Несвободный художник
Сложно найти более отвратительное зрелище в футболе, чем ленивый футболист на поле. Называя себя особенным, он игнорирует свои обязанности при игре команды в обороне. Его эгоизм приводит к тому, что вся остальная команда должна трудиться в поте лица, чтобы исполнить те обязанности, которые были возложены на него, играя в эти моменты как будто бы в меньшинстве. Как много таких футболистов может быть на поле, чтобы это не причиняло ущерба игре команды?
Арриго Сакки всегда считал, что узкая специализация игроков на поле есть слабость. Как и Лобановский, он утверждал, что каждый игрок должен обладать навыками игры на различных позициях. В 2004 году, уже будучи спортивным директором "Реала", он сокрушался по этому поводу: «В моем видении, плеймейкер это тот, у кого в данный момент мяч. Но если мяч у Макелеле, понятно, что французу с этой ролью не справиться у него просто-напросто нет идей, хотя он и великолепен в отборе». Используя нехитрые законы логики, мы можем интерпретировать эту нелюбовь и в обратную сторону: «В моем видении, защитник это то игрок, у которого нет мяча. но если у вас есть Мистер Лентяй, то он и не собирается бороться за мяч. Он не не приносит никакой пользы в отборе, хотя, конечно, он великолепен в атаке».
Когда Сакки ушел из «Милана» за закатом своей карьеры в сборную, Фабио Капелло возглавил «россонери», и 4 раза выиграл скудетто, добавив ко всему прочему и победу в Лиге Чемпионов, выдав серию в 58 игр без поражений. Одними из лидеров команды были две яркие индивидуальности: Десайи, отличный защитник или опорный полузащитник, и Деян Савичевич, блестящий атакующий, креативный игрок. Ни тот, ни другой в команде Сакки не играли, и подобной роли на поле в системе Сакки предусмотрено не было.
Многие тренеры и специалисты, употребляя фразу «В обороне должны принимать участие все 11 игроков команды», считают ее аксиомой.
На самом деле, тема индивидуальности или коллективизма в схеме игры команды не обсуждается до тех пор, пока между этими характеристиками удерживается баланс, позволяющий команде побеждать. Глядя на нынешний «Милан», учитывая историю клуба, мы видим, как на поле решается один из едва ли не самых главных вопросов построения тактики в современном футболе: «Как много игроков могут быть освобождены от оборонительных обязанностей».
В матче против «Чезены», Массимилано Аллегри в атаку отрядил три четверти своего квартета звезд атаки: Роналдиньо, Ибрагимович и Пато, три креативных атакующих игрока, которые определяли ход игры на половине поля «Чезены», но в оборонительных действиях участия почти не принимавшие.
В обычной схеме 4-5-1/4-3-3, как у Моуринью в свое время в «Челси», зоны ответственности при обороне определены довольно четко.
Обязанности каждого игрока ясны: когда мяч попадает в твою зону, пришло время начинать за него бороться. Когда тридцать процентов полевых игроков не выполняют эти обязанности, играть без них становится гораздо сложнее. Было бы логичным расширить эти зоны таким образом, чтобы оставшиеся 7 игроков прикрывали зоны той троицы, что не борется за мяч.
При этом стоит отметить, что в классической зонной 4-4-2 зависимость позиции на поле отдельных полузащитников от отдельных нападающих вообще отсутствует: она выражается только в изменении расстояния между линиями атаки и полузащиты в целом, в то время, как связи между позициями игроков выражаются парами «форвард-форвард», «центральный полузащитник-центральный полузащитник», тройками «центральный полузащитник-фланговый полузащитник-фуллбек», и т.д. В 4-2-3-1 зависимости несколько иные, но проблему вызывают ту же самую.
