы не начали переходить на новую систему, то никто бы ничего не построил. Впрочем, это уже из будущего, нам бы тут с настоящим разобраться.

С. Ф. - Кроме всего прочего, уверен, что во второй лиге надо изменить принципы комплектования команд. В советские времена там на 70 процентов играла талантливая молодежь и только на 30 - ветераны. Сегодня же все наоборот, и это неправильно.

Р. М.: Так, кто ж мешает то? Даже оставляя за скобками вопрос о том, где играла в советские времена бездарная молодежь, я не могу понять, кто и что мешало руководителю РФС заняться студенческой лигой, второй лигой и создать, таким образом, для российского футбола надежную базу на десятилетия вперед? И, знаете, у меня есть ответ. Возможно, не правильный, но есть. Мне кажется, что мешают несколько вещей: а) некогда. Голова занята «Кодексом чести», победой на ЧМ-2018, переходом на новую систему. Когда уж тут о футболе думать? б) незачем. Об уровне футбола в стране ведь судят не по второй лиге, а по ТОП-клубам. А значит и заниматься нужно лидерами, чем Сергей Александрович и занимается. в) непонятно как. Как писать душеспасительные кодексы – дело известное (берешь 10 заповедей или «кодекс строителя коммунизма», их проверенные люди писали, и рерайтишь), а как вторую лигу в порядок приводить – Х её З.

Далее речь опять заходит о финансах, Сергея Александровича вновь выносит на общие фразы:

С. Ф. - Наша основная задача - активизировать всех участников футбольного процесса и объединить их в единый механизм. Если мы все, в том числе и бизнес-структуры, заинтересованные в развитии футбола, консолидировано будем работать на единый результат, то сможем достичь его максимально быстро.

Р. М.: Но умница Левин начинает понимать, как нужно говорить с Фурсенко и конкретизирует вопрос:

Б. Л.

- Вы недавно сказали, что "Газпром" и "ЛУКОЙЛ" уже готовы поддержать реформы РФС.

С. Ф. - Нет, я как раз этого не говорил - когда меня спросили о внебюджетных средствах, привел пример, что вкладывать их могут крупные компании такого-то уровня. Но ни о какой договоренности речь не шла - мои слова потом просто переврали.

Р. М.: Получи, Sports.ru! Переврали.

Впрочем, переврали так переврали. Все может быть. Хуже другое: в качестве источников финансирования упоминались средства государства, крупного бизнеса и местных бюджетов. Первые двое уже, в лицах Мутко и Федуна, от такого счастья, как строительство манежей и перестилание полей поспешили отказаться, а местные власти изначально говорили, что денег на это нет. Те у кого есть – и так строят. Получается, как в одной хорошей песне:

«В кабине нет шофера, но троллейбус идет, / И мотор заржавел, но мы едем вперед…»

Далее в этом интервью вас ждет ещё много интересного. Я же остановлюсь ещё только на одном моменте (да, друзья, конец этого бесконечного поста уже близок).

Б. Л. - А как вы прокомментируете всплеск разговоров о договорных матчах?

С. Ф. - Мне кажется, что эта тема искусственно раздута теми, кто играет на понижение статуса и имиджа российского футбола. Негатив пытаются выливать на все, что разрушает микроклимат футбольного сообщества.

Б. Л. - Неужели вы не согласитесь с тем, что под разговорами о договорняках есть некая почва?

С. Ф. - Над ее искоренением мы активно работаем, чему поднимаемая шумиха, зачастую на пустом месте, просто вредит. Букмекерская контора может изменить линию, узнав о нескольких травмах, а вокруг этого сразу накручивается целая история. Здоровые футбольные силы должны объединиться и прекратить ненужную шумиху, позволив устранять проблему профессионалам.

Р. М.: По-русски говоря: «Прекратите, не шумите. Мы про договорняки слышали, но ничего не видели и доказать ничего не можем. Но мы же профессионалы (речь, видимо, об инспекторах матча «Амкар» - «Ростов»), мы работаем, а вы тут муть поднимаете. Не мутите воду, все в порядке, ваша шумиха мешает нам работать». Так что, все у нас в порядке: голова в песке, но *опой чувствуется, что все в порядке. А если вы предпочитаете думать и чувствовать другими местами – это ваши частные холопские проблемы. Не до них сейчас. И вообще, барин лучше знает, как дела обстоят.

Кстати, стало ясно, что я – один из тех, кто искусственно раздувает тему договорняков и я играю на понижение статуса и имиджа российского футбола. Осталось придумать, как на этом заработать. Потому что я абсолютно уверен, что кто-то на этих играх зарабатывает.

Для завершения привожу просто нарезку лучших высказываний Сергея Александровича Фурсенко из этого интервью, чтобы вы могли оценить чистый, незумутненный язвительными комментариями слог этого могучего человека:

«необходимость внесения в нашу жизнь базовых ценностей, норм общественного поведения и человеческой морали была поддержана всеми без исключения»;

«для многих ребят не будет стоять сакраментальный вопрос: футбол или образование»;

«Человек консервативен по своей природе, поэтому плохо принимает все новое»;

«профессионалы прекрасно видят, что от матча к матчу сборная Адвоката набирает кондиции»;

«В майках сборной на поле выходят лучшие футболисты России, и свои поражения они переживают гораздо острее любого фаната»;

«За оскорбления надо бы просто вызывать на дуэль. К сожалению, в нашем случае такой вариант исключен»;

«Корабль уже пошел, но крейсерской скорости пока, конечно, не набрал»;

«Если же вдруг обнаружится предвзятость того или иного рефери, мы будем выжигать ее каленым железом».

И моя любимая:

«Надо свои амбиции унять и подумать о пользе общего дела».

К этому присоединяюсь. С поправкой: почему бы Сергею Александровичу не начать с себя и вместо pr-ходов и громких заявлений не начать работать? Студенческая лига, ЛФК, второй дивизион, первая лига - все одни ждут кипучей энергии этого могучего человека!

Или уже не ждут? Или уже не этого человека?