Суть проблемы состоит в банальной модели, которую можно проецировать на большинство игровых ситуаций, приводящих к обострению атаки или ошибкам защиты. Даже при идеальной зоне рано или поздно возникает момент, когда соперник принимает мяч между двух линий к примеру, между полузащитой и защитой, и получает определенное время и пространство для атаки. В случае, когда фактически вся атакующая линия выключена из борьбы, полузащитники оказываются в ситуации, когда им предлагают аналог шахматной «вилки». Либо полузащитник сокращает время на обработку мяча в зоне, которая находится между ним и воротами соперника, либо в зоне, которая находится между ним и собственной обороной. Выбор любого из вариантов непременно ведет к освобождению в одном из участков поля свободной для соперника зоны (следует представить ситуацию полузащитник выходит вперед, оголяя свою зону, при этом его зону тут же необходимо страховать опорнику, другому полузащитнику или защитнику, из зону соответственно другому игроку и т.д., что и приводит к разрывам в защитных линиях). Впрочем, мобильная и умелая в отборе линия полузащиты за счет готовности и индивидуального мастерства способна на определенном промежутке времени играть в таком режиме.
Для любого из полузащитников это довольно непростая задача, которая требует отменной физической готовности. И уж тем более эта задача сложна для 32-летнего Гаттузо и 33-летнего Амброзини. Оба слишком часто в итоге теряли позицию и оказывались в различные моменты игры в позициях, абсолютно неадекватных ситуации на поле, вследствие чего Пирло, игравший на позиции оборонительного полузащитника, зачастую оказывался один на один против убегающей в контратаку полузащиты «Чезены».
Возможным решением проблемы были глубокие (играющие максимально близко к своим воротам) линии защиты и полузащиты, встречавшие бы контратаки соперника (что уменьшало бы размер возникающих разрывов в зонах, вплоть до их исключения за счет мобильного прикрытия позиции, расположенной в 3-5 метрах от исходной позиции страхующего).
При этом три атакующих «гения» оставались на своих позициях, и их зоны не растягивались. Они и так в обороне участия не принимали, игнорируя игроков соперника, когда те находились вне их зоны. Но тогда у «Милана» возникала другая проблема как забить? И Роналдиньо, и Ибрагимович, и Пато нуждаются в поддержке для создания голевого момента.
В матче против «Чезены», завладев мячом, Ибрагимович старался придержать мяч, дабы дождаться подключения полузащитников. Но такая схема развития атаки не работала пока полузащитники занимали свои позиции (а почему он их теряли, см. выше), Ибрагимович мяча уже лишался. Даже когда в центре атаки появился Индзаги, забить «Милану» все не удавалось. Почему? Потому что «Чезена» играла глубоко и очень плотно, максимально сокращая расстояние между линиями игроков, чтобы сократить свободное пространство, оставленное для форвардов соперника. Насколько бы великолепным не был Роналдиньо, но семерых игроков на пути к голу ему все-таки обвести сложно.
В итоге атака нуждалась в полузащитниках для того, чтобы забивать голы, защита чтобы не пропускать, но не получилось ни того, ни другого. «Милан» оказался между двух огней и в итоге погорел.
В то же время, во времена Сакки, команда играла по иным принципам. Когда они контролировали игру, то были способны создать численное преимущество в любой момент в любой зоне как в атаке, так и в защите. Между линиями защиты, полузащиты и атаки обычно было не более 7 метров при игре в обороне, а от игроков он требовал, чтобы расстояние от последнего защитника до последнего форварда не превышало 25 метров, что исключало как предоставление сопернику свободного пространства, так и обеспечивало готовность защитников и полузащитников в любой момент поддержать атаку.
Команда Сакки в 1989 году, и расстояние между линиями.
В итоге для такой игры требовались защитники, способные атаковать, и форварды, способные защищаться. Эти принципы игры, заложенные в схему Сакки, более чем актуальны и теперь.
Можно сказать, что это было продолжением идей тотального футбола, но не стоит сводить тотальный футбол к примитивному «все в атаке, все в защите». Главной идеей было сократить, сузить игровое пространство при обороне, и расширить, увеличить его в атаке. Прагматичный Капелло перенял эту идею от Сакки, и модифицировал ее, предоставив свободу некоторым игрокам в определенной области исполнения обязанностей. Главной проблемой было определить кому должно предоставляться исключение.
Например, Аршавин в матче «Арсенала» против «Браги» крайне неохотно включался в борьбу за мяч с защитниками, но несмотря на это ушел с поля, забив гол и сделав две голевые передачи. Но при этом он был единственным игроком в своей команде, за которого приходилось в отборе отрабатывать всем остальным; площадь поля, которую необходимо было перекрывать дополнительно была гораздо меньше, чем в случае с «Миланом» - там необходимо было перекрыть почти половину всего игрового пространства.
Как показывает практика, сейчас совсем не обязательно заставлять всех полевых игроков исполнять те обязанности, о которых мы говорили, в одинаковом объеме. Тем более, что, к примеру, активная деятельность даже без мяча такого форварда, как Торрес или Дрогба способна связать сразу двух центральных защитников соперника, не позволяя им подключаться к атаке и создавать тем самым численное преимущество.
Однако, как мы и отмечали выше, при этом необходимо соблюсти баланс. Яркий пример для сравнения Роббен против Капдевильи в финале Чемпионата Мира и Роналдиньо в матче против «Чезены». Остававшийся в атаке Роббен не просто оставил без поддержки атаку испанцев на фланге, но и настолько загонял Капдевилью, что имел достаточное количество голевых моментов. В то же время, Роналдиньо хоть и столь же опасен, но учитывая, что в атаке они оставались втроем с Ибрагимовичем и Пато, соперник оставлял в обороне также достаточное количество защитников, что уменьшало вероятность прорыва по флангу, пользуясь потерей защитником позиции.
Итак, делая некоторые выводы из нашего повествования, можно сказать, что временами освобождение одного игрока от оборонительных функций повышает эффективность игры команды как в атаке, так и в защите, но если количество этих игроков чрезмерно (зачастую одного игрока более чем достаточно), это приводит к дисбалансу как в атакующей, так и в защитной схеме игры.
В качестве базиса использовался текст holdingmidfield.com, а также другие материалы, в том числе блоги трибуны и googlebooks.
п.с: ну и есс-но, речь идет о более-менее равных по классу командах. Против нашего пердива, боюсь, милан может себе позволить и с 3 «лентяями» выйти, и с 4, и с 5! :)) Там одного Гаттузо и крайних защитников хватит, чтобы на опережении все единоборства снять..
Впрочем, мы об одном и том же: то есть о примитивно простом вопросе - сколько человек в команда могут забить на оборону? Вроде выяснили в итоге, что 1 - безболезненно, два - могут, три и больше - это уже если повезёт. Соперник не умеет забивать и т.д.
Заметь, тут ничего не говорится про из позиции на поле, это могут быть и 2 напада, и 1 напад и 1 АМ, тут речь идет об общем количестве, об арифметике. Т.е. предпологается, что надежную оборону можно выстроить всего лишь в 8 человек..
п.с: а еще вспомни наш любимый манагер.. Как много схем на кубке тактик, где защищаются 5, а то и 4 человека, а остальные «все в атаке»? ;) И начинается такая развеселая игра без ворот: ах, отбились наши защи, ну и славненько, ну и понеслись тогда снова в атаку! ))
И, собственно, Роналдинью и Пато именно в этом компоненте не работают, в том числе поэтому у «Милана» и проблемы в игре.
В моем понимании, действия крайних нападающих при обороне просты - надо сдержать чужого крайнего защитника. Если тот остался сзади - проблем нет, прессингуй его, или просто будь рядом, «держи от прохода» (как говорят в баскетболе). А если пошел вперед, то тут 2 вариант: или догоняй, или наоборот, останься в его зоне и накажи за несвоевременное подключение :) Это уж как получится.. или как класса хватит.
http://www.guardian.co.uk/football/chalkboards/92Gwo490sKTI5D007S94
Короче, как мне кажется, от игры фланговых игроков атаки в обороне (при потере мяча) зависит в той же 4-3-3 (4-2-3-1) едва ли не больше, чем от класса фланговых защитников (т.к. те постоянно подключены в атаку), их задача - сдержать развитие атаки по флангу, которые зачастую оказываются оголены. Панатинаикос показал, что происходит, когда фланговые игроки атаки занимаются ерундой.
с извлечениями, конечно, но начинать имхо надо с gbooks